МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. сти, это может стать одной из причин предпочтения по­требителем ее продукции

сти, это может стать одной из причин предпочтения по­требителем ее продукции. Согласно исследованию, орга­низованному The Conference Board в 23 странах, если в 1993 г. 62% потребителей делали выбор в пользу соци­ально ответственных компаний, то в 1997 г. таких потре­бителей было уже 76%, а в 1999 — 83%.

Специальные социологические исследования показы­вают, что самими предпринимателями и топ-менеджера­ми в качестве причин и мотивов благотворительности ука­зывается широкий спектр психологических и экономи­ческих факторов, вроде: 11 обыкновенный человеческий альтруизм: «нравятся мне

эти ребята», «жалко мне их» и т. п.; II социальная ответственность; II формирование имиджа фирмы; II реклама; II налоговые льготы и т. п.

Одна из наиболее распространенных мотиваций — да­рение собирающимся вокруг хорошего дела хорошим лю­дям. Именно доминирование личных мотиваций — ха­рактерная черта российских благотворителей. На Западе благотворители в большей степени руководствуются со­циальной целесообразностью вкладов. Отечественный же благотворитель действует преимущественно по собствен­ному побуждению или по рекомендации кого-то из друзей или близких родственников. При этом его личного инте­реса может и не быть. Как ответил при одном из опросов такой благотворитель, «хотелось сделать что-нибудь при­ятное тетушке». При этом деньги могут тратиться на со­вершенно безумные затеи. Например, как это было з од­ном реальном случае, — на поддержку проекта радиомос­та между дельфинами, находящимися в разных океанах, чтобы создать планетарное дельфинье сообщество. Отече­ственные благотворители, как это уже отмечалось при обсуждении проблем спонсорства, не утруждают себя со­ветом квалифицированных экспертов.

Иногда в анкетах указываются довольно причудливые, но психологически и по-человечески понятные мотивы: II забота об улучшении благосостояния будущих кли­ентов; II гордость от собственного вклада в культуру, экологию и т. д.;

?. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

11 упоение собственными возможностями («корабли плы­вут, самолеты летят, артисты играют, художники ри­суют и это все — я»);

В благодарность обществу за возможность действовать в нем;

II пусть другие реализуют то, что не смог я...

Мотивом может быть и простое желание самореализа­ции в иной сфере деятельности.

Так, в питерском Молодежном театре долгое время шел (не чаще двух раз в месяц) спектакль, главную роль в котором исполнял предприниматель, профи­нансировавший эту постановку. Играл он блестяще! И под финальные аплодис­менты, собрав все букеты цветов, он отдавал их даме, сидевшей в первом ряду, и говорил в микрофон слова глубокой благодарности своей жене, которая однаж­ды, в ответ на его речи о том, что в нем погиб великий артист, сказала: «Хватит разговоров! Если ты артист —докажи это. Сыграй хоть что-нибудь!». И ведь дока­зал — и жене, и себе самому, и всем другим, — что он очень и очень талантливый артист, хотя менять профессию не собирался.

В принципе, многое проясняют слова Дж. Сороса: «Вопрос бескорыстной благотворительности слишком хо* рош, чтобы быть правильным. Великая польза благотво­рительного фонда для меня лично сложилась в том, что он позволил мне поддерживать связь с человечеством. Я осознаю, что создал нечто, выходящее за рамки челове­ческой жизни. Это заставляет чувствовать собственную исключительность и даже вызывает беспокойство. Тем не менее, лучше иметь реальное достижение, чем лелеять грандиозные амбиции. Я принимаю все, что делаю, как инвестор и как филантроп. Все это — неотъемлемая часть моего существования. Поэтому я счастлив». Наверное, глубоко прав был Б. Мандевиль, писавший в своей знаме­нитой «Басне о пчелах»: «гордость и тщеславие построи­ли больше больниц, чем все добродетели вместе взятые». В российских условиях благотворительность имеет осо­бенно явный доминирующий нравственный акцент. Во-первых, как особая моральная ответственность — прояв­ление особенности российского духовного опыта и мен­тальное™. В этом контексте благотворительность есть социальный долг (стыдно быть богатым) и потребность за­молить грехи. Во-вторых, как свидетельство социальной надежности фирмы, которая создана не с целью извлече­ния сверхприбыли с последующей самоликвидацией.

За рубежом, особенно в США и Японии, благотвори­тельность направлена на сферы, имеющие особенно явно

Наши рекомендации