Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года

21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года Основные направления преобразований.

В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:

1. Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).

3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.

4. Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.

Внедрение стратегии требует масштабных преобразований, затрагивающих практически все направления деятельности Банка: развитие бизнеса, операционную систему и систему управления рисками, информационные технологии, систему управления.

Комплексное внедрение стратегии позволит получить максимальный синергетический эффект от предлагаемых инициатив и является сложной амбициозной задачей, требующей всесторонней оценки и контроля за возрастающими операционными рисками и рисками внедрения.

В целях минимизации вероятности возникновения и степени значимости рисков внедрения Банк провел оценку ресурсов, необходимых для реализации стратегии, формирует интегрированные каскадные планы и матричную структуру управления, вовлекает в работу менеджеров разного уровня в масштабах всего Банка. Поэтапное внедрение преобразований, широкое использование пилотных проектов, организация параллельной работы некоторых процессов и систем позволят Банку обеспечить внедрение стратегии при условии непрерывности процессов и бесперебойной работы всех систем и приложений, исключить реализацию отдельных возможных рисков.

Использование стресс-тестирования и сценарного анализа при моделировании целевых параметров развития Банка позволили создать гибкую систему контрольных показателей, которая будет отвечать требованиям мониторинга внедрения стратегии в условиях сильных колебаний макроэкономических показателей и конъюнктуры рынка. Стратегия Сбербанка направлена на развитие его огромного потенциала и реализацию уникальных возможностей, которые предоставляют российский рынок и международная финансовая система.

Реализация стратегии — это исторический шанс создать великую компанию, которой могли бы гордиться не только её сотрудники и клиенты, но и вся страна. Оставаясь лидером российской финансовой системы, её надежным фундаментом, Сбербанк должен сделать следующий шаг в направлении своего развития и стать одной из лучших международных финансовых компаний, чтобы внести свой вклад в формирование глобальной финансовой системы.

Банк будет поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%, что соответствует росту прибыли к 2014 году в 2,5—3 раза. Опережающий рост розничных рынков и реализация новых конкурентных преимуществ в области обслуживания населения создадут предпосылки для дальнейшего роста доли розничного бизнеса в активно-пассивных операциях Банка и сближения этого показателя с долей операций с корпоративными клиентами.

Анализ кредитования малого бизнеса на примере Зеленоградского отделения Московского банка ОАО «Сбербанк России»

Традиционно бизнес разграничивает малые, средние и крупные предприятия. В банковской сфере эти формальности являются одним из основных критериев при определении условий и срока кредитования, размера процентной ставки, набора услуг и т.д.

Любая классификация призвана упростить и систематизировать процесс, в том числе и процесс кредитования. Конечно, при рассмотрении кредитной заявки Сбербанком к заемщикам осуществляется индивидуальный подход: изучается состояние документов, финансовые показатели, оценивается бизнес-план, перспективность направления и т. д. Однако кредитование малого бизнеса в Сбербанке в рамках специализированной программы малого и среднего бизнеса в Сбербанке осуществляется быстрее и проще, нежели кредитование крупных предприятий. Основное отличие в кредитовании предприятий среднего и малого бизнеса в Сбербанке от кредитования крупного бизнеса — более стандартизированный подход, наличие определенного числа программ с довольно четкими параметрами и требованиями к заемщикам. В то время как при работе с крупными заемщиками преобладает индивидуальный подход к запросам каждого конкретного клиента. К малому и среднему бизнесу Сбербанком применяются технологии, которые могут быть применимы только к этой категории клиентов, за счет такого подхода удается существенно сократить время рассмотрения заявки. Это обстоятельство играет на руку и банку, и заемщикам: банк экономят ресурсы (человеческие и финансовые), а предприниматели в предельно короткие сроки могут решить свои финансовые проблемы. Как правило, именно малые предприятия не имеют строгого бизнес-плана и нуждаются в «срочных» деньгах.

