Виды банков, принципы организации их деятельности 4 страница

Банковский концерн — объединение ряда формально незави­симых банков под контролем одного банка или другого учреди­теля. Финансовый контроль крупного банка обычно осуществля­ется посредством контрольного пакета акций, системой долго­вых отношений. Концерн может объединять специализирован­ные банки для расширения сферы влияния в экономике. Для ус­тановления этой формы контроля используются холдинг-компа­нии, скупающие контрольные пакеты акций банков.

Банковские холдинг-компании — представляют собой либо банки, либо самостоятельные корпорации, которые владеют до­лей акционерного капитала одного или нескольких банков и не-38

банковских фирм, достаточной, для того чтобы осуществлять полный контроль над ними. Существуют различные виды бан­ковских холдинг-компаний. Например, однобанковскне хол­динг-компании имеют в своей структуре один банк. Возникают такие компании в результате обмена собственниками существу­ющего банка своих акций на акции холдинговой компании, ко­торая таким образом приобретает (присоединяет) капитал бан­ка. Многобанковскую холдинг-компанию контролируют мини­мум два коммерческих банка. Банковские холдинг-компании сосредоточивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предприятий, занятых бизнесом, связанных с банковскими операциями. Банковские холдинг-компании способствуют банкам диверсифицировать свои опе­рации за счет проникновения на новые рынки (как по террито­риям, так и по товарам и услугам), что снижает риск банкрот­ства посредством стабилизации доходов, увеличивает прибыль за счет роста масштабов деятельности. Централизованный кон­троль над целой группой банков, входящих в холдинг-компа­нии, приводит к снижению издержек. Центральная организа­ция может эффективнее управлять рекламой, аудитом и инвес­тициями, чем, например, целая группа небольших банков. Ро­дительская компания координирует операционную стратегию всех звеньев структуры, обеспечивает им услуги, за которые взимает комиссионные, помогает в управлении активами и обя­зательствами, обработке данных и информации, может пре­доставлять дочерним компаниям кредиты.

Монополии в банковском деле не уничтожают конкурен­цию. Она происходит: между немонополизированными банка­ми; между немонополизированными банками и монополиями; между банковскими монополиями. Конкуренция касается борь­бы за клиентуру, открытие филиалов в престижных районах. Для этого используются различные способы: реклама; скупка акций немонополизированных банков; привлечение клиентов путем предоставления им тех или иных льгот и т.д.

Банки играют активную роль в образовании и развитии про­мышленных монополий, так как это уменьшает риски банкрот­ства предприятий кредитополучателей и вместе с тем увеличи­вает размеры их финансовых операций, а следовательно, и при­были. Сращивание банковского капитала с промышленным (торговым) происходит путем:

• покупки банками акций промышленных (торговых) ком­паний, в результате часть их прибыли переходит к байкам (че­рез дивиденды);

• участия банков в учреждении новых предприятий (учре­дительская прибыль для банков);

• депозитарной деятельности банков (размещения и хране­ния акций и других ценных бумаг предприятий).

В свою очередь промышленные, торговые и иные монополии внедряются в банковское дело: покупают акции банков и таким путем становятся совладельцами последних; производственные монополии учреждают новые банки и держат их под контролем.

В Республике Беларусь интеграция банковского, промыш­ленного и торгового капиталов связывается, как правило, с практикой создания финансово-промышленных групп. Это эле­мент единой системы рыночного формирования экономики. В финансово-промышленные группы могут входить предприятия различных отраслей экономики, связанные в технологическую цепочку, и финансово-кредитные организации (банки, страхо­вые компании, инвестиционные, инновационные и другие фон­ды, кредитные товарищества и др.). Финансово-промышленная группа обеспечивает сосредоточение разных форм сбережений, прежде всего внутренних, на долгосрочной основе и организа­цию их целевого направления на инвестиции, на финансирова­ние наиболее эффективных инвестиционных проектов в при­оритетных высокотехиологических отраслях. Обеспечивается минимизация рисков, что решается тщательным предваритель­ным анализом бизнес-планов и инвестиционных проектов, рас­пределением рисков между участниками группы.

Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ре­сурсы для их новых вложений в производство. Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности. При этом расширяются потенциальные возможности эффективнос­ти единой стратегии хозяйствования, повышения качества фи­нансового менеджмента. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участия всей группы в погашении за­долженности каждого из структурных звеньев дают экономию платежных средств, улучшаются расчеты. При кредитном об­служивании предприятий, организаций, входящих в финансо­во-промышленную группу, собственным банком ликвидирует­ся многократное встречное кредитование, улучшается опера­тивность в выдаче кредита, снижаются издержки обращения. Усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются рис­ки от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности. 40

Создание финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных произ­водств из средств государственного бюджета ограничены, осо­бенно в области инвестиционной политики.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое банк, каковы его функции?

2. Что понимается под банковской деятельностью?

3. Каковы стратегические направления развития банков?

4. Что относится к актам банковского законодательства?

5. Что является банковской тайной?

6. Что такое банковская услуга?

7. Что такое банковская операция, ее виды?

8. Какова классификация банков?

9. Какие принципы организации деятельности банков?

10. Какие органы управления банка создаются?

11. По каким признакам строится структура управления банком?

12. Что понимается под банковскими объединениями, их виды?

2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ БАНКА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Государственная регистрация банка

Банк имеет право выполнять банковские операции только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

В Республике Беларусь государственной регистрации подле­жат:

• вновь созданные (реорганизованные) банки;

• изменения и (или) дополнения, вносимые в учредитель­ные документы банков.

Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям, в качестве которых могут выступать физичес­кие и юридические лица1, в том числе государственные органы, необходимо:

1 Участие которых в банке не запрещается действующим законодательством.

• сформировать уставный фонд в установленном размере;

• создать технические возможности для осуществления бан­ковской деятельности;

. обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и де­ловой репутации;

. разработать бизнес-план и подготовить другие необходи­мые для регистрации документы.

Минимальный размер уставного фонда, необходимый для государственной регистрации и лицензирования создаваемого банка, устанавливается Национальным банком по согласова­нию с Президентом Республики Беларусь. Его формирование допускается только за счет собственных средств учредителей банка. Привлеченные средства для создания и увеличения раз­мера уставного фонда использовать запрещается, а средства го­сударственного бюджета и внебюджетных фондов — только в случаях и порядке, определяемых законодательством Респуб­лики Беларусь.

У создаваемого банка минимальный размер уставного фонда должен быть сформирован только из денежных средств. Вкла­ды могут вноситься как в белорусских рублях, так и в иност­ранной валюте.

После того как минимальный размер уставного фонда будет полностью сформирован в денежной форме, допускается внесе­ние вкладов в неденежной форме. В качестве таких вкладов мо­жет выступать имущество, входящее в состав основных фондов н необходимое для осуществления банковской деятельности (за исключением объектов, использование которых для этих целей запрещено законодательством). Размер имущественных вкла­дов ограничен и не может превышать установленной доли в ус­тавном капитале.

Вносимые в уставный фонд банка денежные средства акку­мулируются на временном счете, который учредители открыва­ют в Национальном банке или по согласованию с ним — в дру­гих банках. Использовать эти средства на какие-либо иные це­ли запрещается. После государственной регистрации банка средства с временного счета зачисляются на его корреспонден­тский счет, а в случае отказа в регистрации — возвращаются учредителям.

Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законода­тельством. В частности, банкам необходимо оборудовать техни­чески укрепленные кассовые узлы, иметь счетную, компьютер­ную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д. 42

Государственную регистрацию банков, а также изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляет На­циональный банк Республики Беларусь.

Прежде чем представить документы, требуемые для госу­дарственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) бан­ка, необходимо согласовать его название. Согласование про­изводится на основании заявления, которое один из учредите­лей или уполномоченный им представитель подает в Нацио­нальный банк.

Документы для государственной регистрации передают­ся в Национальный банк по законодательно установленному пе­речню, при этом их состав различается в зависимости от объек­та регистрации.

