Структура органов налоговой системы
Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения
В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.
В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.
1. Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
2. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.
Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.
Министерство финансов при участии Министерства по налогам и сборам и с привлечением заинтересованных центральных органов исполнительной власти выполняет в области налогообложения следующие функции:
– разрабатывает концепцию и направления реформирования налоговой политики, предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы в республике;
– участвует в разработке международных соглашений между Республикой Беларусь и другими государствами об устранении двойного обложения доходов и имущества;
– намечает необходимые меры по налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране;
– определяет проекты нормативов отчислений от республиканских налогов и доходов в местные бюджеты;
– другие функции в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь.
Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:
– совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц;
– принимают меры по укреплению налоговой дисциплины, Своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет;
– формируют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых органов;
– в пределах своей компетенции предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением налоговых органов о принятых решениях;
– совместно с налоговыми органами решают вопрос о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов;
– получают сведения от налоговых органов о поступлении Налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию, необходимую для регулирования бюджетного процесса.
На структурное подразделение Министерства финансов – Главное государственное казначейство – возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.
Органы главного государственного казначейства (главное управление и его территориальные органы на местах) имеют право:
– совместно с налоговыми органами участвовать в решении вопроса о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов в бюджет, если это связано с несвоевременным финансированием из этого бюджета или с задержкой оплаты государственных заказов;
– получать от налоговых органов сведения, необходимые для регулирования бюджетных процессов;
– пользоваться другими правами, предоставленными по закону.
На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:
– контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;
– подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
– участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства;
– постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении;
– разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговые инспекции на местах имеют право:
– проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;
– проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов;
– получать от налогоплательщика необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам проверок;
– бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, физических лиц;
– при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или заменены;
– вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок;
– обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц;
– приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
– требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований;
– проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
– применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушения налогового законодательства;
– возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью;
– предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении пред приятий лицензий.
Налоговые инспекции обязаны:
– действовать в строгом соответствии с законодательством (налоговым и бюджетным);
– осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды;
– вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
– предъявлять требования по уплате налогов, а в случае их неисполнения применять в установленном порядке меры по обеспечению исполнения этих требований;
– проводить проверки налогоплательщиков;
– ежемесячно представлять финансовым органам и органам государственного казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
– осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пени;
– сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах, выполнять другие обязанности по закону.
Налоговые органы и их должностные лица несут ответственность за неправильные решения, действия или бездействие. Ущерб, причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего исполнения налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, должностные лица и работники налоговых служб несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за вред, причиненный налогоплательщику.
В целом объем работы налоговых служб огромен и продолжает увеличиваться. Это объясняется расширением налогообложения, интенсивным ростом количества налогоплательщиков.
За соблюдение налогового законодательства несет ответственность и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Его задача - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Специалисты из службы Комитета государственного контроля вправе в установленном порядке налагать административный арест на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, и при необходимости осуществлять в полном объеме проверки, оформляя их актами. Таким образом, они выполняют функции правоохранительных и налоговых органов одновременно. При выявлении сокрытия доходов от налогообложения они привлекают нарушителей к уголовной или административной ответственности – в зависимости от размеров сокрытия.
Функции Государственного таможенного комитета (ГТК) в области налогообложения сводятся к следующему:
– проведение проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
– проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
– приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налогового законодательства;
– взимание недоимок, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным законодательством;
– контроль за соблюдением налогового законодательства при перемещении товаров через границу страны;
– контроль за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.
Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения. Банки при открытии расчетного (текущего) счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прежде всего проверяют документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, а при открытии иных счетов (валютных, ссудных, депозитных) -дополнительно справки, удостоверяющие уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть соответствующий счет. В пятидневный срок после открытия счета налоговый орган должен быть оповещен об этом. Если банк нарушает данное требование, то его руководитель привлекается к административной ответственности. При обнаружении фактов повторного невыполнения банком установленного порядка открытия налогоплательщику счетов налоговые органы уведомляют об этом Национальный банк. Указанные факты являются основанием для принятия решения о ликвидации банка и взимании полученных им доходов в пользу государства.