Абрамов Н.А. Финансовое право. Курс лекций. - Казань: "Юниверсум", 2014. - 98 с

Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в РФ и ЕС. Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 87 с.

Тема №9. Индивидуальный подоходный налог. Правовое регулирование финансово-правовой ответственности. 1.Функции налогов: понятие, виды, соотношения. 2.Доходы, облагаемые у источника выплаты. 3.Пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, облагаемые у источников выплаты. 4.Налогообложения доходов в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей. 5.Налогообложение доходов адвоката, частных нотариусов, индивидуального предпринимателя и имущественного дохода. 6.Декларация по индивидуальному подоходному налогу.

1.Функции налогов: понятие, виды, соотношения.Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог; ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой; налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога; срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. Правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога./8, с.58/Налоги бывают двух видов. Первый вид налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги./8, с.84/Налоговым законом на 2000 год были определены следующие виды налогов, сборов и других обязательных платежей в Республике Казахстан:1. Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе".2. Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся: на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды)./8, с.91/Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие важнейшие функции: фискальная (обеспечение доходов бюджетов)регулировочная (создание общего налогового режима)контрольная (координация и финансовый контроль деятельности с использованием государственными органами налоговых методов)правовая (формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация)стимулирующая (регулирование через систему налоговых льгот санкций производственной и социальной активности).Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Социальная или парораспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фонда емкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Парораспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному.

2.Доходы, облагаемые у источника выплаты.Доход облагаемые у источника выплаты представляют: дивиденды; вознаграждения по депозитам (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых физическим лицам по их вкладам в банках); выигрыши; доходы нерезидентов из источников в РК; вознаграждение,
выплачиваемое юридическим лицам (кроме вознаграждения, выплачиваемого банкам-резидентам, накопительным пенсионным фондам,
лизингодателям и по долговым ценным бумагам); вознаграждение по
долговым ценным бумагам в виде купона, выплачиваемое эмитентом
в соответствии с условиями выпуска.
Сумма налога определяется налоговым агентом путем применения ставки в 30 % к сумме выплачиваемого дохода, облагаемого у источника выплаты. Налоговые агенты обязаны перечислить суммы налогов, удержанных у источника выплаты, не позднее 5 рабочих дней после окончания месяца.
Налоговым периодом для данного налога является календарный год. Декларация по корпоративному подоходному налогу представляется налоговому органу не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Декларация состоит из декларации и

3.Пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, облагаемые у источников выплаты. Доход в виде пенсионных выплат, облагаемый у источника выплаты, определяется как доход в виде пенсионных выплат, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, уменьшенный на сумму налоговых вычетов, предусмотренных настоящей статьей. При этом корректировки, предусмотренные статьей 156 настоящего Кодекса, и налоговые вычеты производятся только тем накопительным пенсионным фондом, который осуществляет пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов.К доходу в виде пенсионных выплат, подлежащему налогообложению, относятся выплаты, осуществляемые накопительными пенсионными фондами: 1) из пенсионных накоплений налогоплательщиков, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов и (или) добровольных профессиональных пенсионных взносов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) добровольных пенсионных взносов в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. По выплатам, предусмотренным настоящим подпунктом, при определении дохода в виде пенсионных выплат, облагаемого у источника выплаты, применяется налоговый вычет в сумме одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода, за каждый месяц начисления дохода независимо от периодичности осуществления выплат, если иное не установлено настоящей статьей; 2) в соответствии с законодательством Республики Казахстан физическим лицам-резидентам Республики Казахстан, достигшим пенсионного возраста и выезжающим или выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. По выплатам, предусмотренным настоящим подпунктом, при определении дохода в виде пенсионных выплат, облагаемого у источника выплаты, применяется налоговый вычет в сумме 12-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода, если иное не установлено настоящей статьей 3) в соответствии с законодательством Республики Казахстан физическим лицам-резидентам Республики Казахстан, не достигшим пенсионного возраста и выезжающим или выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан; 4) физическим лицам в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 4. Налогообложения доходов в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей.Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем применения ставок, установленных пунктами 1 и 2 статьи 158настоящего Кодекса, к сумме начисленного дохода в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемого у источника выплаты. Доходом в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемым у источника выплаты, является выплачиваемый налоговым агентом доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса. Для целей настоящего раздела к дивидендам относится также чистый доход от доверительного управления учредителя доверительного управления по договору доверительного управления либо выгода приобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления, полученный от юридического лица, являющегося доверительным управляющим. Сумма удержанного индивидуального подоходного налога при выплате выигрыша, вознаграждения при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога у источника выплаты, относится в зачет индивидуального подоходного налога, исчисленного за налоговый период индивидуальным предпринимателем, осуществляющим исчисление и уплату налогов в порядке, установленном статьями 178 и 179 настоящего Кодекса.

5. Налогообложение доходов адвоката, частных нотариусов, индивидуального предпринимателя и имущественного дохода.В соответствии с законодательством РК о нотариате, нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

А юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, также не является предпринимательской деятельностью.

Тем самым законодатель исключил деятельности адвоката и частного нотариуса из категории предпринимательской деятельности.

I. Относительно налогов в бюджет

Учитывая, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого, налогообложение деятельности адвоката и частного нотариуса регулируется действующим налоговым законодательством РК, в частности Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года N 99-IV.

Индивидуальный подоходный налог и социальный налог

Доходом частных нотариусов и адвокатов являются все виды доходов, полученных от осуществления нотариальной и адвокатской деятельности, включая оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

Частный нотариус и адвокат, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РК возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты, именуются налоговым агентом. Тем самым, если частный нотариус или адвокат заключает трудовой договор с работником, они согласно налоговому законодательству Республики Казахстан будут именоваться налоговым агентом, и обязаны исполнять налоговые обязательства работников в части исчисления, удержания и перечисления налогов, удерживаемых у источника выплаты. Налог на добавленную стоимость

Услуги, оказываемых по осуществлению нотариальных действий, адвокатской деятельности, местом реализации которых является Республика Казахстан, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Плательщики обязательных пенсионных взносов

Агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – Агент) – физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

Адвокаты и частные нотариусы подлежат учету в качестве Агентов в налоговых органах по месту своего нахождения (жительства). Агенты, использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды.

Частные нотариусы и адвокаты исчисляют обязательные пенсионные взносы за каждый месяц налогового периода и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в свою пользу.

6. Декларация по индивидуальному подоходному налогу.

1. Декларацию по индивидуальному подоходному налогу представляют следующие налогоплательщики-резиденты:

1) индивидуальные предприниматели;

2) частные нотариусы, адвокаты;

3) физические лица, получившие имущественный доход;

4) физические лица, получившие прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;

5) физические лица, имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

2. Депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией", представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и заее пределами.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, по доходам, включаемым в объект налогообложения в соответствии со статьей 427 настоящего Кодекса, декларацию по индивидуальному подоходному налогу не представляют.

Контрольные вопросы :

1. Что в налогом законодательстве понимается под авансовыми платежами?

2.Назовите элементы налога на добавленную стоимость..

3.Из доходов физического лица,подлежащих налогообложению, какие виды доходов исключается?

4.Раскройте понятие и содержание корпоративного и индивидуального подоходного налога.

5.В чем состоит особенность исчисления и уплаты индивидуального подоходного налога?

Список литературы:

Найманбаева С.С. Финансовое право (общая и особенная части) Алматы, Данекер, 2004.

Наши рекомендации