Финансовая политика компании

Раздел 3. Финансовый менеджмент

В результате углубленного изучения курса бакалавры должны:

Знать

- базовые понятия и принципы организации финансов и финансовой деятельности предприятия;

- содержание и источники образования финансовых ресурсов и капитала организации;

- методы формирования и использования доходов, расходов и прибыли;

- порядок налогообложения российских предприятий;

- технологию составления, анализа и прогнозирования финансовой отчетности;

- методический подход к управлению и оптимизации денежных потоков;

- порядок финансирования долгосрочных инвестиций в основной капитал;

- методику финансирования инвестиций в оборотный капитал;

- методический подход к анализу и оценке финансового состояния предприятия;

- содержание и порядок финансового планирования, бюджетирования и контроля в организации.

Уметь

- находить и оценивать теоретические и практические материалы, полученные из специальной экономической литературы, выражающие базовые понятия и принципы, используемые в процессе управления финансами предприятий;

- пользоваться методическим инструментарием, позволяющим анализировать и оценивать финансовую структуру капитала предприятия с позиции нахождения оптимального управленческого решения;

- выбирать и оценивать наиболее рациональные способы финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал;

- систематизировать и анализировать данные финансовой отчетности, отражающие финансовую устойчивость, доходность, деловую репутацию и рыночную активность предприятия с целью принятия управленческих решений;

- оптимизировать денежные потоки по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия с целью преодоления дефицита денежных средств в отдельные периоды;

- разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и оперативные финансовые планы (бюджеты) по предприятию в целом и его структурным подразделениям (филиалам);

Владеть

- теоретическими приёмами, используемыми в отечественной и зарубежной теории для принятия обоснованных финансовых решений;

- способами выбора наиболее доступных и надежных источников привлечения капитала и финансовых ресурсов для финансирования операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий;

- методами сбора, обработки, анализа, планирования и контроля критериальных показателей финансовой отчетности предприятий;

- концептуальными подходами, методами и приемами анализа финансового состояния организации;

- методиками разработки и контроля операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов по предприятию в целом и его подразделениям (бизнес-единицам);

- навыками применения программных продуктов, использования компьютерной техники и технологии для принятия финансовых управленческих решений.

Глава 11. Теоретические основы финансовой деятельности компании

Содержание финансов и финансовой деятельности компании

Финансы компании выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.

Капитал (пассивы баланса) служит источником образования активов (имущества). Он включает в себя уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенную прибыль.

Доходы выступают в форме выручки от продажи товаров (работ, услуг) и прочие поступления.

Денежные фонды – обособившаяся часть денежных средств организации, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование. Денежные фонды представлены фондами потребления, накопления и резервными. Они являются объектами финансового анализа, планирования и контроля. Денежные фонды представляют собой только часть денежных средств, находящихся в обороте организации.

Денежные средствапредставляют собой деньги (в наличной и безналичной формах), находящихся в полном распоряжении компании и используемые им без всяких ограничений.

Денежные потоки – это целенаправленное движение денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности у любой компании.

Финансовая деятельность – авансирование капитала в производственно - торговый процесс для последующего его увеличения за счет полученной прибыли. Следует пояснить, что прибыль – форма дохода компании, образованного за счет всех видов деятельности.

Эффективность финансовой деятельности организации должна базироваться на системе представительных финансово-экономических показателей. От их правильного выбора зависит принятие управленческих решений, касающихся состава, структуры и стоимости активов, величины собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств, объема выручки и прибыли от продаж и способов их достижения. Точность и полнота учета и анализа финансовых показателей позволяет оценивать достигнутый и необходимый уровень финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности, установить оптимальные размеры запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, целесообразность инвестиций в реальные и финансовые активы.

Экономическая сущность финансов в процессе хозяйственной деятельности проявляется в их функциях. Следует помнить, что функция должна быть специфичной для данной стоимостной категории. Поэтому в условиях рыночного хозяйства правомерно признать у финансов компаний наличие трех функций:

1. Формирование капитала, доходов и денежных фондов;

2. Использование капитала, доходов и денежных фондов;

3. Контрольная функция.