Учредителям создаваемого (реорганизуемого) банка необхо­димо подать в Национальный банк следующие документы:

• заявление о государственной регистрации с перечислени­ем банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;

• устав банка с указанием размера неденежной части устав­ного фонда;

• выписку из общего собрания учредителей (решение соб­ственника имущества) об утверждении устава банка и кандида­тур на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

• документы, подтверждающие формирование уставного фон­да банка в полном объеме;

• копии учредительных документов и свидетельств о госу­дарственной регистрации учредителей — юридических лиц, а также документы, подтверждающие достоверность их финансо­вой отчетности и исполнение обязательств перед бюджетом;

• сведения об учредителях — физических лицах: копию трудовой книжки, справку органа занятости или копию пенси­онного удостоверения, заверенные в соответствии с законода­тельством, и справку органа внутренних дел об отсутствии не­погашенной или неснятой судимости за преступления против собственности или порядка осуществления экономической дея­тельности;

• справку налогового органа на суммы, подлежащие декла­рированию в соответствии с законодательством Республики Бе­ларусь;

• документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;

• анкеты кандидатов на должности руководителя и главно­го бухгалтера банка;

Отказ в государственной регистрации может последо­вать, если банк не выполнил установленные требования. Осно­вания для отказа, предусмотренные действующим законода­тельством, приведены на рис. 2.1.

Основания для отказа в государственной регистрации банка

При внесении изменений и дополнений в учредительные документы банка: • представлены недостоверные сведе­ния или неполный пакет документов: • представленные документы не соот­ветствуют требованиям действующего законодательства или нарушен порядок внесения изменений и дополнений в уч­редительные документы банка; ! • установлено, что на увеличение устав-] ного фонда направлялись доходы, полу-| ченные незаконным путем.

При созданиее (реорганизации) банка:

 

• не сформирован полностью уставной фонд банка:

• на формирование уставного фонда исполь­зованы привлеченные средства или доходы, полученные незаконным путем;

• к одному из учредителей имеются претен­зии экономического или юридического ха­рактера;

• представлен неполный пакет документов;

• устав банка или иные документы не соот­ветствуют действующему законодательству или нарушен установленный порядок созда­ния банка;

• в представленных документах обнаружена недостоверная информация или несоответ­ствие бизнес-плана установленным крите­рием;

• выявлено несоответствие руководителя и главного бухгалтера банка квалифицирован­ным требованиям и требованиям к деловой репутации, или специальной комиссией На­ционального банка Республики Беларусь установлена их недостаточная квалификация.

Рис. 2.1. Основания для отказа в государственной регистрации банка

Следует подчеркнуть, что Национальный банк не может от­казать банку в государственной регистрации на том основании, что считает его создание нецелесообразным.

Если Национальный банк принимает решение об отказе в государственной регистрации банка либо изменений и дополне-u и и и учредительные документы, то в пятидневный срок пись­менно уведомляет об этом банк, указав причины отказа. В слу­чае несогласия банка с таким решением он может обжаловать его в хозяйственный суд.

Государственная регистрация банка с иностранными ин­вестициями или дочернего банка иностранного банка на терри­тории Республики Беларусь осуществляется в рассмотренном выше порядке, однако имеет ряд особенностей.

В частности, помимо перечисленных ранее документов, не­обходимых для государственной регистрации создаваемого (ре­организованного) банка1, дополнительно следует представить:

1 За исключенном справки налогового органа на суммы, подлежащие дек-ОванИЮ в соответствии с белорусским законодательством.

Т

. иностранному юридическому лицу — решение о создании или участии в создании банка с иностранными инвестициями на территории республики либо о приобретении акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций; документ, подтверждающий регистрацию данного иностранно­го юридического лица; баланс за предыдущий год, подтвер­жденный аудиторским заключением; письменное разрешение1 уполномоченного органа страны его местонахождения на созда­ние или на участие этого юридического лица в создании банка на территории Республики Беларусь либо на приобретение ак­ций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций;

. иностранному физическому лицу — копию паспорта или иного документа, подтверждающего личность; подтверждение его платежеспособности иностранным банком, в котором он об­служивается; документ об источниках средств, которые вносят­ся в уставный фонд банка или за счет которых приобретаются акции белорусского банка без иностранных инвестиций.

Национальный банк может отказать в государственной ре­гистрации банка с иностранными инвестициями по тем же ос­нованиям, которые предусмотрены для банков, учреждаемых резидентами республики. Кроме того, он вправе мотивировать свой отказ тем, что в соответствующих иностранных государст­вах существуют аналогичные ограничения в создании, регист­рации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь.

Следует отметить, что участие иностранного капитала в соз­дании и деятельности банков на территории Республики Бела­русь законодательно ограничивалось, для чего Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливалась соответствующая квота. Она рассчитывалась как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерези­дентам в уставных фондах банков с иностранными инвестиция­ми, и уставного фонда дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории страны.

