Исламские финансовые институты

Исламские финансовые институты основаны на исламской финан­совой доктрине. В своей деятельности они следуют, с одной стороны, шариату, а с другой, понимая, что без современной финансовой систе­мы и ее институтов исламские страны не только не достигнут высокого уровня развития экономики, но и могут в перспективе потерять влия­ние ислама в самих исламских странах, пытаются согласовать преобла

дание рационалистичности над ценностью, которое характерно для за­падной финансовой системы. Иными словами, в исламской модели эко­номики и в ее финансовой системе преобладает специфический ценно­стный подход, поскольку поведение хозяйствующего субъекта диктуется в равной степени как рационально-утилитарными, так и ре­лигиозно-этическими соображениями [Исламские финансы, с. 33].

В исламской модели банки, например, выполняют ту же функцию, что и в традиционной западной. Банки необходимы обеим моделям по одним и тем же причинам — для компенсации изъянов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса на фи­нансовые ресурсы и их предложения; неадекватности информации; трансакционных издержек, связанных с выявлением и приобретением желаемых активов; необходимости профессиональных навыков и нали­чия экономии от масштаба.

Исходя из этого банки обеспечивают работу национальной платеж­ной системы и выступают в качестве финансовых посредников. И если в части проведения платежей между хозяйствующими субъектами ис­ламские банки по принципам своей работы не отличаются от обычных коммерческих банков, то в том, что касается функции финансового по­средника, имеется фундаментальное расхождение. Выполняя эту роль, исламские банки точно так же аккумулируют те денежные ресурсы об­щества, которые в данный момент непосредственно не используются их распорядителями (в исламской терминологии), трансформируя создан­ные за их счет пассивы в источник финансов для экономических еди­ниц, испытывающих дефицит ресурсов. За исполнение такой роли в рамках общественного разделения труда финансов банк должен иметь возможность возместить свои фактические затраты и заработать опре­деленную прибыль как вознаграждение за проделанную работу. В рам­ках западной модели возмещение происходит в виде процента. Однако в Коране взимание процента как формы прибыли приравнивается к наиболее злостным грехам1.

В исламской модели, исключающей процент, этот запрет обходится с помощью особой формы контракта — мударабы, где одна сторона, в сущности, выступает как агент, а другая — как принципал. Такая фор­ма контракта представляет собой партнерство в прибыли. В Мекке она практиковалась еще в доисламский период, ею пользовался Мухаммад во время своей купеческой деятельности. Впоследствии Пророк утвер­дил мударабу в качестве разрешенной формы контракта [Исламские финансы, с. 50]. Ее суть состоит в том, что получаемая прибыль делится между сторонами контракта (финансовым предпринимателем, органи­затором (раб уль-малем) использования той или иной формы активов, и агентом (мударибом), благодаря труду которого предприятие, собст-

1 Ссужение денег ради прибыли осуждалось Аристотелем, Платоном, а в христи­анстве — Фомой Аквинским. Первым в христианстве отказался от осуждения Кальвин. Иудаизм разрешает взимание процента с неиудеев.



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 725



Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru венно, и реализуется) в той пропорции, которую они заблаговременно установили формальным соглашением. В то же время, если предпри­ятие терпит неудачу и оборачивается не прибылью, а убытками, финан­совые потери ложатся только на раб уль-маля. Таким образом, потери понесенные второй стороной и выражающиеся соответственно в безре­зультатной затрате физической и нервной энергии и времени, не менее весомы, чем потерянные деньги. Иными словами, вероятные риски и убытки исходя из исламской концепции справедливости, так сказать, не смешиваются и остаются функцией конкретного ресурса: денег для финансиста и человеческой энергии — для предпринимателя.

Распределение прибыли происходит не на календарной основе, а только по окончании действия контракта. На практике, впрочем, этот принцип не является препятствием для заключения договора на срок, досрочного прекращения контракта по инициативе любой из сторон, подведения промежуточных финансовых итогов как бухгалтерской процедуры. Если по ходу осуществления предприятия мудариб получа­ет некий доход, то он вычитается из его доли прибыли, возникающей по итогам трансакции, или удерживается для покрытия убытков, когда та­ковые образуются. Наконец, и это важно в практическом отношении, мударабе, как никакой иной форме контракта, свойствен моральный риск (moral hazard).