Поскольку, на данный момент в российском законодательстве нет четкого разграничения понятий «малый», «средний» и «крупный» бизнес. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет три критерия отнесения предприятий к категориям: средняя численность работников за предшествующий календарный год, суммарная доля участия в уставном капитале и выручка от реализации товаров, работ и услуг.

В системе кредитования корпоративных клиентов Сбербанка принято различать 3 группы корпоративных клиентов:

· Сегмент крупного и крупнейшего бизнеса (годовой оборот свыше 2,5 млрд рублей)

· Сегмент среднего бизнеса (годовой оборот от 150 млн до 2,5 млрд рублей)

· Третий сегмент разделен на малый бизнес и микро бизнес (годовой оборот менее 150 млн рублей) .

Понятно, что для Сбербанка в первую очередь важны финансовые показатели. Однако эти предельные значения на данный момент еще не установлены Правительством РФ. А количество работников на предприятии, четко определенное в законе, не может служить достаточным аргументом. Поэтому принятие окончательного решения, к какой категории принадлежит предприятие, остается на усмотрение кредитной службы Сбербанка. И определяются Сбербанком исходя из собственного опыта, внутренних нормативных документов и стратегии определяют пороговые значения.

При отнесении заемщиков к категории малого и среднего бизнеса Сбербанк руководствуется показателями, общепринятыми в мировой практике, а именно: годовым оборотом предприятия и его потребностью в финансировании. В рамках программы развития малого и среднего бизнеса банк работает с предприятиями и индивидуальными предпринимателями с годовым оборотом до 500 млн. рублей и потребностью в финансировании до 75 млн. рублей.

Чем устойчивее и прозрачнее бизнес компании, тем лучше будут условия финансирования и ниже ставки для малого бизнеса, согласно кредитным программам Сбербанка. Крупные компании считаются менее рискованными и предлагаются более либеральные условия.

Отнесение предприятия к какой-либо категории является частью процесса кредитования малого бизнеса и не может служить поводом для отказа в обслуживании. Хотя с гигантами банку выгоднее и удобнее работать. Сбербанк может предложить крупному предприятию комплекс услуг и продуктов: зарплатные проекты, кредиты, бизнес-счета, овердрафтное кредитование, размещение свободных средств на депозитах и т.д. Однако, как показывает практика, даже самые крупные предприятия не застрахованы от банкротства, дефолта и прекращения существования. Поэтому диверсификация портфеля становится одним из определяющих факторов при работе с клиентами. К тому же все издержки и риски работы с малым бизнесом компенсируются повышенной процентной ставкой.

Отнесение заемщика в ту или иную категорию, конечно, влияет на процентную ставку. Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Плюс данную тенденцию подкрепляют риски. По наблюдению, малые предприятия менее стабильны, чем крупные, в их деятельности больше рисков.

Так, найдя «слабые» места в финансовых отчетах заемщика, Сбербанк может обезопасить себя, предложив соответствующую продуктовую линейку.

Кредитование малого бизнеса сегодня стало одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанка. Долгое время это был нетронутый кусок и предприниматели, а также правительство сетовали на то, что кредитные организации не помогают российскому бизнесу встать на ноги.

Рынок 2012 года это уже далеко не рынок 2005 или 2008 года. И все происходящие сегодня процессы вполне объяснимы и закономерны: как и полагается, сначала были поделены между основными участниками самые аппетитные куски (ипотека, потребкредитование, корпоративный и средний бизнес), теперь осваиваются остальные.

Сложилось мнение, что кредитование малого бизнеса является достаточно рискованным и затратным. С одной стороны, для работы с данным сегментом банку необходимо иметь разветвленную филиальную сеть, отлаженную структуру обработки кредитных заявок, а также предлагать клиентам отвечающие рыночным требованиям кредитные продукты с гибкой залоговой политикой. С другой стороны, маржинальный доход при кредитовании предприятий малого бизнеса превышает доход от финансирования крупных корпоративных клиентов. К тому же крупные корпоративные заемщики практически все распределены между банками.

