Изучение учета финансовых результатов.

Основную часть прибыли (убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ и услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин, налога с продаж и др. вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ и услуг), оказывает непосредственное воздействие на себестоимость, их перечень строго регламентирован.

Финансовый результат от продажи продукции (работ и услуг) определяют по активно-пассивному счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражается, в частности, выручка и себестоимость по: работам и услугам промышленного и непромышленного характера; строительно-монтажным работам; предоставлению за оплату во временное пользование своих активов по договору аренды и т. д. (когда это является предметом деятельности организации).

К счету 90 «Продажи» в ООО «Дело Всех» открыты следующие субсчета:

- 90/1.1 «Выручка от грузо-пассажирских перевозок»;

90/1.3 «Себестоимость выполненных работ»;

- 90/1.4 «Прибыль, убыток от реализации»;

- 90/2 «Себестоимость продаж»;

- 90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

- 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».

На счетах 90/1, 90/2, 90/3 учитываются соответственно поступившая выручка от реализации услуг предприятия, себестоимость проданной продукции/услуг, начисленный НДС.

Счет 90/9 предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

В организациях в дебет счета 90 в течение года списывается плановая себестоимость оказанных услуг, а по кредиту отражается выручка в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В конце года плановая себестоимость по дебету счета доводится до фактической путем отнесения разниц между рассчитанной фактической себестоимостью в конце года и плановой себестоимостью (суммы экономии сторнируются, суммы перерасхода проводятся дополнительной записью в дебет счета 90 с кредита счетов учета продукции или затрат на производство). При выполнении работ, услуг, условия регулируются контрактом - договором на оказание услуг предприятием ООО «Дело Всех». Результаты выполненных работ оформляются актом о приемке выполненных работ.

Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2, 90/3 и кредитового оборота по субсчету 90/1 определяют результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90/9 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Дт 90 Кт 99 - получена прибыль от продаж

Таким образом, синтетический счет 90 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Учет финансовых результатов от продаж в ООО «Дело Всех» автоматизирован.

По окончании отчетного года все субсчета к счету 90 закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».

При этом составляются следующие проводки:

- Списываются в конце года обороты по счету 90/2 и 91 на счет 90/9:

Дт 90/9 Кт 90/2 - … руб.

Дт 90/1 Кт 90/9 - … руб.

- Списываются ежемесячно сальдо со счета 90/9 на счет 99:

Дт 90/9 Кт 99 - … руб. - прибыль

Дт 99 Кт 90/9 - … руб. - убыток

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду выполненных работ, оказанных услуг и др.

Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты субсчета:

- 91/1.1 «Расходы по изменению Устава»

- 91/1.1 «Прочая реализация»

- 91/1.18 «Списание Дт и Кт задолженности»

- 91/1.3 «Себестоимость прочей реализации»

- 91/1.4 «Сальдо прочих доходов прочей реализации»

На субсчете 91/1 учитываются операционные и внереализационные доходы.

На субсчете 91/2 - операционные и внереализационные расходы.

Субсчет 91/9 предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91/1 и 91/2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91/2 и кредитового оборота по субсчету 91/1 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91/9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, в ООО «Дело Всех» на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.

По окончании отчетного года субсчета 91/1 и 91/2 закрываются внутренними записями на субсчет 91/1.4.

Операционные доходы и расходы ООО «Дело Всех», учитываемые на счете 91, в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 представляют собой:

- результаты от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей;

- поступления ,связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- доходы и расходы от сдачи имущества в аренду;

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности.

При выбытии амортизационного имущества ООО «Дело Всех» вследствие продажи, списания, безвозмездной передачи в сумму амортизации основных фондов и нематериальных активов списывают в дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счетов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы». Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов списывают с кредита счетов 01 и 04 в дебет счета 91. Сюда также списывают все расходы, связанные с выбытием амортизируемого имущества (включая НДС по проданному имуществу). При выбытии материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания и т. д. их стоимость списывают в дебет счета 91.

При осуществлении операций по вкладам в уставные капиталы других организаций обычно возникает разница между стоимостью передаваемого имущества и согласованной оценкой вклада. Это разница отражается в зависимости от ее значения по кредиту или дебету счета 91 (превышение согласованной стоимости над учетной отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 91).

