I. Развитие налогового законодательства в древней Руси
На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: «В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, имаху по белей Веверице от дыма». Как отмечал Б.Д. Греков: «Княгиня Ольга в Х веке в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше».
Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно- финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.
Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налоги упоминаются под разными названиями, как то: дань (общее названия всех сборов), оброк, урок. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением. Дань как прямая подать существовала на протяжении XI-XII вв. и первой половины XIII в.
Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, являлся одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги.
В истории законодательного регулирования податной системы не остался бесследным период нахождения Руси под господством Золотой Орды. Во времена Золотой Орды (1243-1480) появляются различного вида подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», главными из них были: «выход», налог непосредственно монгольскому хану, торговые сборы («мыт», «тамка»), извозные повинности, взносы на содержание монгольских послов и др. В XIII в. дань взимается в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191-1246) более 200 лет. В ханских ярлыках второй половины XIII в. - середины XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как дань, запрос, дары, почестие, ямы, тамга, пошлины вообще. Часть из них выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральные поборы. Первоначально сбором податей занимались сами татары через своих фискальных чиновников - баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. С XIII в. в податной системе Руси большое развитие получила посошная подать. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения.(Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель) Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В XIV-XV в.в., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну – в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Иоанн III закрепляет исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво – медовая дань.
К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин и прямых налогов. Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю.
Со второй половины XIV в. налоги стали взиматься с сохи, ставшей главной единицей обложения. Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под термином подати имели ввиду не только денежные платежи и натуральные сборы , а также личные повинности. Раскладка податей производилась совместной деятельностью правительства и общества. Раскладка податей происходила путем развода и разруба. При этом учитывались два момента: правительственный оклад и мирская раскладка, первый включал в себя определение количества тяглых хозяйств, тягло способность плательщиков и их оклад, второе - распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостояньем. Развод представлял из себя раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, между частями государства и группами тяглецов посошно или повытно. Разруб представлял собой дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).
С конца X в. взимается дорожная пошлина. Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные таможенные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз – в 1753 г.
В период феодальной раздробленности (XIII- XIV) кроме указанных видов налогообложения распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» - за прочие преступления. К началу XVI в. данью или данными деньгами, стали называть целую группу налогов (кроме дании – прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.