Реализуя стандартную функцию финансового посредника, ислам­ские банки широко пользуются операционной моделью, разработанной на основе описанного контракта. Эту модель принято называть двусто­ронней мударабой (two-tier-mudharaba — буквально «двухслойная»). В этом случае банк, аккумулируя средства вкладчиков, выступает в ро­ли мудариба, заключая с ними соответствующий договор, обязуясь раз­местить эти средства в активы, способные принести доход, но не гаран­тируя получение дохода. Одновременно исламский банк действует как раб уль-маль, направляя клиентские деньги в различные операции, раз­решенные шариатом. Естественно, эти операции вовсе не обязательно должны сами иметь форму мударабы.

Таким образом, исламский банк в операционном отношении напо­минает западную инвестиционную компанию, а именно — рисковый от­крытый совместный фонд. Он финансирует свои активы, эмитируя кон­тракты на депозиты, которые продает как «паи» инвесторам-вкладчи­кам. Созданный таким образом портфель активов находится в собст­венности клиентов (западные банки сохраняют право собственности на портфели, ими формируемые). Однако имеются и различия.

Согласно дефиниции, принятой, например, в США, инвестицион­ная компания есть финансовая организация, продающая свой капитал, вкладывающая поступления от продажи с целью достижения сформУ лированных ею инвестиционных целей и распределяющая среди своих акционеров или пайщиков чистый доход и сумму чистого прироста ка­питала. Одним из видов инвестиционной компании является открЫ'

тый, или совместный, фонд. Такой фонд эмитирует свободно обращаю­щиеся на рынке ценные бумаги, подлежащие погашению по предъявле­нии. Право собственности в фонде оформлено в виде его акций или па­ев, с которыми прямо соотносится пропорциональная часть чистых активов. В отношениях с инвестиционной компанией покупатели паев выступают в качестве акционеров, т. е. владельцев некоторой части ее капитала, и как таковые имеют право на регулярное получение подроб­ной информации о бизнесе и право голоса по существенным вопросам, например, связанным с изменением инвестиционной политики. Следо­вательно, они в силах влиять на стратегию компании.

Исламский банк, как и любой банк, принимает депозиты. Однако в обычном банке вклад при прочих равных условиях защищен от поте­ри номинальной стоимости и обеспечивает владельцу ее прирост за счет процентных выплат вне зависимости от текущих результатов работы самого финансового института. Для вкладчиков исламского банка сни­жение прибыльности его операций означает непосредственное приня­тие на себя части балансовых убытков, и, таким образом, они мало отли­чаются от клиентов-акционеров совместного фонда с точки зрения ас­социированного риска. Однако капиталом они не владеют, права голоса в делах не имеют и, если речь не идет об ограниченной мударабе, прину­ждены пассивно подстраиваться под инвестиционную политику банка. Данное обстоятельство на фоне практики западных совместных фондов время от времени активизирует дискуссию о том, справедливо ли обхо­дится исламский банк со своим вкладчиком, хотя, очевидно, что дейст­вия последнего точно соответствуют принципу мударабы.

В настоящее время в примерно 40 странах (не только исламских, в том числе в России) функционирует около 250 исламских финансо­вых институтов, прежде всего банков с общей капитализацией около 200 млрд долл. Важнейшие из них: Арабский банк экономического раз­вития Африки, Исламский банк развития, Фонд исламской солидарно­сти, Генеральный совет исламских финансовых институтов [Павлов, с 212].

Арабский банк экономического развития Африки(Arab bank for economic development in Africa, АБЭРА) учрежден в 1973 г. Штаб-квар­тира находится в Хартуме (Судан). Банк предоставляет кредиты и зай­мы странам субсахарской зоны Африки с целью финансирования мест­ных проектов развития. Так, в течение 1998 г. банк утвердил предостав­ление кредитов и займов в размере 104,95 млн долл. Одновременно он Предоставил помощь технического характера и содействие в области Рыночных исследований в странах-участницах в размере 4,99 млн долл. Совокупный объем всех видов осуществленных им инвестиционных операций за весь период деловой активности банка к началу 2000 г. дос­тиг 1840,40 млн долл.

Акционерный капитал АБЭРА составляет 6000 млн исламских ди­наров. Этот капитал подразделен на 600 000 частей, каждая из которых



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты




Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru имеет установленную (заявленную) стоимость в 10 000 исламских ди­наров. Исламский динар является специальной банковской арабской расчетной валютной единицей. По своей цене (курсовой стоимости) ис­ламский динар приравнен (эквивалентен) к SDR по курсовому соотно­шению 1:1. Соответственно валютный курс исламского динара по отно­шению к ведущим валютам мира, в том числе к доллару США, изменя­ется в полном соответствии 1:1, и всегда прямо пропорционально изме­нению курса SDR по отношению к этим валютам, зафиксированного в МВФ и на торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже. Выпущенный по подписке (размещенный) акционерный капитал (subscribed capital) АБЭРА достиг 4000 млн исламских динаров по состоянию на конец 1999 г. [Павлов, с. 212].