Доходы от участия в других организациях можно учитывать:

- по фактическому поступлению денежных средств (при этом дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 91);

- по предварительному начислению доходов на счетах (дебетуют счет 76 (на сумму доходов от вкладов в уставный капитал других организаций и т.д.) и кредитуют счет 91 (на всю сумму начисленных доходов)).

К операционным расходам ООО «Дело Всех», учитываемым на счет 91, относятся также суммы причитающихся к уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ (налог на имущество организаций, на рекламу т. д.)

Внереализационными доходами и расходами в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров полученные (уплаченные);

- поступления (расходы) в возмещение причиненных организации убытков;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;

- суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Поступления от уплаты штрафов, пеней и других санкций отражают по кредиту счета 91 к дебету счетов учета денежных и счетов и расчетов с дебиторами. Уплаченные организацией штрафы, пени отражают по дебету счета 91 с кредита счетов учета денежных средств. При этом суммы внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включают, а относят на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (т.е.

на счет 99).

Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91; убытки оформляют обратной бухгалтерской проводкой. Таким же образом учитывают поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков. Суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списывают в дебет счета 76 и кредит счета 91. В дебет счета 91 с кредита различных счетов списывают расходы, связанные с благотворительной деятельностью, осуществлением мероприятий и т.д. Прочие внереализационные расходы и потери списываются с дебета или кредита соответствующих счетов в момент их выявления на счет 91.

Приведем в пример несколько проводок по счету 91, имеющим место в ООО «Дело Всех»:

- отражены суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности:

Дт 76 Кт 91

- получены бюджетные средства, отнесенные на прочие доходы:

Дт 86 Кт 91/1

- вследствие списания основных средств получены строительные материалы:

Дт 10/10 Кт 91/1

- отражены доходы, полученные в виде штрафов за нарушение условий хозяйственных

договоров:

Дт 50 Кт 91/1

- отражена сумма выбывших материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие их продаж:

Дт 91/2 Кт 62

- начислены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов (налог на имущество):

Дт 91/2 Кт 68

- уплачены штрафы, пени, неустойки:

Дт 91/2 Кт 50

- списываются убытки от недостачи имущества на финансовые результаты (виновное лицо не установлено):

Дт 91/2 Кт 94

Записи по субсчетам 91/1 и 91/2 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91/2 и кредитового оборота по субсчету 91/1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с дебета или кредита субсчета 91/9 (в зависимости от того, куда было перечислено в результате сопоставления оборотов субсчетов 91/1 и 91/2) на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91, закрываются внутренними записями на субсчет 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Таким образом, имеем следующие проводки:

- Списывается в конце года обороты по счету 91/2 и 91/1 на счет 91/9:

Дт 91/9 Кт 91/2

Дт 91/1 Кт 91/9

- Списывается ежемесячно сальдо со счета 91/9 на счет 99:

Дт 91/9 Кт 99 (если была бы получена прибыль)

Дт 99 Кт 91/9 (получен убыток)

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.). Они учитываются непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки»

К чрезвычайным доходам относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.д. Так, полученное страховое возмещение складывается под влиянием:

- прибыли или убытка от обычных видов деятельности;

- прочих доходов и расходов;

- потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности.

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от прочих доходов и расходов (от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы) вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по пересчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68. Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности ООО «Дело Всех» в отчетном году используют активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыль, а по дебету - расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по, так называемому, кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо. Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием: финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов и чрезвычайных.

Инвентаризация имущества.

Инвентаризация производится путем физического перерасчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизни организации для выявления объектов.

Основными целями инвентаризации являются:

-проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете;

-проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности;

-проверка состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей;

-приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями;

-выявление причин несврщреметщого или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.

В зависимости от объема проверки инвентаризации могут быть полными, охватывающими все вышеуказанные виды объектов, частичными, охватывающими какую-либо группу таких объектов (например, только товары для продажи или только дебиторскую задолженность и т.п.), и выборочными, охватывающими лишь некоторую часть однотипных объектов (например, только имущество определенного материально ответственного лица или только просроченную дебиторскую задолженность).

