Учет дебиторской задолженности

Учет дебиторской задолженности осуществляется на счетах:

· 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность с покупателями и заказчиками;

· 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность должностных лиц»;

· 1420 «Налог на добавленную стоимость к возмещению»;

· 2910 «Авансы, выданные под выполнение работ, услуг».

Аналитический учет дебиторской задолженности ведут в карточках «Анализ счетов 1210, 1250, 1420, 2910».

По дебету счета 1210 отражаются суммы выставленные покупателям, в корреспонденции кредита счета 6010, либо отражаются суммы оплаты полностью за товар, при оплате законченных работ, услуг в корреспонденции с дебетом счетов 1010, 1040.

При этом в Учреждении «КазУЭФМТ» ведется «Карточка счета 1210», в ней указывается дата, когда произведена операция, на основание какого документа, дебет и кредит счетов, сальдо на начало и конец периода.

В конце месяца составляется Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1210, в которой указываются наименование покупателя, сальдо на начало периода, обороты за период, сальдо на конец периода по данному счету.

Все данные «Оборотно-сальдовой ведомости» группируются в Журнале-ордере № 2 и Ведомости «Расчеты с покупателями и заказчиками» по счету 1210, в этом журнале-ордере отражены счета, с которыми корреспондировал счет 1210.

В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан предприятия применяют в бухгалтерском учете и при исчислении налогов метод начислений.

Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогу на добавленную стоимость используется счет 1420 «Налог на добавленную стоимость к возмещению».

По дебету счета 1420 отражаются суммы НДС по акцептованным счетам за приобретенные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги в корреспонденции с кредитом счета 3310.

Суммы НДС, учтенные по дебету счета 1420, по мере фактического поступления ценностей на склады будут записываться по кредиту этого счета и дебету счета 3130 «Налог на добавленную стоимость».

По распоряжению руководителя из кассы в подотчет работникам предприятия выдаются денежные средства на командировки, хозяйственные и другие расходы. Выдача авансов выдается из кассы после полного расчета по ранее выданным авансам.

По выданным авансам ведется «Карточка счета 1250». В этой карточке показана дата, когда выдавался, по какому документу производилась операция, характеристика операции, дебет счетов и сумма, текущее сальдо и сальдо на конец периода.

Списание командировочных расходов производится по нормам, установленным Министерством Финансов Республики Казахстан.

Суточные в размере 2 месячного расчетного показателя в областях Республики Казахстан, в г. Алматы и Астана в размере 3 МРП, но не более 6 МРП. Расходы по найму жилья – по предъявленным квитанциям, при отсутствии документов, расходы по найму жилья возмещаются в размере 50% суточных.

Работнику, направленному в командировку выдается командировочное удостоверение, бухгалтерия производит расчет командировочных, которые выдаются из кассы.

В установленные сроки подотчетные лица должны представить авансовые отчеты о фактически израсходованных суммах, с приложенными оправдательными документами. Авансовый отчет сдается в бухгалтерию со всеми первичными документами - счетами-фактурами, чеками и др. документами.

Бухгалтер проверяет авансовые отчеты и определяет израсходованные суммы, подлежащие утверждению руководителем предприятия.

В конце месяца распечатывается «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1250». В данной ведомости указываются имена тех, кто брал денежные средства в подотчет, сальдо на начало периода, обороты за период, сальдо на конец периода.

Затем составляется «Журнал-ордер № 7 и Ведомость по счету 1250 «Задолженность работников и других лиц». Здесь указываются счета, с которыми корреспондирует в течение периода счет 1250 и выводится остаток по этому счету.

Учет обязательств

Учет кредитов ведется на пассивных счетах подраздела 3000 «Краткосрочные финансовые обязательства», а именно счет 3010 «Краткосрочные банковские займы». Кредиты банками предоставляются на коммерческой, договорной основе, на условиях срочности, возвратности, платности.

