Анализ формирования и использования прибыли на предприятии
Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо прежде всего выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитана балансовая прибыль (убыток) и все исходные составляющие для ее формирования, в частности такие, как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие и управленческие расходы; проценты к получению и уплате; прочие операционные и внереализационные доходы и расходы.
В процессе анализа рассмотрим состав балансовой прибыли, ее структуру и динамику за рассматриваемый период.
На основе данных представленных в форме № 2 Отчета о прибылях и убытках ОАО «Пром-торг-Россия» необходимо оценить состав, структуру и динамику элементов формирования финансовых результатов организации (табл.3.1.).
Как свидетельствует представленная в таблице 3.1 бухгалтерская и аналитическая информация, балансовая прибыль в 2010 году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 9%, в то время как прибыль от реализации – на 19%. Снижение прибыли от реализации сопровождался ростом выручки от реализации на 7,9%; ростом себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг – на 6%. Следует также отметить рост операционных доходов в 6 раз, а также увеличением операционных расходов – на 78%, как это видно из табл. 3.1.
Таким образом, в 2010 году при росте выручки, одновременно увеличилась себестоимость продукции с резким (на30%) увеличением коммерческих расходов, именно поэтому прибыль от реализации снизилась в 2010 году относительно 2009 года.
Таблица 3.1.
Структура и динамика основных показателей финансовых результатов ОАО «Пром-торг-Россия» за 2008-2010 гг.
Наименования позиций | сумма | ||||||
сумма | Абс. изме-нение | Темп роста | сумма | Абс. изме-нение | Темп роста | ||
I. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 215 304 | 19 257 | 108,9% | 253 306 | 18 745 | 107.9% | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 177 026 | 16 551 | 109,3% | 205 275 | 11 698 | 106.0% | |
Валовая прибыль | 38 278 | 2 706 | 107,1% | 48 031 | 7 047 | 117,2% | |
Коммерческие расходы | 31 031 | -503 | 98,38% | 39 561 | 9 033 | 129,6% | |
Управленческие расходы | |||||||
Прибыль (убыток) от реализации | 7 247 | 3 209 | 144,3% | 8 470 | -1 986 | 81,01% | |
II. ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ | |||||||
Проценты к получению | |||||||
Проценты к уплате | 2 498 | -148 | 94,08% | 2 299 | -51 | 97,83% | |
Доходы от участия в др. организациях | |||||||
Прочие операционные доходы | 6640% | 2 268 | 1 936 | 683,1% | |||
Прочие операционные расходы | 446,1% | 178,6% | |||||
III. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ | |||||||
Прочие внереализационные доходы | -524 | 17,4% | 423,6% | ||||
Прочие внереализационные расходы | 4 385 | 112,5% | 4 783 | -152 | 96,92% | ||
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2 212 | 349,1% | 3 206 | 103,4% | |||
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | 147,9% | ||||||
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 1 552 | 274,8% | 2 230 | -210 | 91,39% | ||
IV. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ | |||||||
Чрезвычайные доходы | |||||||
Чрезвычайные расходы | |||||||
Чистая прибыль | 1 552 | 274,8% | 2 230 | -210 | 91,39% |
Но рост операционных доходов, улучшил ситуацию, хотя все равно не перекрыл изменения коммерческих расходов (рис.3.1.).
Оценивая экономический потенциал ОАО «Пром-торг-Россия» можно сделать вывод о сниженном экономическом потенциала организации во всем рассматриваемом периоде. Об этом свидетельствует не выполнение условия
, (1)
где П – прибыль от продаж; N – объем товарооборота (выручка); С- себестоимость. В 2009 году, темп роста себестоимости, превысил темпы роста выручки. Наглядно это продемонстрировано на рис.3.2. и на рис. 3.3.
Соотношение (1) не может быть выполнено в 2010 году из – за недостаточного уровня прибыли, то есть следует ее увеличить при одновременном снижении расходов предприятия. Это может быть сделано путем привлечения более широкого круга клиентов, расширением ассортимента продукции.
Анализируя изменение среднемесячной выручки следует отметить ее рост на протяжении всего рассматриваемого периода что свидетельствует об увеличении финансового ресурса организации в 1,2 раза к концу 2010 года.
В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:
1 Балансовая;
1.1 Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
1.2 Прибыль от прочей реализации;
1.3 Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты);
1.3.1 По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;
1.3.2 Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;
1.3.3 Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
1.3.4 Поступления долгов и дебиторской задолженности;
1.3.5 Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.
Рис. 3.2. Изменения выручки, себестоимости и прибыли от реализации ОАО «Пром-торг-Россия» за 2008-2010 гг.
Рис.3.3. Изменения темпов роста выручки, себестоимости и прибыли от реализации ОАО «Пром-торг-Россия» за 2008-2010 гг.
2 Налогооблагаемая;
3 Льготная (необлагаемая налогом);
4. Остающаяся в распоряжении предприятия;
5. Чистая прибыль.
Показатель «балансовая прибыль» изучается при анализе финансового результата от всех видов деятельности предприятия, а показатели 2-5 при анализе формирования налогов и распределения прибыли.
4. Расчет экономических показателей деятельности предприятия