Список рекомендованной литературы

Стратегическое планирование в системе процессов стратегического управления.

Существует несколько определений понятия стратегического планирования:

1.Тождественно понятию «стратегическое управление». Такой подход нецелесообразен, т.к. понятия дублируются.

2. Включает в себя совокупность процессов стратегического управления: от стратегического анализа до разработки стратегии и формирования стратегического плана. За пределами стратегического планирования остаются процессы реализации стратегии и контроля за ее выполнением. Такой подход можно считать обоснованным, т.к. планирование обычно включает и предварительную аналитическую работу. Это подход в широком смысле.

3. Процесс непосредственной разработки стратегического плана. Другие процессы стратегического управления находятся вне процесса планирования. Это понимание в узком смысле. Оно имеет существенное значение для изучения такой специфической функции стратегического управления, как разработка плана, т.к. другие функции рассматриваются самостоятельно.

Особенности стратегического планирования как процесса стратегического управления:

1. Более конкретным является конечное состояние организации, которое планируется достичь в ходе реализации стратегии.

2. Устанавливается совокупность промежуточных состояний, которые должны быть достигнуты при прохождении соответствующих этапов.

3. Осуществляется структуризация общей стратегии с выделением более конкретных стратегических направлений. Устанавливаются плановые параметры конечных и промежуточных состояний по каждой частной стратегии.

4. Планируется определенная совокупность действий, обеспечивающих решение общих и частных стратегических задач.

Эпизодическое и систематическое стратегическое планирование

Даже для тех предприятий, которые в обычной ситуации не нуждаются в стратегическом планировании, может возникнуть потребность в разработке стратегического плана в условиях определенной ситуации. Такое стратегическое планирование является эпизодическим. Это разовый процесс, связанный с существенным для предприятия изменением ситуации, с появлением актуальных угроз или возможностей.

Систематическое стратегическое планирование необходимо для тех предприятий, которые функционируют в среде с высокой неопределенностью. Для такого планирования характерна четкая периодичность обычно по годичным периодам. Это не означает, что каждый год разрабатывается новый стратегический план, но, по крайней мере, осуществляется его конкретизация и корректировка.

Разделы стратегического плана

1 раздел – стратегия предприятия.

- Сама стратегия как концептуальная основа стратегического плана с ее обоснованием.

- Структура общей стратегии с выделением частных стратегий.

- Конечное состояние организации как результат реализации стратегии.

- Промежуточное состояние как результаты прохождения соответствующих этапов.

2 раздел - Стратегия маркетинга.

- Концепция стратегического маркетинга

- Стратегическая сегментация рынка

- Стратегия ценообразования

- Стратегия продвижения товаров

- Рекламная стратегия

- Сбытовая стратегия

- Конечные и промежуточные результаты осуществления стратегического маркетинга (КПР).

3 раздел. - Стратегия повышения конкурентоспособности фирмы.

- Стратегия устранения отставания от конкурентов.

- Стратегия использования конкурентных преимуществ.

- Стратегия повышения имиджа фирмы.

- КПР.

4 раздел – Стратегия обеспечения соответствия продукции потребностям потребителей.

- Стратегия обеспечения соответствия продукции структуре потребностей

- Стратегия повышения качества продукции

- Стратегия повышения удобства использования продукции у потребителей

- КПР

- Описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий которые могут обеспечить достижение КПР.

5 раздел. – Стратегия повышения эффективности функционирования производственной системы.

- Стратегия снижения издержек производства

- Стратегия роста производительности труда

- Стратегия рационализации использования материальных и энергетических ресурсов

- Стратегия повышения интенсивности, организованности и рациональности деятельности персонала.

- Стратегия рационализации использования информационных ресурсов

- КПР

- Описание подходов, систем, форм и методов, обеспечивающих КПР.

6 раздел - Стратегия развития производственных систем.

- Стратегия развития технико-технологической базы производства

- Стратегия развития кадрового потенциала

- Стратегия развития менеджмента

- Стратегия повышения уровня организационной культуры

- Стратегия развития информационных систем

- КПР

- Подходы, системы, варианты действий, формы и методы достижения КПР.

7 раздел. – Финансовая стратегия фирмы.

- Стратегия повышения доходности бизнеса

- Стратегия повышения финансовой устойчивости

- Стратегия предотвращения финансовых потерь

- Критерий финансового состояния фирмы в стратегической перспективе.

8 раздел – Стратегии международной деятельности фирмы

- Стратегия в области экспорта

- Стратегия в области импорта

- Стратегия в области осуществления капитальных вложений за рубежом

- Стратегия в области привлечения зарубежных инвесторов

- Развитие стратегических систем на международных рынках.

