Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте

В настоящее время в Республике Беларусь безналичные расчеты проводятся в виде банковского перевода, инкассо и аккредитива. Операции банковского перевода и инкассо используются в различных формах безналичных расчетов. В частности, банковский перевод составляет основу большинства безналичных расчетных операций.

Б а н к о в с к и й п е р е в о д представляет собой перевод денежных средств плательщика в банк-получатель в пользу бенефициара, который осуществляется банком-отправителем на основе платежных инструкций, полученных от инициатора платежа (плательщика или бенефициара).

В качестве платежных инструкций при банковском переводе используются главным образом расчетные документы ― платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование. Банк-отправитель переводит денежные средства в пользу бенефициара, если оформление расчетных документов соответствует нормативным актам Национального банка, и не проверяет при этом обоснованность полученных платежных инструкций (в частности, выполнение основных договоров).

В Республике Беларусь применяются следующие виды банковского перевода (рис 4.2).

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис.4.2. Виды банковского перевода.

Кредитовый банковский перевод осуществляется по инициативе плательщика, который представляет платежные инструкции в банк-отправитель. При таком переводе движение денег может совершаться основании расчетных документов в форме платежных поручений и платежных требований-поручений. В них плательщик дает указание банку списать средства со своего счета и кредитовать счет получателя. Инициатором дебетового банковского перевода является бенефициар, он представляет свои платежные инструкции в форме платежного требования, чека и других документов, в которых дает распоряжение дебетовать счет плательщика и зачислить денежные средства на свой счет.

При внутреннем банковском переводе в его исполнении принимают участие только уполномоченные банки. Международным считается перевод, если одной из сторон в нем выступает банк-нерезидент. Частный банковский перевод осуществляется между физическими лицами и не связан с предпринимательской деятельностью. Банковский перевод с конверсией, покупкой, продажей применяется в случае, когда перечисление денежных средств необходимо произвести в валюте, отличающейся от валюты счета, с которого осуществляется данный перевод.

И н к а с с о является операцией, в которой банк на основании инструкций клиента передает документы плательщику с целью получения платежа, акцепта платежа[31] или на других условиях.

Действующим в Республике Беларусь законодательством предусмотрено использование различных видов инкассо (рис. 4.3.).

Акцептной называется форма инкассо, при которой списание средств со счета плательщика производится с его согласия. При безакцептной форме инкассо банк списывает денежные средства самостоятельно, не испрашивая на это согласия плательщика (например, на основании постановления хозяйственного суда). Условия и порядок применения этих форм регулируются действующим законодательством.

При проведении операции чистого инкассо плательщику передаются для оплаты только финансовые документы (векселя, чеки и т.п.).

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.3. Виды инкассо.

Документарное инкассо предусматривает, что в процессе этой операции происходит передача либо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, либо только коммерческих документов (транспортных, товарораспорядительных и других). Инкассо называется внутренним, если в расчетах по нему все участники является резидентами, и международным, если одним из участников выступает нерезидент.

Для совершения платежей за товары, услуги и по финансовым операциям применяются различные формы безналичных расчетов, которые отличаются друг от друга порядком проведения расчетной операции.

Ф о р м а б е з н а л и ч н ы х р а с ч е т о в представляет собой законодательно регулируемый способ исполнения денежных обязательств через банки, определяемый видом платежной инструкции и организацией документооборота.

В Республике Беларусь используются следующие формы безналичных расчетов:

расчеты платежными поручениями;

расчеты платежными требованиями-поручениями;

расчеты платежными требованиями;

расчеты чеками;

аккредитивная форма;

расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.

Рассмотрим организацию движения денежных средств в каждой из перечисленных форм безналичных расчетов на примере расчетов между двумя предприятиями за отгруженные товары. Предприятие-поставщик товаров является бенефициаром, а предприятие-покупатель выступает плательщиком.

П л а т е ж н о е п о р у ч е н и е ¾ это платежная инструкция плательщика, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель для зачисления на счет бенефициара.

Документооборот при расчетах платежными поручениями представлен на рис. 4.4.