Широкое распространение кредитования малого и среднего бизнеса связано с тем, что развитие данного направления находится все еще на начальном этапе своего развития и сулит хорошие перспективы. Сбербанку крайне интересен сегмент МСБ (малый и микро бизнес) в связи с тем, что крупные клиенты, как правило, уже «разобраны» банками и переманить их можно в основном только более низкими ставками. А МСБ — мобильный, активно развивающийся и быстрорастущий сегмент, поэтому компании с легкостью могут менять банк в случае нахождения более выгодных условий. Конкурентными же преимуществами банка при работе с МСБ становятся не ценовые условия, а специальные, ориентированные на него банковские продукты и сроки принятия решений. Рассмотрим более подробно, кредитование малого бизнеса в Сбербанке.

Сведения о динамике движения средств на рублевых расчетных кредитных, текущих счетах по отраслям в 2010 – 2011 гг. в Зеленоградском отделении Сбербанка приведены в таблице 1. (см. Приложение №1)

В таблице 1 приведены данные о количестве клиентов представителей малого бизнеса Сберегательного банка в 2010-2011 годах.

Так в 2011 году число клиентов возросло по сравнению с 2010 годом с 3200 до 3376 клиентов, то есть на 5,5%, в том числе:

· в промышленности на 8 или 4,17%;

· в строительстве на 50 или 33,78%;

· на транспорте на 2 или 7,14%;

· в сельском хозяйстве на 22 или 6,7%;

· в общественных организациях на 19 или 6,11%;

· в здравоохранении на 5 или 15,62%;

· сфере услуг на 5 или 45,45%;

· прочих на 5 или 9,26%.

Существенно произошло увеличение клиентов – предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей – на 60. Это составляет 6,48%.

Анализ данных позволяет сделать вывод о развитии почти всех секторов экономики.

Но заметнее этот рост наблюдался в строительстве (33,78%), активно развивалась сфера услуг (45,45%). На 15,62% увеличилось число клиентов в здравоохранении. Неизменным количество клиентов осталось в торговле и общественном питании, а также в связи.

На рисунках 2 и 3 приводится количество клиентов по отраслям в 2010 - 2011 году.

Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года - student2.ru

Рис. 2. Количество клиентов по отраслям в 2010 г.

Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года - student2.ru

Рис. 3. Количество клиентов по отраслям в 2011 г.

Важнейшей характеристикой финансовой стабильности предприятий является среднедневной остаток.

В таблице 1 приведены абсолютные значения среднедневных остатков по отраслям в 2010-2011 годах, а в таблице 2 – динамика изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах.

Таблица 2. Динамика изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах

N п/п Наименование отрасли Отклонения
Тыс. руб. %
1. Промышленность 12 619 16,33
2. Строительство 11,25
3. Торговля и общепит 7,78
4. Транспорт 9,86
5. Сельское хозяйство 12,18
6. Связь 2,89
7. Общественные организации 2,91
8. Образование 18,78
9. Здравоохранение 10,33
10. Сфера услуг 211,45
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 15,39
12. Прочие 2,89

Так в промышленности динамика роста среднедневных остатков составила 12 169 тыс. рублей. Это на 16,33% больше чем в 2010 г., в строительстве - 1 616 тыс. рублей, что соответствует 11,25%. Стабильно развивались такие отрасли как сельское хозяйство, предпринимательство (12,18%, 15,39% соответственно). Среднедневные остатки на транспорте возросли на 9,86%, в торговле – 7,78%, в образовании на 18,78%.

В целом среднедневной остаток в 2010 году составил 170 894 тыс. рублей, а в 2011 году – 193 110 тыс. рублей, то есть возрос в 1,13 раза или на 13%.

Таблица 3. Структура среднедневных остатков в 2010-2011гг.