Банк с иностранными инвестициями, если он планировал Увеличить уставный фонд за счет средств нерезидентов или про­извести отчуждение акций в пользу нерезидентов, был обязан предварительно получить на это разрешение Национального банка. С 2007 г. квотирование участия иностранного капитала в банковской системе республики не применяется.

' В тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местонахождения или в соответствии с международными соглашениями.

2.2. Лицензирование банковских операций

Банковская лицензия представляет собой специальное раз­решение центрального банка на осуществление банковской дея­тельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.

Это официальный документ установленной формы обычно бессрочного характера. Однако при необходимости банковскую лицензию можно отозвать, а также приостановить на время ее действия.

В Республике Беларусь лицензирование банковских опера­ций осуществляет Национальный банк. Он имеет право:

• выдавать банковские лицензии;

• вносить в них изменения и дополнения в связи с измене­нием законодательства;

• приостанавливать и восстанавливать действие банков­ских лицензий в отношении выполнения отдельных банков­ских операций;

• отзывать банковские лицензии, в том числе в части про­ведения отдельных банковских операций.

Порядок получения банковских лицензий регулируется Банковским кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Национального банка.

Лицензию на осуществление банковской деятельности с перечисленными банковскими операциями, которые банк име­ет право выполнять, Национальный банк выдает ему одновре­менно со свидетельством о государственной регистрации. При этом решение о выдаче лицензии Национальный банк прини­мает на основании тех же документов, которые были представ­лены банком для его государственной регистрации.

Лицензии, выдаваемые Национальным банком, учитывают­ся в реестре лицензий на осуществление банковских операций, где указываются наименование банка, дата выдачи лицензии, ее номер и наименование. Этот реестр должен публиковаться в официальном издании Национального банка не реже одного ра­за в год.

За выдачу лицензии на осуществление банковской деятель­ности с банка взимается лицензионный сбор, размер которого определяется Президентом Республики Беларусь и (или) дей­ствующим законодательством.

Лицензионные полномочия вновь созданных банков имеют законодательно установленные ограничения, которые касаются возможности открытия и ведения счетов физических лиц, не яв­ляющихся индивидуальными предпринимателями, проведения 48

операций по привлечению их средств во вклады, а также опера­ций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Право на выполнение указанных операций могут получить только банки, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при соблюдении следующих условий: . поддержание устойчивого финансового положения на про­тяжении последних двух лет;

• наличие нормативного капитала в установленном размере1. Принимая решение о расширении перечня операций, разре­шенных для выполнения банку, Национальный банк учитыва­ет ходатайство банка, наличие у него технических возможнос­тей и квалифицированного персонала для осуществления до­полнительных банковских операций, а также выполнение бан­ком всех законодательно установленных требований.

Расширение или сужение лицензионных полномочий банка оформляется в виде изменений или дополнений, вносимых в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осу­ществление банковской деятельности. Эти изменения и допол­нения могут вноситься не только по ходатайству самого банка, но и инициативе Национального банка, если он решил ограни­чить лицензионные полномочия банка в связи с нарушением последним установленных требований, а также в случае изме­нения законодательства.

Перечень документов, которые необходимо представить для внесения изменений или дополнений в лицензию на осуществ­ление банковской деятельности, и порядок их рассмотрения ус­танавливаются Национальным банком.

Если после рассмотрения представленных документов при­нято положительное решение, Национальный банк выдает бан­ку лицензию на новом бланке, где указан измененный перечень банковских операций, которые этот банк вправе осуществлять. Ранее выданную лицензию на банковскую деятельность банк должен возвратить Национальному банку.

Изменения и дополнения в реестре лицензий на банковскую деятельность публикуются в течение 30 дней со дня их внесе­ния в этот реестр.

Отказ в выдаче лицензии допускается только по причинам, предусмотренным действующим законодательством и норма­тивными документами Национального банка.

В частности, в выдаче лицензии на осуществление банков­ской деятельности Национальный банк может отказать по тем же основаниям, которые предусмотрены для отказа в государ-

' Критерии определения устойчивого финансового положения и норматив капитала устанавливаются Национальным банком.

ственной регистрации банка Банковским кодексом Республики Беларусь (см. рис. 2.1).