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.4. Схема расчетов платежным поручением

1. отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2. оформление платежного поручения и представление его в банк для исполнения;

3. списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

4. зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Если на счете плательщика нет необходимой суммы денежных средств, банк не должен принимать платежное поручение к исполнению. Исключением является ситуация, когда договором между банком и плательщиком предусмотрено предоставление кредита на проведение расчетных операций при отсутствии или недостатке средств на счете плательщика. В этом случае банк принимает платежное поручение и исполняет его за счет предоставленных в кредит денежных средств.

Расчеты платежными поручениями являются основной формой безналичных платежей в Республике Беларусь. Они используются в одногородних и иногордних расчетах, во внутриреспубликанском и внешнеэкономическом обороте, при расчетах за товары и услуги, авансовых платежах, предварительной оплате, расчетах по разного рода операциям нетоварного характера.

Достоинствами расчетов платежными поручениями наряду с их универсальностью является простота документооборота и скорость перечисления средств. В этой форме заложена возможность максимального приближения момента отгрузки товаров к моменту их оплаты, если плательщик сразу оформит и представит платежное поручение в банк. В то же время при использовании платежного поручения у бенефициара отсутствует гарантия платежа, так как у плательщика может не оказаться необходимой суммы средств на счете и права на кредит. Кроме того, срок платежа может увеличиться вследствие как несвоевременности выписки платежного поручения плательщиком, так и достаточно длительного срока действия платежного поручения ― плательщик может представить его в банк в течение десяти дней со дня выписки.

П л а т е ж н о е т р е б о в а н и е - п о р у ч е н и е ¾ это платежная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленных товаров или провести платежи по другим операциям на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, предусмотренных договором документов.

При этой форме расчетов плательщик и бенефициар устанавливают в договоре срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение. Этот срок банками не контролируется. В случаях, когда плательщик отказывается оплатить платежное требование-поручение полностью или частично, он уведомляет об этом, минуя банк, непосредственно получателя средств в порядке и сроки, установленные договором. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями изображена на рис. 4.5.

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.5. Схема расчетов платежным требованием-поручением.

1. отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2. оформление платежного требования-поручения и отсылка его плательщику;

3. акцепт суммы платежного требования-поручения и передача его в банк для исполнения;

4. списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

5. зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

В данной форме расчетов значительная часть документооборота осуществляется вне банков. Платежное требование-поручение выписывается бенефициаром и передается непосредственно плательщику, поэтому бенефициар несет ответственность за достоверность, полноту и правильность оформления этого расчетного документа. Плательщик проверяет обоснованность требования бенефициара и акцептует его в установленном порядке полностью или частично, проставив в нем ту сумму, которую он согласен оплатить. В случае полного или частичного отказа от оплаты он в установленные договором сроки сообщает об этом непосредственно бенефициару.

Достоинствами этой формы расчетов является простой документооборот и, соответственно, невысокие издержки по платежам, а также повышение ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность. К недостаткам следует отнести отсутствие гарантии платежа, которая может привести к замедлению оборачиваемости средств.

П л а т е ж н о е т р е б о в а н и е ¾ это платежная инструкция, содержащая требования бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При расчетах платежными требованиями используется акцептная и безакцептная формы инкассо. Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, на основании исполнительных документов, определяемых действующим законодательством. Акцептная форма используется при расчетах за отгруженные товары, произведенные работы, оказанные услуги и других оговоренных сторонами платежах. В этом случае плательщик передает в банк-отправитель заявление на акцепт, форму которого банки разрабатывают самостоятельно. Акцепт плательщика может быть предварительным и последующим.

Предварительный акцепт представляет собой акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования на инкассо и предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель. Последующим акцептом называется акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в банк в течение срока, установленного действующими нормативными актами. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом показана на рис. 4.6.

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.6. Схема расчетов платежным требованием с последующим акцептом.

1. отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2. представление бенефициаром платежного требования в банк;

3. принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;

4. принятие платежного требования банком-отправителем к исполнению[32] и передача его плательщику для акцепта;

5. передача заявления на последующий акцепт после проверки плательщиком в течение установленного срока акцепта обоснованности требования;

6. списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

7. зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Заявление на последующий акцепт плательщик должен представить в банк-отправитель в течение пяти банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. Плательщик может отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично, если бенефициаром не выполнены или ненадлежащим образом выполнены условия договора. При полном отказе банк-отправитель возвращает платежное требование в банк-получатель без исполнения, при частичном ― исполняет в сумме, акцептованной плательщиком.