Первая функция служит необходимым условием обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. За счет первичного распределения доходов предприятий образуются специальные денежные фонды, которые находят отражение в их финансовых планах. Следовательно, с помощью первой функции финансов осуществляют следующие операции:

ü образование уставного и резервного капитала организации;

ü привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития;

ü мобилизацию кредитов с рынка ссудного капитала;

ü аккумуляцию средств денежных фондов, образуемых в составе выручки от продаж;

ü формирование нераспределенной прибыли;

ü привлечение специальных целевых средств;

ü учет, анализ и планирование формирования капитала, доходов и денежных фондов.

В результате достигают сбалансированности между движением материальных и денежных ресурсов и образуют финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения непрерывности производственного процесса на предприятии и выполнения всех его обязательств перед партнерами и государством.

Вторая функция (использование капитала, доходов и денежных фондов) обуславливает следующие экономические процессы:

ü оптимизацию вложения капитала (собственного и заемного) во внеоборотные и оборотные активы;

ü обеспечение налоговых платежей в бюджетный фонд государства;

ü вложение денежных средств в наиболее ликвидные активы;

ü использование доходов на цели потребления, развития и создания резервов;

ü учет и анализ использования капитала, доходов и денежных фондов.

В результате происходит максимизация стоимости капитала предприятия.

В третьей - контрольной функции - финансы используют для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при формировании и расходовании доходов организаций и государства.

Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов, например, при уплате налогов и сборов в бюджетный фонд.

Она предоставляет возможность государству воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности компаний.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности. Эта информация служит исходной базой для расчета аналитических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, доходность, деловую и рыночную активность организаций.

Финансовые показатели (абсолютные и относительные) позволяют оценить результаты деятельности и наметить меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Поскольку сигналы, посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные финансовые показатели (выручку от продажи товаров, инвестиции, активы, собственный капитал, прибыль и др.), то остро встает вопрос о достоверности финансовой информации. Только при условии ее достоверности можно принимать обоснованные управленческие решения.

Контрольная функция финансов, объективно присущая финансам, может быть реализована на практике с большей или меньшей полнотой. Степень и полнота реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в экономике страны.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех компаний и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства (включая учет и отчетность), соблюдение установленных правил выполнения финансовых обязательств.

Финансовый контроль в России осуществляют:

ü финансовая и бухгалтерская службы компаний - при оплате счетов поставщиков за товары и услуги, регулировании издержек производства и обращения, отгрузке продукции, взыскании дебиторской задолженности и др.;

ü банки - в ходе кредитования своих клиентов, наблюдении за кассовой дисциплиной;

ü налоговые органы – при уплате юридическими и физическими лицами налогов и сборов в бюджетный фонд и др.

Контрольная функция обусловлена наличием у финансов других функций, с которыми она тесно взаимосвязана.

Практическая реализация функций финансов определяет их роль в хозяйственном обороте. Эта роль заключается в следующем:

1. Обслуживание индивидуального кругооборота фондов, то есть смену форм стоимости. В процессе индивидуального кругооборота денежная форма стоимости (Д) превращается в товарную (Т) и после завершения процесса производства (П) и реализации готового продукта товарная форма стоимости (Т`) вновь выступает в первоначальной денежной форме (Д`), включающей прибыль.

2. Распределение выручки (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления (с), фонд оплаты труда (V) и чистый доход, выступающий в форме прибили (m).

3. Перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные налоги, относимые на финансовый результат) и прибыль, оставленную в распоряжении предприятия на его нужды (чистая прибыль).

4. Использование чистой прибыли на цели потребления, накопления, образование резервов и на другие расходы, предусмотренные в финансовом плане.

5. Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, то есть за состоянием платежеспособности, ликвидности и финансовой независимости компании.

В отличие от финансов кредит – форма движения ссудного капитала. Он предоставляется банками заемщикам на платной и возвратной основе. Ссудный капитал образуется из различных источников: за счет временно высвобождающихся из оборота средств хозяйствующих субъектов, население, банков и бюджета. Формирование ссудного капитала из указанных источников свидетельствует о тесной связи финансов и кредита, поскольку они являются денежными отношениями. Однако существуют различные способы предоставления финансовых и кредитных ресурсов хозяйствующим субъектам.

Финансовые инструменты

В категории «финансы» тесно связано понятие «финансовые инструменты». Первое понятие имеет главным образом теоретическое значение, а второе – практическую направленность. В настоящее время понятие «финансовые инструменты» широко используют не только в специальной экономической литературе, но и в ряде нормативных документов. Например, в Концепции развития рынка ценных бумаг в России.