Банк в своей операционной деятельности полностью придержива­ется исламских традиций и обычаев, запрещающих ростовщичество, а также начисление и взимание процентов по любым банковским фи­нансовым и инвестиционным операциям. АБЭРА вообще не предостав­ляет ссуд под проценты. В банке применяются специальные методы фи­нансирования, прежде всего обеспечение заемщиков беспроцентными займами и кредитами, в первую очередь, на цели реализации проектов по созданию современной диверсифицированной инфраструктуры в странах-дебиторах. Подобного рода целевое финансирование оказы­вает заметное воздействие на долгосрочное социально-экономическое развитие этих стран. Банк обеспечивает заемщикам также дополнитель­ную техническую помощь (например, при проведении финансового анализа и обосновании технико-экономической целесообразности реа­лизации инвестиционного проекта). Банк принимает ныне относитель­но равное долевое участие в финансировании местных промышленных и сельскохозяйственных проектов в странах-заемщиках; финансирует лизинговые операции, включая долгосрочную аренду странами-участ­ницами такого дорогостоящего оборудования, как морские суда, а также их последующую продажу в рассрочку.

АБЭРА реализует операции на основе солидарного раздела с рабо­чими и служащими предприятий и компаний совокупных прибылей, которые были получены клиентами-заемщиками (инвесторами) на базе реализации инвестиционных проектов посредством использования фи­нансовых ресурсов, предоставленных им АБЭРА. Банк внедрил и по­стоянно применяет систему финансирования импортных внешнеторго­вых операций (СФИВО), согласно которой финансовые средства, вы­деленные АБЭРА, идут на оплату импорта строго определенных това­ров, необходимых для устойчивого развития стран-заемщиков-Например, промышленное сырье и промышленные полуфабрикаты в структуре совокупного импорта страны всегда, по оценкам АБЭг А> более предпочтительны, чем потребительские товары, поэтому пр°" мышленный импорт финансируется АБЭРА в первую очередь. Пр*1

этом, однако, зачастую приоритет отдается финансированию импорта из других стран — участниц АБЭРА.

Долгосрочная система финансирования внешней торговли, в пер­вую очередь целевая схема долгосрочного финансирования экспорта, впервые была введена в действие в 1997—1998 гг. с целью обеспечить устойчивое долгосрочное финансирование экспорта нетрадиционных товаров стран Африки на внешние рынки, в частности ряда их промыш­ленных и первично обработанных товаров. В 1419 мусульманском году (в 1999 г. по григорианскому календарю) эта схема была трансформи­рована и переименована в Систему финансирования экспорта АБЭРА (Export Financing Scheme — EFS).

Кроме того, в 1997 г. создан Специальный фонд помощи Вакф (Spe­cial Assistance Waqf Fund), предназначенный для обеспечения стра­нам-участницам АБЭРА специальной финансовой помощи в экстрен­ных случаях, а также целевой помощи (прежде всего на цели образова­ния). Приоритетной целью деятельности фонда Вакф в наименее разви­тых странах-участницах стало целевое содействие развитию экономики и внешнеэкономической деятельности этих стран посредством предос­тавления им финансовых средств на максимально льготных условиях. За использование средств, полученных из этого фонда, начисляются и взимаются с заемщиков сборы за банковское обслуживание по ставке 0,75% годовых (по обычным кредитам АБЭРА ставка равна 2,5% годо­вых). Срок погашения предоставленного кредита из этого фонда со­ставляет 25—30 лет по сравнению со средним сроком 15—25 лет для обычных (ординарных) финансовых ресурсов, выделяемых заемщикам АБЭРА (подробнее см. [Павлов, с. 213-219]).

