Экономическая классификация

Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию. Она показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней:

· категория расходов;

· статья расходов (закупка товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

· подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи;

· элемент расходов, детализирующий (при необходимости) расходы в пределах подстатьи.

Код экономической классификации включает семь знаков, которые распределяются следующим образом:

· категория - один знак;

· статья - два знака;

· подстатья - два знака;

· элемент - два знака.

При отсутствии уровня используется нулевая позиция «00».

Расходы определяются как государственные платежи, которые не подлежат возврату, не вызывают и не погашают финансовых требований. Они предназначаются как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат и могут быть возмездными

(при покупке товаров и выполнении работ (оказании услуг) либо безвозмездными (все виды бюджетных трансфертов).

В экономической классификации выделяют следующие категории расходов:

1 00 00 00 «Текущие расходы»;

2 00 00 00 «Капитальные расходы»;

3 00 00 00 «Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов за вычетом погашения».

1 10 00 00 «Закупки товаров и оплата услуг»;

1 20 00 00 «Обслуживание государственного долга Республики Беларусь»;

1 30 00 00 «Текущие бюджетные трансферты».

Подстатья 1 10 02 00 «Начисления на заработную плату» отражает расходы, исчисленные в установленных размерах к фактически начисленной заработной плате, расходы на государственное социальное страхование и другие обязательные отчисления и страховые взносы.

Подстатья 1 10 03 00 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов»отражает расходы по закупке предметов в составе оборотных средств, материалов и продуктов питания.

Подстатья 1 10 04 00 «Командировки и служебные разъезды»отражает расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу (оплата проезда, суточных и квартирных при служебных командировках; приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования (за исключением такси) для сотрудников, работа которых носит постоянный разъездной характер‚ и др.).

Подстатья 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг» предназначена для учета расходов по содержанию и найму транспорта.

Подстатья 1 10 06 00 «Оплата услуг связи» отражает оплату установки и эксплуатации служебных телефонов, переноса телефонных номеров, абонементную плату за линии телеграфной и телефаксной связи, оплату услуг по сети абонентского телеграфа и всех видов служебных телеграмм, международных и междугородних переговоров;

Подстатья 1 10 07 00 «Оплата коммунальных услуг» аккумулирует расходы по приобретению и заготовке дров, угля, торфа, оплате газа, электрической и тепловой энергии для отопления зданий, служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей и др.

Подстатья 1 10 08 00 «Оплата геологоразведочных услуг»отражает затраты организаций на геологоразведочные и топографо-геодезические работы, финансируемые за счет средств бюджета.

Подстатья 1 10 09 00 «Оплата услуг по типовому проектированию» отражает расходы по составлению градостроительных прогнозов, разработке и экспертизе градостроительной документации общего и детального планирования,.

Подстатья 1 10 10 00 «Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг» отражает прочие расходы текущего характера, не включенные в вышерассмотренные подстатьи, в частности, расходы по текущему ремонту оборудования и инвентаря (в том числе - технических средств связи, мебели, хозяйственного и мягкого инвентаря),

По статье 1 20 00 00 «Обслуживание государственного долга Республики Беларусь»отражаются расходы на уплату всех видов процентных платежей за использование заемных средств, привлекаемых для финансирования республиканского и местных бюджетов.

По статье 1 30 00 00 «Текущие бюджетные трансферты» отражаются все виды безвозмездных переводных платежей текущего характера, носящих характер финансовой помощи.

Ø Категория расходов 2 00 00 00 «Капитальные расходы»

применяется для отражения расходов бюджетов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации; отражает расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности; расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

По статье 2 40 00 00 «Капитальные вложения в основные фонды»отражаются расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство и капитальный ремонт (за исключением расходов, классифицируемых по экономической классификации как «Капитальные трансферты»). Данная статья имеет подстатьи.

.Подстатья 2 50 00 00 «Создание государственных запасов и резервов» отражает расходы на создание, обновление и пополнение всех видов государственных запасов и резервов.

Подстатья 2 60 00 00 «Приобретение земли и нематериальных активов» отражает расходы на приобретение в собственность земельных участков и различных нематериальных активов.

Категория расходов З 00 00 00 «Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов за вычетом погашения (кредитование минус погашение)» включает бюджетные платежи, увеличивающие финансовые требования государственных органов к другим лицам. Сумма таких платежей уменьшается на сумму возвратов в бюджет с уменьшением (погашением) финансовых требований государственных органов к другим лицам.

Платежи, осуществляемые Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в качестве гаранта или поручителя (т.е. выплаты основных сумм долга по просроченным долгам или процентов), классифицируются как кредитование, если они увеличивают соответствующие государственные требования к просрочившему дебитору. Получение Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами покрытий по соответствующим требованиям к просрочившим дебиторам классифицируется как возврат средств.

Наши рекомендации