Для получения кредита предприятие обращается в банк, с которым постоянно работает с обоснованным письменным ходатайством, в котором указывается целевое направление и сумма кредита, срок использования, срок погашения, а также краткая характеристика кредитуемого предприятия и экономический эффект от его осуществления.

Банк выдает кредит при условии, предоставления заемщиком в качестве обеспечения его своевременного возврата, с учетом платы за пользование им обязательства по залогу товарно-материальных ценностей, продукции и другого свободного от залога имущества, на которые банкам в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание гарантий, поручительства, договора, страхования, ответственности заемщика за погашение кредита или обеспечения в других формах, принятых в банковской практике.

Затем представители Банка выезжают в Учреждение «КазУЭФМТ» и проверяют все документы минимум за 2 предшествующих года. После этого руководство на основании проверки выносит решение о выдаче кредита.

Банк может заключать договор на кредитное обслуживание на 1 год или более длительный срок, в последнем случае выдача кредитов осуществляется на основании ежегодно заключаемых кредитных соглашений.

В связи с тем, что Учреждение «КазУЭФМТ» является кредитоспособным предприятием и длительное время работает с этим банком, банк предоставил предприятию краткосрочный кредит на 2 года.

Процентная ставка за пользование кредитами регулируемая (плавающий процент). Порядок, конкретные сроки и способы погашения задолженности по ссудам предусматриваются в кредитном договоре.

Кредиты банка погашается ежемесячно на основании перечисленных сумм согласно платежных поручений и подтверждения выписки банка. В конце месяца данные с выписок банка группируются в «Журнале-ордере и Ведомости по счету 3010 «Кредиты банков», где отражается корреспонденция по счету 3010 со счетом 1040. При погашении кредитов дебетуют счет 3010 и кредитуют счет 1040.

Так же ежемесячно оплачиваются проценты за ссуду банка по выпискам банка с отметкой «Проценты» и собираются в «Журнале-ордере и Ведомости по счету 3430 «Расходы по проценты» в корреспонденции со счетами 1040 «Расчетный счет» и 3430 «Расходы по процентам».

Начисленные суммы процентов отражают по дебету счета 7310 и кредиту 3430. Оплата процентов отражается по дебету 3430 и кредиту 1040. Учет кредитов банков от внебанковских учреждений ведется на счете 1150 «Кредиты от внебанковских учреждений», в котором обобщается информация о состоянии расчетов с заимодавцами внутри страны и за рубежом по полученным от них заемным и другим привлеченным средствам. В качестве обеспечения обязательств могут выступать гарантии третьих лиц, договора залога и другие. Аналитический учет по кредитам банка ведется в карточках «Анализ счета» в корреспонденции по различным счетам.

Учет труда и его оплаты

Учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на пассивном счете 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».

Начисление зарплаты осуществляется на основании штатного расписания и тарифной ставки, в зависимости от формы оплаты труда.

В Учреждение «КазУЭФМТ» применяется сдельная и повременная оплата труда. При сдельной оплате труда начисляют зарплату в зависимости от нормы выработки. Расчет заработка при сдельной оплате труда осуществляется по документам о норме выработке. При повременной оплате труда начисляют зарплату в зависимости от проработанного времени в данном месяце.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Основная оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ включает в себя: оплату за отработанное время, премии, за работу в ночное время, за сверхурочные работы и т.п.

Дополнительная заработная плата включает в себя: оплату очередных отпусков, выходного пособия при увольнении и др.

Трудовые договоры заключаются преимущественно с руководящим составом на срок до 3 лет.

Для определения суммы заработной платы, подлежащей к выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания.

Из оплаты труда членов трудового коллектива и лиц, работающих по трудовым соглашениям, договорам подряда, по совместительству, выполняющих разовые и случайные работы, производятся различные рода удержания. По своему характеру эти удержания делятся на 2 группы обязательных удержаний.

К числу обязательных удержаний относятся индивидуальный подоходный налог, удержания в Пенсионный фонд, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.

