Понятие экономической основы МСУ
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований.
Европейская хартия о местном самоуправлении закрепляет в ст. 9 следующие общие принципы финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:
- органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
- финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям;
- по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
- финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменениями издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
- защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов;
- согласование порядка предоставления перераспределяемых ресурсов с органами местного самоуправления;
- выделение местным органам самоуправления субсидий, предоставление которых не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции;
- доступ к национальному рынку капиталов органов местного самоуправления, в соответствии с законом, для финансирования инвестиций.
Кроме принципов, закрепленных в Европейской Хартии, при формировании финансово-экономических основ местного самоуправления опираются также на ряд других, более конкретных принципов:
1. Принцип достаточности ресурсов. Данный принцип предусматривает, что при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органами местного самоуправления, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед органами поставлены. Безусловно, данный принцип выступает как цель, к которой необходимо стремиться, поскольку он требует выработки общих правил и определения неких средних показателей обеспеченности ресурсами тех или иных видов задач, решаемых органами власти.
2. Принцип ограниченности ресурсов подведомственной местному органу власти территории. Данный принцип предусматривает, что при распределении ресурсов необходимо прежде всего использовать те ресурсы, которые имеются на территории, подведомственной органу власти, за которым они закреплены. Ресурсы других территорий могут закрепляться только в том случае, если собственных ресурсов недостаточно. Данный принцип позволяет стимулировать максимально эффективно ресурсы собственной территории и заставляет органы власти заботиться о возобновлении ресурсов.
3. Принцип инфраструктурной целостности. Данный принцип требует комплексного подхода к вопросу наделения органов власти ресурсами исходя из тех предметов ведения, которые определены для данного органа власти законом. Так, если ответственность за системы жизнеобеспечения (водопровод, канализация, мусороперерабатывающие заводы и т. д.) несут органы местного самоуправления, то данные структуры должны передаваться в собственность или ведение этих органов. При этом данный принцип требует максимально стремиться к завершенности технологического цикла, поскольку закрепление объектов управления за разными собственниками затрудняет их эксплуатацию и распределение ответственности за работу системы в целом.
На основании ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют:
1) имущество, находящееся в муниципальной собственности;
2) средства местных бюджетов;
3) имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность и ее содержание
Муниципальная собственность включена в систему местного хозяйства, то есть представляет собой его основу и является необходимым элементом территориально локализованной экономики. Включение муниципальной собственности в систему местного хозяйства обусловливается:
· территориальной обособленностью муниципальной собственности в границах, совпадающих с границами первичного административно-территориального образования и составляющих естественный территориальный предел развития местного хозяйства;
· направленностью функционирования объектов муниципальной собственности на удовлетворение потребностей в общественных благах и услугах местного населения, на что также ориентированы все предприятия производственной и непроизводственной сфер местного хозяйства. Институт муниципальной собственности — относительно
новое явление в российской экономке. Признание муниципальной собственности означает восстановление исторической преемственности системы местного самоуправления и присущих ей базовых отношений собственности. Отметим, что такая система берёт начало еще в Древнем Риме, где власть опиралась на местное самоуправление, а городские общины (муниципии) располагали хозяйственной самостоятельностью и выступали в качестве самостоятельного субъекта права. Муниципальная форма организации субъекта на уровне города обнаружила высокую жизнеспособность и во многих странах вполне успешно действует и по сию пору. В России до 1917 года законодательство также признавало существование муниципалитетов и муниципальной собственности. Они не были полностью ликвидированы и после революции. Так, в ст. 52 Гражданского кодекса РСФСР (1922 г.) перечисление различных видов собственности включало и «государственную (национализированную и муниципализированную) собственность»; при этом национализированным считалось имущество, поступающее в ведение центральных органов власти, а муниципализированным — имущество, поступающее в ведение местных советов. Однако в Конституции СССР (1936 г.) понятие муниципальной собственности бесследно исчезло19.
Принципиальная особенность муниципальной собственности состоит в том, что в преобладающей своей части она является бюджетопотребляющей, а недоходопроизводящей. Значительная часть направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности, находится в минимально работоспособном состоянии. При этом доходы от использования муниципальной собственности во многих муниципальных образованиях в настоящей экономической ситуации редко превышают 2,7-4,3% общей суммы бюджетных доходов муниципалитетов. Эта ситуация требует немедленного разрешения и поиска механизмов увеличения собственных доходов муниципальных образований.
Решение проблемы увеличения собственных доходов муниципального хозяйства возможно за счет повышения его эффективности, за счет использования муниципальной собственности и за счет развития сети муниципальных предприятий. Таким образом, развивая коммерческую деятельность системы муниципальных предприятий, муниципальная экономика ставит две цели: получение дополнительных доходов в местный бюджет и производство товаров и услуг, в которых нуждается население20.
Законодательство России под муниципальной собственностью понимает объекты, находящиеся на территории муниципального образования и за его пределами, самостоятельно созданные органами власти муниципального образования для обслуживания нужд местного сообщества, переданные муниципальному образованию в результате разграничения государственной собственности, полученные или приобретенные муниципальным образованием иными законными путями.
