Основные положения доходного подхода в оценке бизнеса

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Теоретическая часть…………………………………………………...………..5

1.1. Основные положения доходного подхода в оценке бизнеса……………..5

1.2. Методы доходного подхода и их ограничения……………………………8

1.3. Значимость доходного подхода в оценке бизнеса…………………..……14

2.Проектная часть ……………………………………………………………....18

2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….18

2.2. Особенности предприятия как объекта оценки стоимости его бизнеса..23

2.3.Оценка стоимости бизнеса компании …………………………………….30

2.4.Разработка направлений повышения стоимости компании ……………..42

Заключение……………………………………………………………………....45

Список литературы……………………………………………………………..47

Введение

На современном этапе в российской экономики, в период возрождения и развития оценочной деятельности, неоспоримо востребованы результаты этой деятельности. Определение рыночной стоимости, а также управление ею, дает толчок развитию конкурентоспособности, а также позволяет составить представление о потенциале компании

Оценка и ее ключевая категория – «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений. Оценка бизнеса с каждым годом становится более актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий. Оценка бизнеса для целей купли-продажи необходима при принятии собственником предприятия решения о продаже предприятия целиком или его доли.[2]

Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие. В процессе оценки бизнеса выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия.

Владелец бизнеса имеет право передать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.

Оценка стоимости бизнеса – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости бизнеса с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости бизнеса, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости бизнеса не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.

Целью курсового проекта является – изучение доходного подхода в оценке бизнеса, а также применение теоретических навыков в определении стоимости предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные положения доходного подхода в ОБ:

- изучить методы доходного подхода;

- выявить значимость доходного подхода в оценке бизнеса

Объектом практической части курсового проекта является данные годовой бухгалтерской отчетности ОАО «РЖДстрой».

Для реализации поставленных задач был проведен анализ бухгалтерской отчетности компании, а так же изучена учебная литература по данной тематике.

Теоретическая часть

Основные положения доходного подхода в оценке бизнеса

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщи­ки применяют специальные приемы и способы расчета, которые по­лучили название методы оценки. Каждый метод оценки предпола­гает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъ­юнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопря­женные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут ис­пользование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания. [4]

Доходный подход предусматривает установление стоимости бизнеса (предприятия), актива или доли (вклада) в собственном капитале, в том числе уставном, или ценной бумаги путем расчета приведенных к дате оценки ожидаемых доходов.

Доходный подход применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении доходного подхода оценщик определяет величину будущих доходов и расходов и моменты их получения.

Будущие чистые доходы предприятия оцениваются и суммируются с учетом времени их появления. Стоимость «нефункционирующих» активов учитывается на уровне их рыночной стоимости – точнее, как вероятная цена их срочной продажи. Капиталовложения, сделанные ранее в бизнес прежним владельцем, не имеют отношения к цене бизнеса. Применяя доходный подход, оценивают стоимость бизнеса в представлении того инвестора, который имеет или будет иметь стопроцентный контроль над данным предприятием. Объясняется это тем, что оценивать предприятие по его будущим чистым доходам разумно лишь для того, кто в состоянии в любых (стандартных, в виде дивидендов и роста рыночной стоимости акций, или нестандартных – но законных, например, посредством взятия инвестором на себя сбыта наиболее выгодной продукции предприятия) формах изъять из предприятия зарабатываемые им доходы.

Прогнозируемые доходы предприятия могут учитываться в виде:

· бухгалтерских прибылей (убытков);

· денежных потоков.

Наиболее точные анализ будущих доходов и оценка предприятия имеют место, когда будущие доходы выражаются в показателях денежных потоков.

Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий, которые и после их перепродажи новым владельцам последними не планируется закрывать (ликвидировать).

Оценка рыночной стоимости с использованием доходного подхода основана на преобразовании доходов, которые, как ожидается, оцениваемый актив будет генерировать в процессе оставшейся экономической жизни в стоимость. С теоретической точки зрения источник дохода может быть любым: аренда, продажа, дивиденды, прибыль. Главное, чтобы он был продуктом оцениваемого актива. [7]

С помощью этого подхода возможна и целесообразна оценка тех активов, которые используются или могут использоваться в интересах извлечения дохода (недвижимость, акции, облигации, векселя, нематериальные активы и т.п.). Основные принципы оценки доходного актива — принцип ожидания и принцип замещения. Принцип ожидания для данного подхода является основным методообразующим принципом. Он гласит, что стоимость актива определяется нынешней (сегодняшней, текущей) ценностью (PV — от англ. present value) всех его будущих доходов.

Чем выше доходный потенциал оцениваемого актива, тем выше его стоимость. При этом анализ доходов должен осуществляться на протяжении всей оставшейся экономической жизни актива при условии его использования в течение этого периода наиболее эффективным образом.

В соответствии с принципом замещения максимальная стоимость актива не должна превышать наименьшей цены, по которой может быть приобретен другой аналогичный актив с эквивалентной доходностью. Данный принцип является аналогом экономического принципа альтернативности инвестиций.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходя­щей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях за­тратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными.

В рамках доходного подхода различают метод капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков. В основе этих методов лежит анализ и оценка чистого операционного дохода и коэффициента капитализации или дисконтирования.


Наши рекомендации