Существуют различные подходы в трактовке понятия «финансовые инструменты». При самом упрощенном подходе выделяют три вида финансовых инструментов:

1. Денежные средства (средства в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках);

2. Кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты);

3. Способы участия в уставном капитале (акции, паи, доли).

По мере развития рынка капитала появились новые виды финансовых инструментов (форвардные, опционные и фьючерсные контракты, СВОПы).

В современных условиях наиболее развернутое определение понятию «финансовые инструменты» дано в международном стандарте бухгалтерского учета. «Финансовые инструменты» (IAS – 32), который введен в действие с 01.01.1996 года. Согласно этому стандарту под финансовым инструментом понимают любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансового актива одной компании и финансового обязательства (долевого или долгового характера) другой компании.

Таким образом, к финансовым инструментам относят:

- денежные средства;

- контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или иной вид финансовых активов;

- контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально выгодных условиях.

К финансовым обязательствам относят следующие контактные обязательства:

- выплатить другой компании денежные средства или предоставить иной финансовый актив;

- обменяться финансовым инструментом в другой компании на потенциально выгодных условиях (например, продажа дебиторской задолженности с дисконтом).

Квалифицировать операцию как финансовый инструмент позволяет следующие видовые характеристики: в основу операции положены финансовые активы и обязательства; операция имеет форму договора (контракта).

Финансовые инструменты классифицируют на:

1. Первичные (кредиты, акции, облигации и другие эмиссионные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность по текущим хозяйственным операциям). Первичные финансовые инструменты имеют определенность, которая предусматривает акт купли-продажи или акт поставки-получения некоторого финансового актива, в результате чего возникают взаимные финансовые требования (например, договор банковского вклада, кредитный договор, договор банковского счета, договор поручительства, договор банковской гарантии и т.д.);

2. Вторичные – производные (деривативы) форвардные, опционные и фьючерсные контракты, процентные и валютные СВОПы и прочее. Они предусматривают возможность купли-продажи права на приобретение-поставку базового актива или получение-выплату дохода, связанного с изменением некоторой характеристики данного актива (например, цены).

Форвардный контракт – официально закрепленное соглашение двух сторон о купле-продаже актива в будущем по цене, установленной договором на настоящий момент времени. По условиям контракт одна сторона должна поставить актив в установленный срок в расчетный день. Другая сторона контракта должна заплатить предварительно оговоренную сумму (цену) по договору и забрать актив. Форвардные контракты можно продавать и покупать. Цена форвардного контракта является фиксированной.

Фьючерсный контракт представляет собой форвардный контракт, обладающей той особенностью, что выгоды и потери определяют ежедневно, а не в расчетный день. Если покупают фьючерсный контракт и цены на актив сегодня повышаются, то покупатель имеет прибыль, а продавец контракта - убыток. Продавец платит по полной цене. На следующий день торговля начинается заново, и не одна сторона недолжна другой стороне. Такое свойство контракта осуществлять расчеты заново называют «переоценкой в соответствии с рыночной ценой». При ежедневной схеме расчетов риск невыплаты значительно снижается.

Опционный контракт-соглашение, дающее его обладателю право, но не обязанность купить-продать какой-либо актив (включая финансовый) по определенной цене в оговоренный срок. Опцион бывает двух видов: пут(put) – опцион на право продажи и колл ( koll) - опцион на право покупки. У владельца пута имеется право, но не обязанность, продать актив, а у владельца колла имеется право, но не обязанность, купить актив по фиксированной цене, которая называется ценой исполнения опциона на определенное время. Опционы США могут быть исполнены в любое время. Европейские опционы можно использовать только в день окончания контракта. Большинство опционов – американские.

Обменный контракт или СВОП – это соглашение двух сторон об обмене денежными потоками в определенные периоды времени. На практике большинство обменных контрактов попадают под три основных категории: валютные СВОПы, СВОПы процентной ставки и товарные СВОПы. По валютному СВОПу две компании договариваются об обмене определенной суммы в одной валюте на фиксированный срок в будущем.

Валютные СВОПы и СВОПы процентной ставки часто комбинируют. Например, организация получает финансирование с плавающим процентом в одной валюте и обменивает его с помощью СВОПа на финансирование с фиксированным процентом в другой валюте.