N п/п Наименование отрасли Среднедневной остаток, % Отклонение, %
1. Промышленность 43,6 44,87 +1, 27
2. Строительство 8,43 8,27 -0,16
3. Торговля и общепит 12,6 12,02 -0,58
4. Транспорт 4,2 4,08 -0,12
5. Сельское хозяйство 6,3 6,26 -0,04
6. Связь 3,15 2,87 -0,28
7. Общественные организации 1,97 1,79 -0,18
8. Образование 0,73 0,77 +0,04
9. Здравоохранение 1,57 1,54 -0,03
10. Сфера услуг 0,11 0,31 +0,2
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 12,65 12,92 +0,27
12. Прочие 4,73 4,30 -0,43
  ИТОГО:  

Анализируя таблицу 3 можно констатировать, что удельный вес среднедневных остатков в промышленности, сфере услуг, среди предпринимателей и прочих имеет положительную тенденцию.

Так удельный вес промышленности увеличился с 43,6 до 44,87%, то есть на 1,27%; сферы услуг - на 0,2%; предпринимательства – на 0,27%; образования – на 0,04%.

В то же время удельный вес других отраслей в структуре среднедневных остатков снизился: от -0,53% до -0,03%. При анализе расчетных операций важнейшим показателем является кредитовый оборот.

В таблице 1 приведены данные кредитовых оборотов в 2010-2011гг. по отраслям народного хозяйства. В таблице 4 рассчитаны отклонения, т.е. показана динамика изменения кредитовых оборотов за этот же период.

Таблица 4. Динамика изменения кредитовых оборотов

N п/п Наименование отрасли Отклонение
Тыс. руб. %
1. Промышленность 18,31
2. Строительство 5,77
3. Торговля и общественное питание 16,00
4. Транспорт 10,27
5. Сельское хозяйство 1,83
6. Связь 21,38
7. Общественные организации 14,34
8. Образование 27,80
9. Здравоохранение 9,81
10. Сфера услуг 10,00
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 23,01
12. Прочие 2,61

По сравнению с 2010г., в 2011г. кредитовый оборот в целом увеличился на 13%.

Так в промышленности кредитовый оборот увеличился на 969 903 тыс. рублей или на 18,31%; в строительстве на 60 827 тыс. рублей или на 5,77%; в торговле и общественном питании - на 252 940 тыс. рублей или на 16%; в транспорте - на 60 877 тыс. рублей или на 10,27%; в сельском хозяйстве на - 15 696 тыс. рублей или на 1,83%; в связи - на 84 490 тыс. рублей или на 21,38%; в общественных организациях - на 11 572 тыс. рублей (14,34%); в образовании - на 42 589 тыс. рублей (27,80%); в здравоохранении - на 29 640 тыс. рублей (9,81%); в сфере услуг - на 3 952 тыс. рублей (10%); у предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей - на 124 052 тыс. рублей (23,01%); у прочих - на 60 408 тыс. рублей (2,61%).

Расчеты показывают, что стабильный рост кредитовых оборотов наблюдался в таких отраслях как: промышленность, связь, торговля, а также у предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей, в образовании. Наименьший кредитовый оборот был в сельском хозяйстве, строительстве, а также в прочих отраслях.

Анализ кредитовых оборотов позволяет считать, что рынок предпринимательской деятельности не насыщен и развивается как количественно, так и качественно. Вселяет оптимизм динамичное развитие предприятий промышленности, торговли и общественного питания. Рисунок 4 и 5 отражает кредитовый оборот по отраслям в 2010-2011гг.

Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года - student2.ru

Рис.5. Кредитовый оборот по отраслям в 2010 г.

Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года - student2.ru

Рис. 6. Кредитовый оборот по отраслям в 2011 г.

Сравнение удельного веса кредитового оборота по отраслям народного хозяйства показывает, что в структуре произошли изменения.

Таблица 5. Удельный вес кредитового оборота в 2007-2008 гг.

