Финансовая стратегия предприятия

Финансовое планирование и прогнозирование

Сущность и принципы финансового планирования

Финансовое планированиепредставляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению организации и ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в будущем периоде.

Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую формирование необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.

Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой дея­тельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Характер и содержание финансового планирования определяют его принципы:

- принцип интегрированности в общую систему планирования (управления) и подчинения миссии и общей стратегии развития организации;

- принцип финансового соотношения сроков – получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

- принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств;

- принцип рентабельности капиталовложений – для капиталовложений необходимо выбирать наиболее дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, банковский инвестиционный кредит, проектное финансирование и т.п.);

- принцип сбалансированности рисков – особо рисковые инвестиции долгосрочного характера целесообразно финансировать за счет собственных средств;

- принцип учета потребностей рынка – для организации важно учитывать конъюнктуру рынка, его емкость и деятельность конкурентов на нем;

- принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать те направления вложений средств, которые обеспечивают максимальную отдачу (прибыльность) при минимальных рисках.

2. Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаи­мосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

Использование балансового метода для определения будущей потребности предприятия в финансовых средствах основывается на балансовой увязке поступления средств и их расходования на определенную дату в перспективе. Применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.

Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. При этом могут применяться различ­ные критерии выбора.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная зависимость выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель при этом включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, – это сложный процесс, включающий несколько этапов: анализ финансовой ситуации; разработка общей финансовой стратегии фирмы; составление текущих финансовых планов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; осуществление оперативного финансового планирования; выполнение финансового плана; анализ и контроль выполнения плана.

3. Система финансовых планов предприятия

Финансовое планирование в организациях включает три основные подсистемы: перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование. Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти планы разрабатываются:

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В современных условиях охватывает период времени от одного года до трех (редко пяти) лет. Вместе с тем определение периода финансового планирования зависит от экономической стабильности и степени предсказуемости объемов поступлений финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности.

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план.В его разработке принимают участие все основные структурные подразделения организации, в том числе финансовый отдел (департамент). Разрабатывается он, как правило, на 3 – 5 лет и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план. Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в том числе: прогноз объемов реализации; прогноз доходов и расходов; прогноз денежных поступ­лений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; план по источникам и использованию средств; расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов.

Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования (бюджетирования) являются:

– более рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков и систематический контроль над ними;

– годовое планирование бюджетов структурных подразделе­ний даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем перспективное финансовое планирование, и соответственно более точное плановое значение размера при­были;

– бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, выявить и минимизировать различные риски и др.

В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных структурных подразделений (центров финансовой ответственности) в виде трех плановых форм: бюджета доходов и расходов; бюджета движения денежных средств; баланса.

Операционный бюджет состоит из бюджетов: продаж, производства, производственных запасов, прямых затрат на сырье и материалы, прямых затрат на оплату труда, производ­ственных накладных расходов, управленческих расходов, коммерческих расходов, доходов и расходов (отчет о прибылях и убытках).

Финансовый бюджет включает:

– инвестиционный бюджет;

– бюджет движения денежных средств;

– прогнозный баланс.

Бюджеты разделяют по различным признакам следующим образом.

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет раз­рабатывается, как правило, по одной реже по двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда, бюджет амортизации.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов.

По методам разработки различают стабильный (фиксированный) и гибкий бюджеты. При этом стабильный бюджет не меняется в зависимости от изменения объемов деятельности организации, например бюджет расходов по обеспечению охраны фирмы.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируе­мых суммах, а в виде норматива расходов, которые взаимоувязаны с объемными показателями деятельности хозяйствующего субъекта, например объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-монтажных работ.

В целях осуществления контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов в организации необходимо осуществлять оперативное планирование,которое дополняет текущее

Платежный календарь –это план организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в котором все источники денежных поступлений и расходы взаимоувязаны и сбалансированы по времени. Составляется календарь обычно на квартал (месяц) с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пя­тидневкамПравильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие.

На предприятии должен составляться кассовый план –план оборота наличных денежных средств, отражающий по­ступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Кассовый план должен представляться всеми предпринимательскими фирмами за 45 дней до начала планируемого квартала в коммерческий банк, с которым фирма заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Финансовая стратегия предприятия

Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития организации, должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными ее общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития предприятия и направлены на максимизацию его рыночной стоимости.

Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

Генеральная финансовая стратегия определяет деятельность предприятия, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств и валовые расходы, что создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:

- формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

- выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством;

- ранжирование и поэтапное достижение задач;

- соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям;

- объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;

- создание и подготовку стратегических резервов;

- учет экономических и финансовых возможностей предприятия и его конкурентов;

Задачи финансовой стратегии:

- исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

- разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия;

- определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;

- выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

- обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Наши рекомендации