Участники бюджетного процесса, его стадии

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса участниками бюджетного процесса являются:

Президент Республики Беларусь; Парламент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; распорядители и получатели бюджетных средств; банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.

Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.

Министерство экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.

Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года.

Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь рассматриваются Правительством, Президентом и Парламентом Республики Беларусь. Проекты местных бюджетов рассматриваются исполнительными комитетами и передаются для рассмотрения соответствующим местным Советам депутатов. Утверждаются местные бюджеты решениями местных Советов.

Стадия исполнения бюджетов совпадает с финансовым (бюджетным) годом, который установлен в Республике Беларусь с 1 января по 31 декабря календарного года. После исполнения бюджетов начинается стадия составления отчетов об их исполнении, которая завершается утверждением этих отчетов. Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом. Обычно утверждение республиканского бюджета проходит в июле месяце года, следующего за отчетным финансовым (бюджетным) годом. Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Каждая из стадий бюджетного процесса имеет определенное назначение, где решаются вопросы, требующие своего определения именно в этот период времени.

Наши рекомендации