9 раздел – Организация реализации стратегического плана.

- Порядок и критерии оценки реализации плана

- Порядок и формы корректировки положений плана

- Должностные лица, ответственные за выполнение и корректировку стратегического плана и его разделов.

Операции и процедуры стратегического планирования

Процедура – регламентированная последовательность действий в рамках осуществления какого-либо процесса.

Для различных организаций, находящихся в различных ситуациях, стратегическое планирование может осуществляться в различных формах, различными способами и иметь различный набор плановых операций. Однако имеется и общая рациональная процедура стратегического планирования, следование которой необходимо для формирования обоснованного стратегического плана.

Блоки плановых действий, содержащих операции.

I. Формирование системы методического обеспечения стратегического планирования.

1. Выбор методик, которые могут быть использованы при выполнении плановых работ для данной организации.

2. Выделение из состава методик, используемых и неиспользуемых разделов, положений, показателей

3. Выявление недостаточности методического обеспечения по отдельным разделам, положениям, показателям.

4. Доработка и дополнение соответствующих разделов существующих методик.

5. Привязка используемых методик к конкретному процессу стратегического планирования на данном предприятии.

II. Формирование информационной базы стратегического планирования.

1. Выделение из состава собранной в ходе стратегического анализа информации той, что может быть использована в стратегическом планировании.

2. Распределение данной информации по отдельным задачам и аспектам планирования.

3. Выявление информации, которая должна быть собрана дополнительно.

4. Сбор дополнительной информации

5. Первичная обработка дополнительной информации

6. Оценка степени достоверности дополнительной информации

7. Включение дополнительной информации в состав общей информационной базы стратегического планирования.

III. Дополнительный анализ среды, конкретизированный для целей стратегического планирования.

1. Определение областей, в которых необходим дополнительный анализ.

2. Проведение дополнительного анализа.

3. Обобщение и оценка результатов дополнительного анализа, согласование их с результатами исходного анализа среды.

IV. Окончательное определение структуры стратегического плана.

1. Выявление разделов, подразделов, пунктов

2. Установление согласованности и взаимодополнения структурных частей стратегического плана между собой.

V. Установление плановых состояний организации.

1. Определение круга конечных и промежуточных состояний, которые планируются достичь в ходе реализации стратегии.

2. Определение конкретных качественных и количественных характеристик данных состояний.

3. Установление конкретных способов определения данных характеристик.

4. Определение и формализация плановых состояний организации.

VI. Осуществление плановых расчетов по определенным показателям стратегического плана.

1. Определение круга плановых показателей, по которым возможно и целесообразно проводить плановые расчеты на стратегическую перспективу.

2. Установление границ допустимых отклонений.

3. Определение форм и видов предоставления плановых показателей.

4. Плановые расчеты.

5. Согласование плановых расчетов разных показателей между собой.

VII. Планирование конкретных действий по реализации стратегии организации является действиями многовариантными.

Действия подразделяются на:

- действия непосредственно по реализации данной стратегии (внедрение новых технологий, переподготовка кадров),

- действия по созданию условий для реализации стратегии (подготовка мнения коллектива).

1. Определяется планируемая совокупность действий по каждому разделу и подразделу.

2. Устанавливается синергизм разделов, показателей и самих действий.

3. Определение альтернатив для случаев отклонения от планируемой ситуации.

4. Определение конкретного состава плановых действий, форм их осуществления, характеристик направленности и эффективности, способов их корректировок.

5. Определение ресурсного обеспечения планируемых действий.

6. Определение ориентировочной периодичности и продолжительности осуществления планируемых действий.

Список рекомендованной литературы

Основная литература

1. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-Синтез», 1997. С. 234–261.

Дополнительная литература

2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: АО «Интерэксперт», 1995. С. 318–333.

3. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. С. 99–115.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. С. 574–581.

5. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией: Учеб. М.: Русская Деловая литература. 1998. С. 690–719.

6. Куликов В. И. Регулирование производственной активности организации. М. Наука, 2004.

7. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998. С. 142–130.

8. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты:. М.: Инфра-М, 2004. С. 165–169.

9. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: Тандем, 1998.

10. Управление организацией: Учеб. / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: Инфра-М, 2005. С. 195–199.

11. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005.

12. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учеб. пособие. М.: Издательство «Финпресс», 1998.

13. Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Издательство «Финпресс», 2001.

( Перейти к следующей лекции…)

Наши рекомендации