Деловая репутация может быть положительной или отрицательной

Положительная деловая репутация организации представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательная деловая репутацияорганизации является скидкой с цены, которую получает покупатель в связи с отсутствием факторов стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п., и учитывается как доходы будущих периодов на счете 98.

Приобретенная деловая репутация амортизируется равными частями в течение двадцати лет с момента приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом, но не более срока деятельности организации-покупателя. Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости.

Отрицательная деловая репутация равномерно списывается на финансовые результаты организации-покупателя как операционные доходы.
Рассмотрим бухгалтерский учет отдельно в случае продажи или покупки организации.

Продажа организации

По договору продажи организации продавец обязуется передать в собственность покупателя организацию в целом как имущественный комплекс. Такая реализация привлекательна тем, что оставляет собственникам возможность осуществлять впоследствии иные виды деятельности в рамках того же юридического лица. При этом в соответствии с договором к покупателю могут переходить права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания с условием обязательной регистрации этого договора в Патентном ведомстве в соответствии с Законом РФ от 23.09.1992 N 3520-1 (в редакции от 24.12.2002 г.) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров».

К моменту подписания договора продажи должен быть составлен акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимой аудиторской фирмы о составе и стоимости организации, а также перечень всех обязательств организации с подробными расшифровками.

Передача организации продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе организации и об уведомлении кредиторов о продаже, сведения о выявленных недостатках переданного имущества, а также перечень утраченного имущества.

Покупка организации

Деловая репутация находит свое отражение в бухгалтерском учете только у покупателя в качестве отдельного инвентарного объекта в составе нематериальных активов. Величина деловой репутации определяется расчетным путем.

С месяца, следующего за месяцем отражения в учете сделки, начинается амортизация приобретенной положительной деловой репутации.

В заключение следует отметить, что предприятия и организации, осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность, стремятся утвердить за собой наиболее прочные и выгодные позиции на внутреннем и внешнем рынках. Созданная организацией деловая репутация способствует успешной и плодотворной работе.

Порядок определения срока полезного использования нематериальных активов.

Срок полезного использования инвентарного объекта опр. Комиссией организации самостоятельно при принятие объекта в состав нематир. Активов, либо экспертным путем.

Факторы влияющие на опред. срока полезн. использования объекта:

1) срок действия патента, свидетельство.

2) ожидаемого срока исп. объекта нематериальных активов. в течение кот. организация может получить эконом. выгоду.

Срок полезного использования объекта может ежегодно по сост. на январь изменяться.

Наши рекомендации