Бюджетное устройство, принципы бюджетного процесса

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Бюджетное устройство - это внутреннее построение бюджетов государства. В основе бюджетного устройства Республики Беларусь лежат принципы единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь. Бюджетное устройство Республики Беларусь определяется ее административно-территориальным делением.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Принцип полноты заключается в том, что на каждом уровне формирования бюджета определение его доходной части осуществляется с учетом всех предусмотренных законодательством источников. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Принцип реальности действует как необходимое условие принятия решений с учетом фактически имеющихся доходных источников. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность как принцип деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления применяется на всех стадиях бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, например, таких как национальная оборона, международная деятельность, наука, обслуживание государственного долга и т.д.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Консолидированный бюджетРеспублики Беларусь составляют республиканский бюджет и бюджеты областей, города Минска.

Консолидированный бюджет области – областной бюджет и бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района (бюджет района) – районный бюджет и бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района. Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Наши рекомендации