Исламский банк развития(Islamic Development Bank, ИБР) явля­ется международным финансовым институтом, который был образован на конференции министров финансов стран — участниц Организации Исламская конференция (the Organization of Islamic Conference) в де­кабре 1973 г. с целью содействия экономическому и социальному раз­витию стран-членов и мусульманских общин. Штаб-квартира банка расположена в г. Джидда (Саудовская Аравия). Банк призван разраба­тывать рекомендации в сфере банковских технологий в соответствии с принципами шариата. Основными направлениями деятельности бан­ка являются: а) финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проектов, обеспечиваю­щих быструю отдачу путем долевого участия в прибылях, лизинга, про­даж в рассрочку; б) управление специальными фондами, создаваемыми Для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общи­нам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их со­циально-экономического положения; в) инвестирование средств в ак­ционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предпри­ятий и проектов и т. д. Финансовые ресурсы банка состоят из уставного Капитала и дополнительных финансовых средств. Банк разработал сие-



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 729



Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru Исламские финансовые институты - student2.ru темы краткосрочного и среднесрочного финансирования импорта для проектов развития в странах-членах, а также системы долгосрочного финансирования в целях содействия развитию их экспорта. Банк офи­циально начал операции в 1975 г.

В ИБР входят 54 страны-участницы; интересы каждой страны пред­ставляет обычно министр финансов или его заместитель. Верховным руководящим органом банка является Совет глав правительств. Совет ежегодно проводит официальные встречи. Исполнительный орган ИБР — Совет директоров, состоящий из 11 членов, 5 из которых изби­раются пятью крупнейшими акционерами банка, остальные шесть из­бираются главами правительств, представляющих в ИБР другие стра­ны-акционеры. Члены Совета директоров избираются на срок три года. Функции Совета: обоснование основных операций банка и контроль за их реализацией.

Фонд исламской солидарности(Islamic Solidarity Fund, ФИС) уч­режден в 1974 г., штаб-квартира находится в г. Джидда (Саудовская Аравия). Предназначен для оказания необходимой финансовой помо­щи исламским районам в различных странах и финансирования строи­тельства мечетей, исламских просветительских центров, больниц, бан­ков, школ и университетов, в том числе вне мусульманских стран.

Генеральный совет исламских финансовых институтов(General Council for Islamic financial institutions, ГСИФИ) учрежден в 2000 г., ре­гулярную деятельность начал в конце 2001 г. Штаб-квартира находится в Бахрейне. ГСИФИ стал полным правопреемником Международной ассоциации исламских банков (International Association of Islamic Banks, МАИБ). МАИБ была создана в Джидде (Саудовская Аравия) в 1977 г. В МАИБ входили 192 официально зарегистрированных ис­ламских банка и другие исламские валютно-кредитные институты 34 мусульманских стран. Функции: установление связей между кредит­но-финансовыми институтами, осуществляющими банковские опера­ции в соответствии с правилами и принципами шариата и требования­ми современной исламской экономической доктрины. В сферу ее дея­тельности входили также подготовка банковских кадров и проведение исследований по проблемам распространения исламских банков и ис­ламского банковского дела, в том числе вне арабских стран. МАИБ раз­рабатывала систему стандартных требований к операционной и инве­стиционной деятельности исламского банка, исследовала механизмы и методы (схемы) исламского финансирования в целях их рационали­зации и совершенствования, а также адаптации к конкретным валют-но-финансовым условиям принимающей страны. В 2000 г. произошел фактически полный самороспуск МАИБ, поскольку она не смогла эф­фективно выполнять возложенные на нее мусульманским сообществом базисные функции и во многом не справилась с решением большинства поставленных перед ней конкретных задач, в частности она не обеспе­чила всесторонней финансовой и технической поддержки долговремей-

ной экспансии исламских банков как в рамках мусульманских госу­дарств, так и за пределами «мусульманского мира».

При спонсорстве высшего звена арабского финансового капитала, в частности при прямой поддержке руководства Саудовской Аравии, и был учрежден ГСИФИ, который обладает несравненно более значи­тельными, чем МАИБ, валютно-финансовыми активами и соответст­венно наделен более широкими полномочиями и функциями в целях поддержания и стимулирования долговременной инвестиционной дея­тельности исламских банков и поощрения «исламского банковского движения» в максимально большом числе принимающих стран мира. Предполагается, что ГСИФИ сможет намного более эффективно ре­шать те задачи, которые не смогла выполнить МАИБ и обеспечить ус­тойчивую долговременную внешнюю экспансию исламских банков в различных странах и регионах, в том числе вне границ арабского мира.

Характеристику других исламских торговых и финансовых инсти­тутов — Исламской торгово-промышленной палаты, Исламского цент­ра развития торговли, Исламской корпорации страхования инвестиций и экспортных кредитов, Центра экономических, статистических и соци­альных исследований и подготовки кадров для исламских стран — мож­но найти в работе [Павлов].

Наши рекомендации