N п/п Наименование отрасли Кредитовый оборот, % Отклонения, %
1. Промышленность 40,12 42,01 +1,89
2. Строительство 7,98 7,47 -0,51
3. Торговля и общепит 11,97 12,29 +0,32
4. Транспорт 4,49 4,38 -0,11
5. Сельское хозяйство 6,48 5,84 -0,64
6. Связь 2,99 3,21 +0,22
7. Общественные организации 0,61 0,62 +0,01
8. Образование 1,16 1,31 +0,15
9. Здравоохранение 2,29 2,22 -0,07
10. Сфера услуг 0,30 0,29 -0,01
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 4,08 4,44 +0,36
12. Прочие 17,53 15,92 -1,61
  ИТОГО:  

Положительная динамика в кредитовых оборотах наблюдалась в промышленности (прирост составил 1,89%), в торговле и общественном питании (+0,32%), в связи (+0,22%), в образовании (+0,15%), а также у предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей (+0,36%). Уменьшился удельный вес кредитовых оборотов предприятий строительного профиля (-0,51%), на транспорте (-0,11%), в сельском хозяйстве (-0,64%). Прослеживается незначительное уменьшение кредитового оборота в здравоохранении, сфере услуг и прочих.

Нестабильность вышеперечисленных показателей свидетельствует о том, что меняются макро- и микроэкономические условия в рыночных преобразованиях и как следствие это отражается на доходности и стабильности ряда предприятий.

В Зеленоградском отделении Сбербанка ведутся не только рублевые счета, но и счета в иностранной валюте.

В таблице 6 (Приложение №2) приведены сведения по счетам в иностранной валюте.

В таблице 6 содержатся сведения за 2010, 2011 год, что дает возможность судить о динамике движения средств на текущих расчетных счетах в иностранной валюте по отраслям и провести сравнительную характеристику развития отраслей за два года.

В 2010 году 86 клиентов совершали операции в иностранной валюте, а в 2011г. - 90. Рост числа клиентов составил 4,65%. В промышленности число клиентов увеличилось на 2 (6,06%), на транспорте и в торговле на 1 (соответственно рост составил 12,5% и 5,56%). В остальных отраслях количество клиентов не изменилось. Валютные счета не открывались в здравоохранении и в общественных организациях.

Среднедневной остаток на текущих счетах в иностранной валюте в 2010 году составлял 3069 тыс. долл., а в 2011 году 3559 тыс. долл. Он возрос в 1,16 раза или на 16%. Постоянный рост среднедневных остатков говорит об увеличении числа совершаемых операций по расчетному и кассовому обслуживанию среди индивидуальных предпринимателей, и следовательно о повышении доходов банка.

Изменения количества клиентов, среднедневных остатков и кредитовых оборотов на депозитных счетах в рублях приведены в таблице 7

Таблица 7. Динамика движения средств на депозитных счетах в рублях по отраслям в 2010-2011гг.

N п/п Наименование отрасли Кол-во клиентов Среднедневной остаток, тыс. рублей Кредитовый оборот, тыс. рублей
1. Промышленность
2. Торговля и общественное питание
  ИТОГО:

Анализируя приведенные в таблице данные по депозитным счетам в рублях видно, что число клиентов в 2010 и 2011 годах не изменилось. В промышленности и торговле было и осталось по одному клиенту. Среднедневной остаток на депозитных счетах в среднем увеличился на 4 тыс. руб., т.е. на 13,79%, в том числе в промышленности на 2 тыс. руб., что соответствует 25%; в торговле и общественном питании на 2 тыс. руб., или на 9,52%.

Таблица 8. Удельный вес среднедневных остатков на рублевых депозитных счетах

N п/п Наименование отрасли Среднедневного остатка, % Отклонения, %
1. Промышленность 27,59 30,30 +2,71
2. Торговля и общественное питание 72,41 69,70 -2,71
  ИТОГО:  

Из вышеуказанных данных в таблице 8 видно, что в 2011 году увеличился удельный вес среднедневного остатка в промышленности с 27,59 до 30,30%, т.е. на 2,71%, а в торговле и общественном питании снизился с 72,41 до 69,70% или на 2,71%.

В 2010 году увеличился удельный вес среднедневного остатка в промышленности с 27,59 до 30,30%, т.е. на 2,71%, а в торговле и общественном питании снизился с 72,41 до 69,70% или на 2,71%.