Выплаты по займама с плавающим процентом всегда образуются на каком-либо индексе. Например, годовая ставка по казначейским обязательствам. СВОП процентной ставки может вкючать обмен одного займа с плавающим процентом на другой как способ изменения основного индекса.

Товарный СВОП – это соглашение об обмене определенного количества товаров в определенный срок в будущем. Товарные СВОПы- новый тип обменных контрактов, который обладает большим потенциалом развития, особенно на нефтяном рынке.

В отдельных сегментах финансового рынка обращаются следующие виды финансовых инструментов:

- на фондовом рынке – акции и корпоративные облигации; облигации федерального и субфедеральных займов;

- на кредитном рынке – денежные активы (рублевые и валютные), чеки, аккредитивы, векселя, депозитные сертификаты, коносаменты, представляющие собой товарораспорядительные документы;

- на валютном рынке – валютные активы, документарные валютные аккредитивы, валютные банковские чеки, валютные банковские векселя, валютные опционные и фьючерсные контракты, валютные СВОПы.

- на страховом рынке – контракты на страховые услуги (например, страховой полис), договор перестрахования, аварийная подписка (финансовое обязательство грузополучателя оплатить свою долю убытка от общей аварии при перевозке груза);

- на рынке золота и драгоценных металлов – золото как финансовый авуар, система различных деривативов, используемых при осуществлении сделок на бирже.

Информационным обеспечением использования финансовых инструментов на рынке являются следующие виды информации:

- нормативная – законодательные и нормативные акты, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг;

- бухгалтерская – отчет о финансовых результатах (базовая прибыль(убыток) в расчете на одну акцию); отчет об изменениях капитала (дивиденды, увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций и др.);

- статистическая – объем долгосрочных, краткосрочных и прочих финансовых вложений;

- аналитическая – аналитические обзоры и оценки финансовых аналитиков, сведения, официально публикуемые Банком России и другими государственными органами.

Для оценки финансовых инструментов используют следующие показатели:

- дивиденды;

- объем сделок на фондовой бирже;

- характеристика сделок;

- срочность;

- курсы ценных бумаг;

- проценты, выплачиваемые по облигациям и т.д.

Финансовая политика компании

Финансовая политика компании предполагает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных его учредительными документами (уставом). Это могут быть такие задачи, как усиление позиций на рынке товаров и услуг, достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса, увеличение благосостояния собственников (акционеров).

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, частых неплатежей, непредсказуемости налоговой и денежно-кредитной политики государства многие компании вынуждены вести политику, направленную на выживание. Это выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур.

Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций) и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производства; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами собственников(акционеров) и финансовой дирекции акционерной компании и пр.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

1. разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности бизнеса и защиты от предпринимательского риска;

2. выявление основных источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают возможности развития коммерческой деятельности. Кроме того принимают во внимание состояние макроэкономической конъюнктуры (ставки налогообложения, учетную ставку банковского процента, нормы обязательного резервирования для кредитных организаций, тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и др.);

3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка эффективности различных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.)

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики компании, стратегическими задачами которой являются:

- максимизация прибыли как источника экономического роста;

- оптимизация стоимости и структуры капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности организации;

- достижение финансовой открытости для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;

- обеспечение инвестиционной привлекательности компании;

- использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования и др.;

- разработка эффективного механизма управления корпоративными финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей предпринимательской деятельности, адекватным рыночным условиям и поиск путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами организации постоянно возникает проблема гармонизации интересов собственников и менеджеров по вопросам осуществления инвестиционной, дивидендной и маркетинговой политики.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику разделяют на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (три-пять лет) и предполагающий решение крупномасштабных задач развития компании. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития производственного и финансового потенциала, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами по бизнесу (поставщиками, покупателями , инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.)

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития компании. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов (финансистов) для мобилизации финансовых ресурсов для достижения поставленных целей.

К важнейшим направления разработки финансовой стратегии относят:

- анализ и оценку финансово-экономического состояния организации;

- разработку учетной и налоговой политики;

- управление внеоборотными активами и амортизационную политику;

- управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

- ценовую политику;

- выбор дивидендной и инвестиционной политики;

- оценку достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение ключевых параметров деятельности: объем продаж, издержки, прибыль и рентабельность производства, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая политика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика в финансовой политике тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Наши рекомендации