Удержания из заработной платы производятся: 10% в пенсионный фонд от начисленной заработной платы, индивидуальный подоходный налог с заработной платы за минусом 1МРЗ (минимальный размер месячной заработной платы) минимально 10%. Удержанныеналоги перечисляются в бюджет ежемесячно до 5 числа каждого месяца.

От фонда оплаты труда за минусом пенсионного фонда исчисляется социальный налог в размере 20% и более по таблице, в зависимости от суммы заработка, который списывается в конце месяца на затраты.

Эти расчеты производят в расчетно-платежной ведомости, которая служит и документом, по которому производят выплаты заработной платы за месяц.

Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку «депонировано», составляет реестр невыданной зарплаты и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками суммы заработной платы.

Суммы, не выплаченной в срок заработной платы по истечении трех дней, сдают в банк на расчетный счет.

Для учета личного состава и выплат заработной платы используют следующие документы:

1. Приказ (распоряжение) и приеме на работу - составляется на каждого члена трудового коллектива инспектором отдела кадров.

На оборотной стороне приказа руководитель подразделения, в котором будет работать работник, указывает в качестве кого может быть использован, его оклад, испытательный срок.

2. Личная карточка - заполняется на каждого работника в одном экземпляре, которая содержит сведения и работнике.

3. Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу.

4. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска.

5. Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора.

6. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

7. Табель учета использования рабочего времени.

Табельный учет осуществляется в табеле учета использования рабочего времени.

Отметку о неявке или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов - справок о вызове в военкомат, суд, листках о временной нетрудоспособности и др., которые работники сдают табельщику.

Основным документом для определения непрерывного стажа работы является трудовая книжка.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет отчислений на социальное страхование.

Основанием для выплаты пособия являются больничные листки, выдаваемые лечебными учреждениями.

Работники предприятия имеют право на оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных дней для ИТР и служащих, 24 календарных дня для рабочих и дополнительно оплачиваемый отпуск 10 дней календарных за экологию в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний».

Начисление отпускных производится не позднее, чем за 3 дня до отпуска.

Корреспонденция счетов при этом следующая:

Таблица 4

№ п/п Краткое содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начислена заработная плата в затраты АУП
2. Начислена заработная плата рабочим основного производства
3. Удержан пенсионный фонд из заработанной платы
4. Удержан индивидуальный подоходный налог из заработной платы
5. Удержаны алименты, исполнительные листы из заработанной платы

При начислении оплаты труда:

Таблица 5

№ п/п Краткое содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Оплата труда персонала занятого капитальным строительством
2. Расходы по реализации товаров на сумму оплаты труда занятого бытом продукции, работ, услуг
3. Общие и административные расходы на сумму оплаты труда начисленного административному персоналу
4. Оплата труда производственных рабочих на сумму оплаты труда начисленного цеховому персоналу основного производства
5. Оплата труда производственных рабочих на сумму оплаты труда начисленного цеховому персоналу вспомогательного производства
Оплата труда работников на сумму оплаты труда персоналу занятого обслуживанием объектов социальной сферы

Учет расходов и доходов

В отчете о доходах и расходах отражаются доходы и расходы предприятия в текущем году.

Все статьи доходов и расходов, признанные за отчетный период, включаются при определении чистого дохода или убытка.

Отчетным периодом для ТОО «СКМК» считается календарный год.

Для оперативной информации результаты финансово-хозяйственной деятельности подводятся ежемесячно.

Результат изменения в учетных оценках включается при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.

Доход оценивается по стоимости полученной от реализации готовой продукции.

Доход должен признаваться только в размере понесенных подрядных затрат, которые вероятно будут возмещены.

Доходы и расходы должны признаваться как доход и расход за отчетный период, в течение которого они были предъявлены и понесены.

Доходы, полученные от основной и неосновной деятельности, составляют совокупный доход.