Удельный вес кредитовых оборотов депозитных счетов рассчитан и приведен в таблице 9.

Таблица 9. Структура кредитовых оборотов депозитных счетов по отраслям за 2010-2011гг.

N п/п Наименование отрасли Кредитовый оборот, % Отклонения, %
1. Промышленность 30,53 31,33 +0,8
2. Торговля и общественное питание 69,47 68,67 -0,8
  ИТОГО:  

Из таблицы также видна динамика изменений кредитовых оборотов в промышленности и в торговле. За истекший период в промышленности доля кредитового оборота выросла на 0,8%, а в торговле, наоборот, снизилась на 0,8%.

Таким образом, проанализированы основные показатели, касающиеся организации кредитования малого бизнеса в специализированном по обслуживанию дополнительном офисе №1770 Зеленоградском отделения ОАО Сбербанка России.

Содержание и результаты практики.

В процессе прохождения преддипломной практики, проходившей 28.05.2012г. по 09.06.2012г., были получены сведения о деятельности места прохождения практики – ОАО “Сбербанк России”, а в частности работа Отдела по обслуживанию корпоративных клиентов дополнительного офиса №01770

Во время практики были изучены принципы работы банка ОАО «Сбербанк России», опыт специалистов, работающих в ней. В ходе прохождения практики мной были изучены как организационные, так и хозяйственные, финансовые и экономические аспекты деятельности Банка.

В ходе практики были изучены:

· Первоначально была изучена общая характеристика предприятия, затем проведен анализ основных экономических показателей деятельности Банка, в разрезе итогов за 9 месяцев 2011г., как непосредственно и прямым образом влияющий на результативность работы предприятия в целом.

· Проанализированы отчетные документы Банка

· Также был изучен такой важный и интересный вопрос, как организация кредитования в малом бизнесе.

Особое внимание было уделено изучению нормативно-правовой базы.

В процессе прохождения практики в Отделе обслуживания корпоративных клиентов в мои обязанности входили следующие функции:

· Составление описей документов в части присоединения к Правилам банковского обслуживания

· Ведение электронных журналов по учету подписанных дополнительных соглашений и документации, относящейся к ней.

· Операционное обслуживание клиентов Операционного управления, в т.ч. с использованием системы "Клиент-Сбербанк", включая операции овердрафтного кредитования.

· Прием, проверка правильности и полноты заполнения представляемых клиентами расчетных денежных документов, в том числе соответствие подписей и печати карточкам образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

· Проведение операций по списанию средств с лицевых счетов клиентов на основании расчетных документов.

· Ежедневное формирование реестров проведенных документов в установленные внутренним порядком Операционного управления сроки.

· Ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам.

· Выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи.

· Осуществление переписки по операциям, расчетно-кассового обслуживания.

В результате прохождения преддипломной практики я научился работать с документацией банка, взаимодействовать с клиентами и кредитными инспекторами, мной были изучены как организационные, так и хозяйственные, финансовые и экономические аспекты деятельности банка, а также получены знания в области кредитования корпоративных заемщиков.

Изучил структуру Сбербанка, стратегические направления развития Банка и работу внутреннего структурного подразделения №01770

Преимущества пройденной мною практики я нахожу в том, что я ознакомился с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, ознакомился с компьютерными рабочими программами Сбербанка России и приобрел навыки работы с его внутренней документацией.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

3. Положение Банка России от 31.08.1998 N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)"

4. Положение Банка России от 26.06.1998 N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками"

5. Порядок открытия, закрытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами №814-3-р от 13.04.2004 с изменениями

6. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами от 30.06.2006 г. № 285-5-р;

7. Регламент создания и использования в Сбербанке России и его филиалах резерва на возможные потери по ссудам и списание нереальной для взыскания задолженности (редакция 5 с учетом изменений №1 от 22.07.2005 г.) от 21.04.2005 г. № 455-5-р;

Наши рекомендации