Характеристика предприятия и стратегии его развития

Поведение предприятия в целом определяется его положением в отрасли и рынке продукции. Для того чтобы обосновать стратегию развития предприятия, а также его конкурентную стратегию (которая описывается в разделе, посвященном стратегии маркетинга) необходимо описать ситуацию, сложившуюся в отрасли, и охарактеризовать позицию, занимаемую в ней предприятием. Не исключено, что руководством предприятия при решении этой задачи будет принято решение воспользоваться известной и признанной методикой М. Портера, представленной им в книге «Конкурентная стратегия».

При описании отрасли рекомендуется:

1) провести краткий исторический экскурс ее возникновения и развития до начала реализации проекта;

2) дать анализ текущего ее состояния и намечающихся тенденций в будущем;

3) оценить возможное пози­тивное и негативное влияние этих тенденций на предприятие;

4) охарактеризовать технологическую изменчивость, капиталоемкость и ресурсоемкость отрасли;

5) оценить уровень монополизма в отрасли;

6) описать новые дос­тижения в отрасли, возможность появления новой продукции и рынков для нее.

При описании предприятия отражаются следующие вопросы:

1) история его создания;

2) основные достижения и неудачи в предыдущей деятельности предприятия;

3) слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства и т.д.);

4) объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;

5) сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;

6) информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;

7) располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка;

8) характеристика выпускаемой продукции;

9) реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;

10) анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период (их перечень показан в таблице 2).

Таблица 2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период

  Наименование показателей Единица измере­ния За предшествующий год (период)
     
Использование производственных мощностей %      
Среднесписочная численность работающих человек      
Годовой объем производства в натуральном выра­жении (по основным номенклатурным группам) … темпы к предыдущему году %      
Годовой объем производства в стоимостном выра­жении (в действующих ценах) в руб.      
Полные издержки на произведенную продукцию (работы, услуги), всего: в том числе: сырье, материалы, комплектующие, из них приобретенные в СКВ: топливо и энергия на технологические цели заработная плата производственных рабочих отчисления от средств на оплату труда общепроизводственные расходы общехозяйственные расходы в руб.      
5.1. Из полных издержек: условно-постоянные условно-переменные 1 00% % %      
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) всего, в руб.        
  темпы к предыдущему году (в у.е.) %      
6.1. Выручка от реализации продукции (без НДС)        
6.2. Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм расчетов: %      
6.3. Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок ближнее зарубежье дальнее зарубежье (включая страны Прибалтики)   100% % % %      
Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога) в руб.      
Чистый доход от реализации продукции в руб.      
Рентабельность реализованной продукции (прибыль от реализации/затраты на производство) %      
Рентабельность продаж %      
Коэффициент текущей ликвидности        
Коэффициент обеспеченности собственными средствами        
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами        
Коэффициент структуры капитала        
Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции %      
Срок оборачиваемости капитала в днях      
Срок оборачиваемости готовой продукции в днях      
Срок оборачиваемости дебиторской задолженности в днях      
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности в днях      

При описании стратегии развития предприятия раскрываются следующие вопросы:

1) главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных средств, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и иные цели);

2) актуальность и новизна предлагаемого проекта;

3) соответствие имеющихся производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы;

4) обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);

5) необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции;

6) перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик;

7) обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства;

8) оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями;

9) обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия послепродажного обслуживания, гарантий и цены;

10) информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, об условиях и о сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;

11) экологическая оценка проекта – анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки;

12) стадии проработки основных этапов проекта (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции);

13) конкретные мероприятия по достижению заданных целей;

14) обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных средств, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;

15) потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.

В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на предынвестиционной стадии разрабатывается обоснование инвестиций в строительство соответствующего объекта, являющееся одним из базовых документов, на основании которого осуществляется разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

Наши рекомендации