Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала в России

Иностранные инвестиции выделяют:

1) государственные иностранные инвестиции, осуществляемые государственными бюджетами (государственные займы, кредиты, гранты, финансовая помощь);

– частные иностранные инвестиции – вложение средств иностранных инвесторов в объекты инвестирования, находящиеся за пределами данной страны;

– смешанные иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые за пределы страны совместно государством и частными инвесторами.

Прямой иностранной инвестициейсчитается приобретение инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с законом РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором лизинга оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Портфельные иностранные инвестиции –вложения капитала в акции, не дающие права вкладчикам влиять на деятельность предприятия, составляющие менее 10 % общего объема акционерного капитала; вложения в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги.

К прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т. п.

Среди перечисленных видов инвестиций приоритет отдается прямым иностранным инвестициям, так как они оказывают благотворное воздействие на развитие экономики страны:

– способствуют росту инвестиционной активности в стране;

– стимулируют вложения в обновление и развитие основного производства;

– способствуют внедрению передового менеджмента, достижений науки и техники в производство;

– активизируют конкуренцию и стимулируют развитие малого и среднего бизнеса;

– обеспечивают рост занятости населения, повышение доходов населения;

– обеспечивают рост налоговых поступлений в бюджет принимающей страны и др.

Несмотря на усилия РФ, состояние инвестиционного климата в стране нельзя признать привлекательным для иностранных инвесторов. Инвестиционная привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов обеспечивается множеством качественных параметров:

– обширным национальным рынком, большим разнообразием объектов вложения капитала, начавшимся в стране экономическим ростом;

– наличием высококвалифицированной исравнительно дешевой рабочей силы;

– наличием разнообразных богатых природных ресурсов;

– реформированием системы налогообложения в части снижения налогового бремени и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:

1) государственные иностранные инвестиции, осуществляемые государственными бюджетами в виде государственных займов, кредитов, грантов, финансовой помощи;

2) частные иностранные инвестиции – вложение средств иностранных инвесторов в объекты инвестирования, находящиеся за пределами данной страны;

3) смешанные иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые за пределы страны совместно государством и частными инвесторами.

Прямые иностранные инвестиции ведутк: росту инвестиционной активности в стране; вложениям в обновление и развитие основногопроизводства; внедрению передового менеджмента, достижений науки и техники в производство; активности конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса; росту занятости населения и повышению доходов; росту налоговых поступлений в бюджет принимающей страны и др.

Объемы и структура иностранных инвестиций обусловлены совокупностью социальных, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны и являющихся ее инвестиционным климатом.

Оценивая инвестиционный климат страны, необходимо учитывать:

– проводимую государственную инвестиционную политику в стране (масштаб государственной поддержки, стабильность политической власти, соблюдение гарантий и соглашений);

– экономическую обстановку в стране: динамику ВВП, инфляции, объемов промышленной продукции, ситуацию на рынке труда, развитость денежнокредитной, финансовой, бюджетной, налоговой систем и др.;

– стабильность нормативноправовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране и др.

Это необходимо для оценки уровня инвестиционного риска, на который пойдет иностранный инвестор, вкладывая капитал, для оценки целесообразности, привлекательности и доходности будущих вложений.

Инвестиционная непривлекательность в РФ характеризуется:

– экономическим и инвестиционным кризисом;

– находящейся на стадии развития кредитнобанковской системой;

– недостаточн ой развитостью инфраструктуры;

– различиями в региональном проведении инвестиционной политики и др.

Инвестиционная привлекательность в РФ характеризуется: обширным национальным рынком, разнообразием объектов вложения капитала, начавшимся в стране экономическим ростом; наличием высококвалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы; наличием разнообразных богатых природных ресурсов; реформированием системы налогообложения в части снижения налогового бремени и др.

Наши рекомендации