Если платежное требование акцептовано плательщиком, но на его счете отсутствуют средства или их недостаточно для платежа, неоплаченное или частично оплаченное платежное требование помещается в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Оплата документов из этой картотеки осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в законодательно установленной очередности.

Для оплаты платежных требований в порядке предварительного акцепта плательщик должен представить в банк-отправитель заявление на предварительный акцепт, где он указывает наименования бенефициаров, номера и даты заключенных договоров, по которым согласен произвести оплату без дополнительного подтверждения, и другую необходимую информацию. В свою очередь платежные требования, поступившие от бенефициара, должны содержать пометку об оплате с предварительным акцептом. При расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом документооборот принимает следующий вид (рис. 4.7.)

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.7. Схема расчетов платежным требованием с предварительным акцептом.

1. отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2. передача заявления на предварительный акцепт (до поступления платежного требования в банк-отправитель);

3. представление бенефициаром платежного требования в банк;

4. принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;

5. списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

6. зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Преимущества расчетов платежными требованиями заключаются в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки. Обеспечивается строгая адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для исполнения через банки. Основным недостатком, как и в рассмотренных ранее формах расчетов, является отсутствие гарантии платежа, поскольку на счете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств. Кроме того, расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Ч е к ¾ это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести выплату указанной в нем суммы чекодержателю.

В Республике Беларусь для расчетов юридических лиц используются чеки из чековых книжек. Расчеты чеками относятся к гарантированным платежам[33], поэтому они осуществляется в два этапа: сначала плательщик получает чековую книжку на сумму предварительно депонированных средств, а затем осуществляется расчет чеком (рис 4.8).

                   
  Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru   Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru   Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru   Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru   Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru
Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.8. Схема расчетов чеками из чековой книжки.

Получение чековой книжки:

1. представление заявления-обязательства на получение чековой книжки;

2. выдача чековой книжки на сумму денежных средств, депонированных на счете специального режима.

Расчет чеком:

3. передача товаров чекодателю;

4. прием чека из чековой книжки чекодержателем в уплату за товары;

5. передача чека в банк вместе с поручением-реестром;

6. принятие чека к оплате и отсылка его с поручением-реестром в банк чекодателя;

7. оплата чека со счета специального режима;

8. зачисление средств на счет чекодержателя и извещение его об оплате.

Срок действия чековой книжки составляет 1 год. По его истечении чекодатель должен сдать ее в банк (или по желанию – досрочно). Если при этом депонированная сумма чековой книжки использована не полностью, неизрасходованные денежные средства возвращаются клиенту. В случае, когда по истечении срока действия в чековой книжке остались неиспользованные чеки и на счете специального режима имеются денежные средства, по заявлению чекодателя срок действия чековой книжки может быть продлен банком еще на один год.

В течение срока действия чековой книжки она может пополняться банком по желанию чекодателя. Если при полном использовании чеков из чековой книжки по ней остается неиспользованный остаток, на этот остаток по просьбе клиента банк может выдать новую чековую книжку. Юридическому лицу при необходимости может быть выдано несколько чековых книжек на имя разных его представителей.

Основным достоинством расчетов чеками является гарантия платежа, достигаемая за счет предварительного депонирования денежных средств. К недостаткам можно отнести усложненный документооборот. Кроме того, банк чекодержателя может не принять чек на инкассо, а банк чекодателя – не оплатить, если его оформление не отвечает требованиям нормативных документов.

А к к р е д и т и в ¾ это обязательство банка-эмитента осуществить по поручению клиента-приказодателя платеж бенефициару (либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром), если соблюдены все условия аккредитива.

Аккредитив является обязательством, обособленным от основного договора между бенефициаром и приказодателем, в котором установлена данная форма расчетов. В связи с этим все операции с аккредитивами выполняются банками только на документарной основе. Открывается аккредитив банком-эмитентом на основании инструкций приказодателя, которые составляются в соответствии с содержанием основного договора. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств плательщика или банковского кредита. В первом случае при открытии аккредитива плательщик вместе с инструкциями должен предоставить банку-эмитенту средства, необходимые для его исполнения. Исполнение аккредитива может осуществляться различными способами: посредством платежа по предъявлении документов, платежа с отсрочкой, а также акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

Банк, участвующий в расчетах аккредитивами, может выступать как:

банк-эмитент, открывающий аккредитив;

авизующий банк, по просьбе банка-эмитента сообщающий бенефициару об открытии аккредитива (передающий ему аккредитив);

подтверждающий банк, который наряду с банком-эмитентом берет на себя обязательство произвести платеж или иные действия в соответствии с условиями аккредитива;

исполняющий банк, уполномоченный банком-эмитентом произвести платеж, акцепт, оплату или учет переводного векселя, если соблюдены все условия аккредитива.