Учет доходов от основной деятельности осуществляется на счет 6010 - Доходы от реализации продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таблица 6 – Хозяйственные операции по учету доходов

№ п/п Краткое содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Предъявлены счета покупателям за отгруженную готовую продукцию
  сумма НДС
2. Поступила оплата реализации товаров, работ, услуг в кассу или на расчетный счет 1010,
3. Сумма дохода, полученная от реализации товаров, работ, услуг в конце отчетного периода, списывается на нераспределенный доход (непокрытый убыток)

Для учета себестоимости реализованной продукции, работ, услуг предназначается счет 7010 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг».

Затраты по производству продукции включают:

· затраты, связанные с выпуском данной продукции;

· сумму материальных расходов с обязательным указанием конкретных материалов, используемых при выпуске данной продукции;

· сумму заработной платы работникам, занятым выпуском данной продукции;

· сумму отчислений от заработной платы этих работников;

· износ зданий и оборудования;

· плату за наем зданий и прокат оборудования;

· страховые платежи;

· накладные расходы;

· прочие непредвиденные расходы.

Себестоимость реализованной продукции на дебете счета 7010 в конце отчетного периода списывается с кредита этого счета в дебет счета 5610 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)».

В конце года счет 7010 и счет 6010 должны быть закрыты на счет 5610 «Итоговый доход (убыток)»: Дт 6010 Кт 5610 - доходы списываются на прибыль,

Дт 5610 Кт 7010 - расходы списываются на убыток;

Дт 5610 Кт 5510 - доход,

Дт 5510 Кт 5610 - убыток.

Расходы периода предприятия учитываются на счетах: 7110, 7210, 7310, которые списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены и не переносятся на следующие периоды в составе остатков незавершенной продукции.

Учет расходов работников, занятых реализацией продукции ведут на активном счете 7110 «Расходы работников, занятых реализацией продукции».

Корреспонденция по учету расходов работникам, занятых реализацией продукции приведена в следующей таблице.

Таблица 7 – Хозяйственные операции по учету расходов работников, занятых реализацией продукции

№ п/п Краткое содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начислена заработная плата работникам, связанным с реализацией продукции, а также работникам, обслуживающим процесс отгрузки и реализации продукции
2. Начислена амортизация по основным средствам, используемым в процессе реализации
3. В конце отчетного периода учтенные расходы списываются на счет нераспределенный доход (непокрытый убыток)

Общими и административными являются общие расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью, а также другие расходы, не включаемые в себестоимость производимой продукции.

Общие и административные расходы счет 7210 не зависят от изменения объема производства.

Таблица 9 – Хозяйственные операции по учету общих и административных расходов

№ п/п Краткое содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начислена амортизация и износ основных средств
2. Израсходованы подотчетными лицами суммы, выданные на командировки, хозяйственные и представительские расходы
3. Начислена оплата труда административному и общехозяйственному персоналу
4. Отчисления от заработной платы
5. Стоимость принятых и оказанных услуг
6. Создан резерв на ремонт основных средств
7. Начислены налоги, подлежащие оплате в бюджет
8. В конце отчетного периода сумма общих и административных расходов списывается на результаты финансово-хозяйственной деятельности

После списания общих и административных расходов за счет итогового дохода, счет 7210 должен быть закрыт.

К расходам по процентам относят оплату процентов по кредитам банков, по кредитам поставщиков, по аренде имущества и др.

Процент - часть дохода, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал. Источником погашения процентов является стоимость, создаваемая в процессе производительного использования ссудного капитала.

Для учета расходов по процентам предназначен активный, сложный счет 7310 «Расходы по вознаграждениям».

Таблица 10 – Хозяйственные операции по учету расходов по вознаграждениям

№ п/п Краткое содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начислены проценты за кредит банка
2. Оплачены проценты за кредит через расчетный счет

В конце года суммы процентов, учтенные на счете 7310 «Расходы по вознаграждениям», списываются с кредита этого счета в дебет счета 5410 «Итоговый доход (убыток)». После этой записи счет 7310 закрывается на финансовый результат.