Инвентаризации могут проводиться как периодически (например, для товаров на складах), так и в текущем режиме (например, выборочные инвентаризации расчетов с контрагентами по мере оформления актов сверок расчетов или поступления информации об изменении имущественного состояния.)

Периодичность и объем инвентаризаций устанавливаетсяруководителем организации исходя из материальности (существенности) возможных погрешностей учетных данных и критичности возможных последствий несоответствия учетных данных реальному положению дел. Однако существуют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с законодательством и нормативными документами.На данном предприятии инвентаризации проводится раз в год и полностью,так как руководитель организации не меняется и хищения не происходят. Инвентаризации подлежит весь склад и все товары,так же сравнивают с предыдущим годом объем продукции как на складе так и выпущенной и полученной.

Выявленные при инвентаризации расхождения в общем случае подлежат отражению в учете в месяце завершения инвентаризации (по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете). Предложения о порядке урегулировании расхождений, выявленных в результате инвентаризации, представляются инвентаризационной комиссией руководителю организации для принятия окончательного решения.

Выявленные недостачи и излишки, образовавшиеся в результате пересортицы, допускается в исключительных случаях взаимно погашать на основании подробных объяснений материально ответственных лиц, но только при образовании соответствующих недостач и излишков в одном и том же проверяемом периоде, у одного и того же материально ответственного лица и по материальным ценностям одного и того же наименования.Погашение пересортицы производится в количественном выражении. Превышение стоимости недостачи над стоимостью излишков (в связи с различным сортом и т.п.) подлежит отнесению на виновных лиц, либо, в случае обоснованного материалами инвентаризации отсутствия вины конкретных лиц, - на издержки производства и обращения. При этом при расчете суммы этого превышения нормы естественной убыли не применяются.

Порядок отражения выявленных при инвентаризации результирующих недостач и излишков материальных ценностей следующий:

-недостачи списываются в балансовой оценке с кредита счетов учета соответствующих ценностей в дебет счета 94 «Недостачи ипотери от порчи ценностей», а затем отражаются в той же оценке по кредиту счета 94;

-в пределах норм естественной убыли (только по фактически выявленным недостачам и не для суммовых излишков по пересортице) - в дебет затратных счетов;

-При отсутствии конкретных виновников или при отказе суда во взыскании ущерба с работника - в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

-при отнесении недостач за счет виновных лиц - в дебет субсчета «Расчеты по возмещению материального ущерба» счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

-потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, по счету 94 не отражаются, а относятся в балансовой оценке сразу в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и отражаются в бухгалтерской отчетности как чрезвычайные расходы;

-излишки приходуются на счета учета соответствующих ценностей с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по рыночной стоимости.

Входе проведения инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности организацией могут быть получены документы, подтверждающие ликвидацию контрагента, либо его неплатежеспособность (что существенно для оценки дебиторской задолженности). В этом случае по данным инвентаризации принимается решение о списании соответствующей задолженности на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Для случая с неплатежеспособным дебитором для списания должны выполняться соответствующие дополнительные требования ПБУ 10/99 «Расходы организации», а списанная с баланса задолженность должна быть отражена по забалансовому счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для последующего контроля возможности взыскания этой задолженности с дебитора в течение пяти лет.

Существенной может оказаться и полученная в ходе инвентаризации информация о существенном ухудшении финансового положения контрагента, по расчетам с которым дебиторская (и кредиторская) задолженность на дату инвентаризации вполне может вообще отсутствовать.

Выявленное в ходе инвентаризации финансовых вложений превышение учетной стоимости котирующихся на рынке ценных бумаг над их рыночной стоимостью отражается по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», а рост рыночной стоимости в пределах ранее начисленного резерва - обратной проводкой.

Некоторые выявленные в ходе инвентаризации факты хозяйственной деятельности могут не подлежать отражению на счетах бухгалтерского учета, однако должны быть описаны в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, если того требуют соответствующие Положения по бухгалтерскому учету.

Министерство образования и науки РТ

ГАОУ СПО «Бугульминский машиностроительный техникум»

Утверждаю

Зам.директора по УПР

________ ЖакуповаО.В.

«__» ________2013г.

Задание на производственную практику по специальности

080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

Наши рекомендации