Один и тот же банк может выступать как авизующий и подтверждающий одновременно. Выполнять функции исполняющего банка может сам банк-эмитент, авизующий банк, подтверждающий банк, а также другой банк, уполномоченный банком-эмитентом. На практике подтверждающий банк, как правило, является и исполняющим.

Аккредитивы могут быть внутренними и международными. Аккредитив считается внутренним, если банк-эмитент и бенефициар являются резидентами. Порядок исполнения внутреннего аккредитива определяется нормативными документами Национального банка. Международным признается аккредитив, если одной из сторон, участвующих в расчетах, выступает нерезидент. Проведение платежей с использованием такого аккредитива регулируется нормами международных договоров и международными правилами и обычаями в части операций с аккредитивам.

Действующим Банковским кодексом РБ предусмотрено использование следующих основных видов аккредитива (рис 4.9).

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис 4.9. Виды аккредитива.

Отзывный аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом в любое время без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывный – толькос его согласия. Аккредитив считается безотзывным, если в его тексте прямо не указано иное. Подтвержденнымстановится безотзывный аккредитив, когда обязательство по нему по просьбе банка-эмитента подтверждает исполняющий банк. Такой аккредитив более надежен, так как получает дополнительную гарантию оплаты, и не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

Переводной аккредитив предусматривает возможность передачи права его использования полностью или частично по заявлению бенефициара другому лицу, если последний представит документы, указанные в аккредитиве. Резервныйаккредитив представляет собой независимое обязательство банка выплатить определенную сумму денежных средств либо по простому требованию бенефициара, либо по его требованию на основании представленных документов. Эти документы должны соответствовать условиям аккредитива и в них необходимо указать, что платеж причитается вследствие неисполнения плательщиком принятого на себя обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).

Общая схема документооборота при расчетах аккредитивами представлена на рис 4.10. В ней исполняющим банком выступает банк-эмитент, а авизующим является банк, обслуживающий бенефициара. Платежи с использованием аккредитивов относятся к гарантированным, поэтому расчетная операция, как и при расчетах чеками, включает два этапа: открытие аккредитива и платеж с него на основании представленных документов.

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.10. Упрощенная схема расчетов аккредитивами

Открытие аккредитива:

1. представление заявления на открытие аккредитива;

2. открытие аккредитива банком-эмитентом и направление его бенефициару через авизующий банк; перечисление средств на счет специального режима;

3. отсылка бенефициару извещения об открытии аккредитива с приложением экземпляра аккредитива для проверки его соответствия условиям основного договора.

Расчет с использованием аккредитива:

4. отгрузка товаров плательщику;

5. оформление и предоставление документов, предусмотренных условиями аккредитива;

6. проверка соответствия документов условиям аккредитива и пересылка их в банк-эмитент;

7. проверка по внешним признакам соответствия документов условиям аккредитива и перечисление денежных средств в пользу бенефициара;

8. выдача оплаченных документов приказодателю;

9. зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате.

Аккредитивная форма расчетов гарантирует получение платежа бенефициаром при выполнении им условий аккредитива. К преимуществам организации документооборота можно отнести контроль за соблюдением условий аккредитива со стороны банков. Недостатками являются сложность и высокая стоимость расчетной операции, а также отвлечение денежных средств плательщика на срок действия аккредитива, что приводит к замедлению их оборачиваемости.

Б а н к о в с к а я п л а с т и к о в а я к а р т о ч к а ― платежный инструмент, который обеспечивает доступ к банковскому счету и проведение безналичных расчетов за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление других операций, предусмотренных действующим законодательством.

Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек создаются специальные платежные системы. Банковские и другие организации, входящие в них, различаются своими функциями:

владелец системы определяет правила и процедуры проведения операций с банковскими пластиковыми карточками в ее рамках;

члены системы создают систему и осуществляют управление ею;

участники системы включают: 1) членов этой системы; 2) банки-эквайеры, выполняющие операции с банковскими пластиковыми карточками в соответствии с правилами системы на основе договоров, заключенных с ее членами; 3) процессинговые центры.

Участники системы обеспечивают эмиссию банковских пластиковых карточек, их использование, процессинг, эквайринг и выполнение расчетов по операциям, совершаемым при использовании этих карточек.

Процессинг включает сбор и обработку информации, поступающей от ПТС[34], банкоматов и т.д. при проведении операций с карточками, а также передачу обработанной информации для проведения безналичных расчетов. Эквайринг ― это деятельность по процессингу операций, совершаемых при использовании карточек, эмитированных другими банками; кассовое обслуживание держателей этих карточек; расчетное обслуживание ПТС. Использование карточки подразумевает проведение безналичных расчетов держателя карточки, выдачу ему наличных денег и предоставление различных информационных и других услуг.

Эмиссию, распространение банковских пластиковых карточек и эквайринг на территории республики могут осуществлять только банки, а процессинг – не только банки, но и другие юридические лица.

Карточные платежные системы могут быть внутренними, международными и частными. В частной системе эмиссию банковских карточек осуществляет один банк-эмитент, являющийся владельцем системы. Такая система может быть как внутренней, так и международной.

Эмиссию банковских пластиковых карточек в системе осуществляет банк-эмитент. Он заключает с клиентами договора на открытие карт-счета, осуществляет персонализацию[35] карточек и выдает их держателям карточек. Банк-эмитент принимает на себя обязательства по перечислению денежных средств с карт-счетов в соответствии с условиями заключенных договоров. Следует отметить, что распространять карточки, то есть выдавать их держателям от имени банка-эмитента в соответствии с заключенным с ним договором может банк-агент,не являющийся участником системы.

Карт-счета могут открываться в белорусских рублях и иностранной валюте. В договорах на открытие карт-счета оговариваются права и обязанности клиента и банка по проводимым операциям, их ответственность в случае нарушения договора, порядок пользования карточкой, ее изменения и изъятия, рассмотрения споров.

В Республике Беларусь получили распространение следующие виды банковских пластиковых карточек:

дебетовая – позволяет проводить операции в пределах остатка средств на карт-счете, а также, если это предусмотрено договором, в пределах овердрафта по этому счету;

кредитная – дает возможность проводить операции в пределах суммы кредита, установленной договором карт-счета;

личная ― предназначена для использования физическим лицом – владельцем карт-счета или на основании его доверенности ― другим держателем карточки;

корпоративная ― предназначена для операций по карт-счету юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Личные и корпоративные банковские карточки могут быть как дебетовыми, так и кредитными.

Нормативными актами Национального банка держателям корпоративных банковских карточек разрешено использовать их только в целях оплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью владельца карт-счета, служебными командировками и т.п. При этом держатель карточки должен представить владельцу карт-счета (юридическому лицу) документы, подтверждающие целевой характер использования денежных средств. Потраченную не по целевому назначению сумму он обязан возместить в срок, установленный законодательством.

Общую схему документооборота при расчетах банковскими пластиковыми карточками можно представить следующим образом (рис. 4.11).

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте - student2.ru

Рис. 4.11. Упрощенная схема расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

Получение банковской пластиковой карточки:

1. заключение договора карт-счета и открытие карт-счета;

2. выдача карточки.

Расчет с использованием банковской пластиковой карточки:

3. передача товаров, оказание услуг держателю карточки;

4. использование карточки и оформление карт-чека;

5. передача карт-чека в банк в порядке, определенном договором между бенефициаром и банком;

6. передача банку-эмитенту платежных инструкций, сформированных после обработки карт-чеков;

7. перевод в банк-эквайер средств, списанных с карт-счета клиента;

8. извещение бенефициара об оплате.

Развитие расчетов банковскими пластиковыми карточками способствует уменьшению объема наличного денежного оборота и снижению издержек обращения в общественном хозяйстве, а на уровне предприятий ― ускорению движения оборотного капитала, организации учета и контроля за движением средств.

Наши рекомендации