В «КазУЭФМТ» все эти операции ведутся в карточках «Анализ счета».

Для отражения операций по счетам доходов и расходов используются журнал-ордер № 11 и аналитические данные к счетам 6010 и 7010.

На основании ведомости заполняются журнал-ордер №11, ведомость №5 «Расходов по оплате труда» к журнал-ордеру №10 по учету расходов периода.

Последовательность движения документации, перечень исполнителей, сроков поступления в бухгалтерию, обработки и прохождения документов внутри предприятия и завершения всех работ за отчетный период вплоть до составления бухгалтерской отчетности представляют собой документооборот.

Система документирования хозяйственных операций обеспечивает всю полноту отражения деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет ведется на основе журнально-ордерной системы.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции. Электронный вид первичного документа имеет силу первичного документа, оформленного на бумажном носителе. На основании произведенных хозяйственных операций заполняются первичные документы (накладные, счет-фактуры, выписки банка, платежные документы, акты, накладные на отпуск продукции) и записывается корреспонденция счетов в журналах-ордерах по учету доходов и расходов. Составляются оборотно-сальдовой ведомости по счетам доходов и расходов.

На основании данных журналов-ордеров заполняется Главная книга.

Затем составляется финансовая отчетность, состоящая из пяти основных форм:

-форма №1 - бухгалтерский баланс;

-форма №2 «Отчет о доходах и расходах»;

-форма №3 «Отчет о движении денежных средств»;

-форма №4 «Отчет о движении собственного капитала»;

-форма №5 «Отчет о движении основных средств».

2.9. Финансовая отчетность: методика составления

Порядок составления информации об изменениях в денежных средствах и денежных эквивалентах организации посредством отчета о движении денежных средств, в Учреждении «КазУЭФМТ» осуществляется в соответствии с МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств».

Учреждение должно вносить изменения в финансовую отчетность для учета событий после отчетной даты.

Данные об активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах Учреждения отражаются в финансовой отчетности с учетом событий, произошедших после отчетной даты.

Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении и результатах деятельности за отчетный период.

Вся существующая информация должна быть раскрыта таким образом, чтобы финансовые отчеты были ясными, понятными для пользователей. При необходимости в пояснительной записке классификация статей и денежные суммы, приведенные в финансовых отчетах, должны дополнятся другой информацией, поясняющей их содержание.

В финансовых отчетах должны быть указаны наименование юридического лица, место нахождения, отчетная дата и отчетный период. Также должны быть приведены: краткое описание вида деятельности организации, его юридическая форма и единица измерения, в которой представлены финансовые отчеты.

В финансовых отчетах должны быть приведены соответствующие данные за предыдущий период.

Финансовая отчетность составляется в валюте Республики Казахстан; единица измерения — тысячи тенге. Отчетным периодом для годовой отчетности является полный календарный год; для вновь созданных субъектов — с даты приобретения статуса юридического лица до 31 декабря отчетного года. Собственники имеют право устанавливать иную периодичность представления отчетности (но не реже одного раза в год).

Заключение

В учебно-ознакомительном отчете отражена специфика бухгалтерского учета в «КазУЭФМТ». Предприятие перешло на ведение бухгалтерского учета согласно МСФО.

Изучив данные бухгалтерского учета можно сделать вывод, что доходность данного предприятия, его эффективное функционирование зависит во многом от правильной организации производства и его учета.

Данные анализа финансово-хозяйственной деятельности показали, что предприятие полностью оснащено средствами, нематериальными активами, современной техникой.

Руководство Учреждения «КазУЭФМТ» не останавливается на достигнутых результатах. Внедряет разные нововведения, закупает современное оборудование, что в конечном итоге выгодно выделяет данное Учреждение от конкурентов.

Деятельность «КазУЭФМТ» это четко организованная и поставленная работа по оказанию широкого спектра услуг.

Учреждение «КазУЭФМТ» стремится не просто увеличить темпы своего развития, а тщательным образом следит за качеством своей работы.

Наши рекомендации