Интуитивные модели

Интуитивное прогнозирование использует только анализ наблюдений прошлого периода: объема продаж, прибыли и денежного потока, при этом не предпринимаются попытки объяснить причинно-следственные взаимосвязи, которые лежат в основе модели прогнозирования.

Интуитивные модели могут быть двух типов. К первому относятся простые модели прогнозирования, использующие данные последних наблюдений, без применения статистического анализа. Ко второму - модели, которые, будучи интуитивными, тем не менее являются достаточно сложными и реализуются с помощью компьютера. Примеры. классическая декомпозиция, скользящее среднее, экспоненциальное сглаживание и некоторые другие. К преимуществам интуитивного подхода относится дешевизна, а к недостаткам - то, что эти модели не рассматривают никакой причинно-следственной взаимосвязи, лежащей в основе прогноза.

Приведем простой пример интуитивного подхода.

1. Определяем продажи следующего периода, равными фактическому объему продаж текущего периода. Обозначим будущий объем продаж как интуитивные модели - student2.ru и фактический объем продаж как интуитивные модели - student2.ru Тогда интуитивные модели - student2.ru .

2. Если мы рассматриваем тенденции, то интуитивные модели - student2.ru .

Формула учитывает наблюдаемое по последним данным абсолютное изменение прогнозируемой величины от периода к периоду.

3. При использовании показателя относительного изменения, а не абсолютной величины интуитивные модели - student2.ru

Вариант 1. Рассмотрим следующие данные об объемах продаж.

Месяц 20Х5 Объем продаж в месяц, долл.

Спрогнозируем данные на январь 20Х6 г. на основе трех моделей, описанных выше: 1) интуитивные модели - student2.ru

2) интуитивные модели - student2.ru долл.;

3) интуитивные модели - student2.ru долл.

Интуитивные модели могут применяться для прогнозирования продаж, прибыли и денежного потока при минимальном использовании компьютера. Интуитивные модели должны сравниваться с более сложными моделями, в частности с регрессионными, по эффективности прогнозирования.

Наши рекомендации