Расчет индикаторов прибыльности хозяйственной деятельности

ПОРТФОЛИО

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

РАБОТЫ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

Цель: подбор материалов для самостоятельной и экспериментальной курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рубрика «Почему это важно?

2. Понятийный аппарат темы (основные термины, их происхождение и толкование) - «ритейл» или «ритейлинг», «сетевая структура», «аптечная сеть».

3. В мире мудрых мыслей (цитаты деятелей экономической и фармацевтической науки и практики о значимости ритейлинговых структур на фармацевтическом рынке из литературных источников: монографии, журналы, газеты, пословицы, интернет).

4. Характеристика ритейлинговой аптечной структуры как единой системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Особенности работы сетевых структур.

5. Преимущества и недостатки аптечных сетей. Рейтинг аптечных сетей России.

6. Провести картографирование аптечных сетей г. Курска (брендированные аптечные сети, название и расположение, количество аптек в сети на карте г. Курска).

8. Задания для студентов по проведению оценки торгово-финансовой деятельности аптечной сети (Приложение 1): рассчитать индикаторы прибыльности, деловой активности и эффективности управления аптечной сети «Для Вас».

9. Нормативно-правовое регулирование работы в аптечных сетях.

Обзор нормативно-правовой базы, изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих правила торговли аптечных организаций.

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах"

ПРИКАЗ Министерства Здравоохранения РФ от 4 марта 2003 г. №80 «Об утверждении отраслевого стандарта "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения"».

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 09 декабря 2005 г. №769 "О Координационном совете Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по совершенствованию порядка розничной торговли лекарственными средствами на территории Российской Федерации"

10. Изучение техники продаж ЛС и другой аптечной продукции в аптечных сетях г. Курска (Специфика аптечной торговли. Обзор и анализ позитивного опыта работы успешных аптек. Повышение эффективности использования рекламных материалов. Учет специфики покупателя (возраст, уровень дохода, социальное положение и др.). Принципы выкладки товара. Управление потоком покупателей внутри аптеки. Повышение качества обслуживания как конкурентное преимущество).

11. Деловые коммуникации в фармацевтической практике (обзор успешного опыта аптек в части повышения качества коммуникаций и обслуживания покупателей, особенности поведения клиентов в аптеке, управление конфликтами, классификация психотипов. Техника общения с каждым из типов покупателей).

12. Заключение («А напоследок я скажу…». Критические замечания по изученной теме).

Актуальность темы

В 90-е годы XX столетия в России сформировались важнейшие предпосылки становления крупных сетевых структур. Этому способствовали как объективные общемировые интеграционные тенденции, так и сугубо внутрироссийские реалии.

Применительно к ритейлинговых аптечным сетевым образованиям смысловое поле понятия «сетевая структура» можно обозначить как «основанная на принципах иерархии и совместного использования ресурсов товаропроводящая сеть с наличием узлов автономного управления и концентрации товаров, обладающая особым сочетанием организационно-управленческих взаимодействий и обеспечивающая эффективное управление имущественным комплексом».

Крупные сетевые операторы на ряде отраслевых рынков, в том числе и на рынке лекарственных препаратов, стали заметны благодаря грамотному менеджменту компаний, высокому уровню рентабельности, а также значительным инвестициям со стороны иностранных корпораций.

Сетевой аптечный бизнес сегодня активно развивается и завоевывает розничный сектор отечественного фармрынка, поэтому проблемы и перспективы развития сетевых аптечных предприятий продолжают оставаться крайне актуальными.

Приложение 1.

1. Анализ розничного товарооборота аптечной сети ООО «ДЛЯ ВАС»

Основным видом деятельности ООО «ДЛЯ ВАС» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года ха­рактеризуется следующими данными:

Таблица 1

Динамика розничного товарооборота ООО«ДЛЯ ВАС» за 2007-2009 г.г.

Годы Фактический розничный товарооборот (млн. руб.) Цепные темпы роста товарооборота, % Базисные темпы роста товарооборота, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6 7
2141,5 2141,5 100,0 100,0 100,0 100,0
2620,7 2176,6        
  3105.2   2227,5          
               

Провести анализ товарооборота, выявить положительные или отрицательные тенденции.

Расчет индикаторов прибыльности хозяйственной деятельности.

Индикаторы прибыльности хозяйственной деятельности – это:

1. Общая рентабельность аптечного предприятия;

2. Рентабельность активов – показатель, характеризующий эффективность использования имущества (оборудования) предприятия.

Общая рентабельность - это отношение валовой прибыли к величине выручки от реализации. Этот коэффициент показывает, какую валовую прибыль (до совершения налоговых выплат) имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, и рассчитывается по формуле:

ОР = ВП/Т х 100%, где

ОР – общая рентабельность, %;

ВП – валовая прибыль (прибыль до налогообложения);

Т – товарооборот в розничных ценах (выручка от реализации.)

Информацию для расчетов следует заимствовать в следующих документах: прибыль до налогообложения – отчет о прибылях и убытках, код строки 140; выручка от реализации – отчет о прибылях и убытках, код строки 010.

Таблица 2

Динамика общей рентабельности аптечной сети

Годы Валовая прибыль Товарооборот Общая рентабельность, %
128,5 2141,5  
145,4 2620,7  
162,2 3105.2    

Выявить тенденции общей рентабельности аптечной сети.

Рентабельность активов – этот показатель характеризует эффективность использования имущества предприятия. Рассчитывается как частное от деления валовой прибыли на среднегодовую величину активов:

РА = ВП/СА х100%, где

РА – рентабельность активов, %;

ВП - валовая прибыль (прибыль до налогообложения), %;

СА – средняя величина активов.

Информацию для расчетов следует заимствовать в следующих документах: прибыль до налогообложения – отчет о прибылях и убытках, код строки 140; средняя величина активов рассчитывается на основе данных, заимствованных в бухгалтерском балансе, код строки 300.

Таблица 3

Динамика рентабельности активов аптечной сети

Годы Валовая прибыль Средняя величина активов Рентабельность активов, %
128,5 8283,0  
145,4 10522,0  
162,2 12232,0    

Выявить тенденции рентабельности активов аптечной сети.

Наши рекомендации