Причины, по которым банку может быть не разрешено внес­ти изменения или дополнения в лицензию на банковскую дея­тельность, определяются самим Национальным банком.

Приостановление действия лицензии в части выполнения отдельных банковских операций по решению Национального банка возможно, если банк:

• не выполняет предписаний Национального банка или нор­
мативов безопасного функционирования банка;

. нарушает требования, касающиеся представления отчет­ности в Национальный банк;

. имеет неудовлетворительное финансовое положение, ко­торое может привести к неисполнению им своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами;

• не передает требуемую финансовую и экономическую ин­
формацию, либо передает неполную или недостоверную инфор­
мацию;

. представил недостоверные сведения, на основании кото­рых были внесены изменения и дополнения в лицензию на осу­ществление банковской деятельности;

• не выполняет другие требования банковского законода­
тельства.

Получив уведомление о приостановлении действия лицен­зии, банк обязан прекратить выполнение тех банковских опера­ций, в отношении которых были ограничены его лицензионные полномочия. В то же время Национальный банк определяет банку срок для устранения допущенных нарушений, после чего действие лицензии может быть восстановлено. Этот срок не должен превышать одного года.

Для восстановления лицензионных полномочий банку сле­дует представить соответствующее ходатайство с информацией об устранении допущенных нарушений и о его готовности к проведению данных видов операций. При необходимости Нацио­нальный банк может проверить, действительно ли банк устра­нил выявленные нарушения.

Если же за установленный срок нарушения не были устра­нены, Национальный банк имеет право приостановить дей­ствие лицензии на новый срок или отозвать ее, в том числе в части выполнения отдельных банковских операций.

Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельно­сти, в том числе в отношении отдельных банковских операций, Национальный банк может произвести в случаях, если:

• установлено, что сведения, на основании которых была
выдана лицензия или были внесены изменения и дополнения в
50

указанный в ней перечень банковских операций, являются не­достоверными;

• банк не проводил операции, указанные в лицензии, в те­
чение одного года со дня ее выдачи;

. раскрыты факты недостоверности отчетных данных, при­ведшие к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка;

. банк неоднократно нарушал требования, касающиеся по­рядка и сроков представления отчетности;

. хотя бы один раз банк осуществил банковскую операцию, не указанную в лицензии, выданной Национальным банком;

. по вине банка в течение года неоднократно не были выпол­нены решения судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка при наличии средств на их счетах;

• банком в течение года не выполнялись требования банков­
ского законодательства, вследствие чего к нему неоднократно
применялись меры воздействия, предусмотренные Банковским
кодексом;

. финансовое положение банка является неудовлетвори­тельным, он не исполняет своих обязательств перед вкладчика­ми и кредиторами или имеются иные основания для признания его экономически несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством;

• банк реорганизован путем слияния, присоединения', раз­деления или преобразования в небанковскую кредитно-финан­совую организацию;

• принято решение о ликвидации банка.

Когда у банка отзывается лицензия на выполнение отдель­ных банковских операций, он должен прекратить все опера­ции, связанные с данными видами деятельности, и возместить своим вкладчикам и кредиторам понесенные в результате этого убытки. В этом случае банку выдается лицензия, оформленная на новом бланке, с перечнем банковских операций, которые ему теперь разрешено выполнять. Если же он устранит допу­щенные нарушения, то может ходатайствовать о восстановле­нии своих лицензионных полномочий.

Когда у банка отзывают лицензию на совершение совокуп­ности банковских операций, составляющих основу банковской деятельности, но у него сохраняется действие лицензии на осу­ществление других банковских операций, допускается его пре­образование в небанковскую кредитно-финансовую организа­цию. Отзыв лицензии на проведение всех банковских операций влечет за собой ликвидацию банка (при условии полного испол­нения этим банком своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами).

1 Лицензия отзывается у присоединенного банка.

После принятия решения об отзыве, приостановлении или восстановлении действия банковских лицензий Национальный банк обязан в семидневный срок опубликовать сообщение об этом в официальных республиканских средствах массовой ин­формации. Кроме того, в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности делается соответствующая запись.

Все решения Национального банка в отношении ограниче­ния лицензионных полномочий могут быть обжалованы банка­ми в хозяйственный суд.

Наши рекомендации