Некоммерческие организации, фонды

Некоммерческой (нон-профитной) является организа­ция, не имеющая извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности и не распределяющая полу­ченную прибыль между участниками. Деятельность та­ких организаций в РФ регулируется Федеральным законом

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

«О некоммерческих организациях», принятым Госдумой 08.12.1995 г. Некоммерческие организации фактически выполняют функцию социальных посредников-реализа­торов социальных идей и программ. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами.

Деятельность некоммерческих организаций — чрезвы­чайно интенсивно развивающаяся область современного бизнеса и менеджмента. Уже сформировалась и претенду­ет на обобщающий характер технология некоммерческого (нон-профитного) маркетинга и менеджмента в целом. Фак­тически речь идет о становлении и развитии отрасли соци­ального бизнеса, задачами которой являются:

1) распространение соответствующих идей (с помощью учреждения премий, организации деловых завтраков, обе­дов и т. д., через средства массовой информации);

2) формирование и ведение информационных баз дан­ных и создание соответствующей службы подбора соци­альных партнеров;

3) информация и распространение опыта благотвори­тельности и социального сотрудничества.

Сфера культуры традиционно, причем во всем мире, большей частью является некоммерческой, нон-профит-ной деятельностью. Прежде всего это проявляется в том, что основными источниками ее финансирования явля­ются средства государственного бюджета (по уровням бюд-жетообразования), общественных организаций (партий, профсоюзов, движений и т. п.), различных многообраз­ных фондов, а также спонсоров (государственных, акцио­нерных и частных предприятий, фирм, частных лиц). В этом случае потребитель и платежеспособный источ­ник спроса не совпадают. Это обстоятельство раздвоен­ного рынка спроса на рынок потребителя и рынок доно­ров вообще характерно для так называемой «непроиз­водственной сферы» (культуры, образования, науки, здравоохранения).

Особенностью сферы культуры является то, что в ней используются все указанные источники финансирования некоммерческих организаций. Так, любое учреждение культуры, получая госзаказы (из средств бюджета), за­ключает договоры с различными организациями и учреж­дениями, самостоятельно учреждает фонды, ведет ком­мерческую деятельность (платные услуги).

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

К некоммерческим организациям (НКО) относятся не­коммерческие учреждения и организации культуры, об­щественные организации (партии, профсоюзы, творческие союзы, движения, фонды). Все они выполняют ряд важ­нейших социально-экономических функций:

II защищают интересы конкретных социальных групп и слоев: профессиональных групп и национально-этни­ческих меньшинств, ветеранов и молодежи, потреби­телей и деловых кругов, религиозных сообществ и экологических движений;

II лоббируют эти интересы в органах государственной власти;

I! осуществляют социально значимую деятельность, не реализуемую на коммерческой основе;

II привлекают средства на подобные виды деятельности;

11 обеспечивают социальные коммуникации: партнерство, PR, рекламу.

Органы власти и бизнес чрезвычайно заинтересованы в развитии НКО. Это связано с тем, что НКО:

II создают постоянные локальные источники финанси­рования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;

Ш задают систему прозрачного финансирования социаль­но значимых видов деятельности;

Ш устраняют питательную среду для «профессиональных просителей», вымогающих социальную помощь, — с одной стороны, и коррупции — с другой;

Ш содействуют развитию местных инициатив, росту со­циальной активности;

II облегчают бизнесу планирование и осуществление спон­сорской и благотворительной деятельности;

Ш обеспечивают переход от отношений «проситель-даю-щий» к полноценному социальному партнерству. Формами социального партнерства являются:

II информационные обмены;

II благотворительные акции;

II организационная поддержка: оплата, консультирова­ние, предоставление оборудования, помещений;

Ш государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;

Ш гранты, финансируемые на конкурсной основе;

II совместные проекты.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Некоммерческие организации как профессионально-коллегиальные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т. д. создают дополнительные возможности социальных кон­тактов, личностной и групповой идентификации, саморе­ализации, политического и личностного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы, доверия, взаимной приязни, они создают ответственные сообщества — менее формализованные и иерархичные, чем государственные или коммерческие структуры.

По мнению ряда авторитетных специалистов по ме­неджменту (П. Друкер, А. Якимец), в XXI в. сектор рос­та развитого общества связан отнюдь не с коммерческой сферой (бизнесом). Уже в XX в. в развитых странах биз­несе как сфере деловой активности участвовало на поряд­ки меньше трудоспособного населения, чем 100 лет на­зад. А еще ранее практически все зарабатывали себе на жизнь сами (земледелием, охотой, собирательством). В XX в. сектор роста оказался связанным с некоммерче­ской деятельностью: государственный сектор, здраво­охранение, образование, культура.

Не стоит забывать, что начало практического приме­нения теории менеджмента началось именно с некоммер­ческой деятельности — в общественных организациях и государственных органах. Ф. Ч. Тейлор в своем докладе на конференции 1912 г. в качестве примера использова­ния «научного менеджмента» приводил не предприятия, а клинику Мейо. Более того, первым осознанным и целе­направленным применением тейлоровских принципов ме­неджмента стала реорганизация армии США при Т. Руз­вельте в 1901 г., а самое известное применение НОТ Тей­лора — тоже некоммерческая сфера — Уотертауиский арсенал армии США., т. е. госучреждение. Даже первая должность, соответствующая термину «менеджер» в со­временном понимании тоже появилась не в бизнесе: это был «управляющий городом» — американское новшество начала XX в. Первый конгресс по менеджменту (Прага, 1922 г.) организовали не бизнесмены, а министр торгов­ли США Г. К. Гувер и историк — президент Чехослова­кии Т. Масарик.

Некоммерческие организации в России могут суще­ствовать в организационно-правовой форме учреждения,

Наши рекомендации