Состав объектов муниципальной собственности показан на рисунке 12.
Существуют два основных подхода к классификации объектов муниципальной собственности. В соответствии с первым из них все объекты муниципальной собственности могут быть разделены на движимое и недвижимое имущество.
В числе недвижимого имущества выделяются в частности:
· муниципальные земли (земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности на основании законов РФ и субъекта РФ либо договоров, заключенных в соответствии с законодательством),
· недра и другие природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности,
· здания и сооружения, в том числе находящиеся в строительстве или законсервированные, а также нежилые помещения,
· муниципальные предприятия,
Рис. 12. Состав объектов муниципальной собственности
· муниципальные учреждения,
· муниципальный жилищный фонд.
Среди движимого имущества могут быть выделены в частности:
· пакеты акций (акции) и доли участия муниципального образования в хозяйственных обществах,
· ценное движимое имущество,
· малоценное движимое имущество,
· средства муниципального бюджета и внебюджетных фондов.
Второй подход предполагает разделение объектов муниципальной собственности по трем группам, имеющим сходные режимы функционирования собственности без учета функционального назначения предприятий и организаций (табл. 5).
Муниципальная казна — муниципальное имущество, закрепленное во владение, пользование и распоряжение за органами местного самоуправления.
Муниципальные унитарные предприятия — это создаваемые органами местного самоуправления коммерческие организации, которые не наделяются правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям,
Таблица 5
Классификация объектов муниципальной собственности
Группы объектов | Назначение и правовой режим | Объекты муниципальной собственности |
Первая | Реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим | Средства местных бюджетов и внебюджетных фондов, а также муниципальная казна |
Вторая | Обслуживание социально- экономических потребностей населения | Унитарные муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения |
Третья | Выполнение социальных целей обслуживания населения | Казенные предприятия и учреждения (образования, здравоохранения, культуры), основанные на праве оперативного управления |
в том числе между работниками предприятия. Они могут действовать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (рис. 13).
Многие исследователи полагают, что унитарные предприятия, в значительной мере являющиеся наследием социалистических экономики и права, не имеют больших перспектив. Об этом свидетельствует как анализ существующей проблематики создания и деятельности таких предприятий, так и мировой опыт21. В этой связи большое значение для развития муниципального хозяйства получают муниципальные предприятия, действующие на иных принципах и организационно-правовых формах, которые учреждаются или в которых участвует муниципалитет (табл. 6).
6. Установление муниципальной собственности
Муниципальная (местная) собственность имеет целевой характер, поэтому к данной категории можно отнести имущество, необходимое:
- для быстрого решения вопросов, возникающих на уровне региона (города, поселка);
- для выполнения местными (муниципальными) органами власти своих функций и задач, возложенных государством;
- для полного обеспечения функционирования органов власти на местах. Сюда, как правило, относят должностных лиц муниципальных администраций, работников сферы местного самоуправления, служащих муниципалитета, работников местных учреждений и компаний.
Если у муниципального формирования появляется право владения имуществом, не подходящим под описанные выше цели, то такие объекты можно перепрофилировать, то есть изменить целевое назначение или организовать отчуждение. Алгоритм (порядок и сроки) отчуждения тех или иных объектов устанавливаются законами РФ.
Муниципальная собственность по ГК РФ представляет собой имущество, которым владеют и управляют муниципальные формирования (местные исполнительные органы) и их должностные лица. Обычным гражданам право собственности на муниципальное имущество не дается.
Объекты, которые находятся в собственности муниципальных формирований, может быть закреплено за разными компаниями, организациям и учреждениями в двух вариантах:
- по принципу хозяйственного ведения (то право, которые реализуют предприятия);
- по принципу оперативного управления (для муниципальных объектов).
Остальная часть собственности, которая не фиксируется ни за какими компаниям или предприятиями может передаваться в управление специальных органов - муниципальную казну. Сюда, как правило, включается имущество и бюджет, находящиеся в распоряжении органов муниципалитета - здание администрации города, муниципальные земельные участки и так далее.
Муниципальная казна формируется из нескольких элементов - незакрепленных местных (муниципальных) объектов, а также денег местного бюджета.
Задача муниципального образования - контроль и полная ответственность за капитал, находящийся в упомянутой выше казне. При этом оно не отвечает по долгам местных унитарных компаний. Аналогичным образом муниципальные компании также не несут ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований.
Что касается бюджета и его включения в муниципальную собственность, то в законах РФ есть определенные противоречия. Если верить гражданскому праву, то бюджет относится к муниципальной собственности, а с позиции Федерального Закона - нет.
По структуре муниципальная собственность - одна из разновидностей публичного имущества. Часто ее сравнивают с государственной собственностью, что не всегда корректно.
Собственность муниципалитета можно отличить по следующим критериям:
- по объектам. Так, роль государственной собственности может исполнять любое имущество, а муниципальной только то, которое разрешено по закону;
- по субъектам. Государственные объекты находятся во владении государственных органов власти, а муниципальные - местных образований;
- по особенностям покупки и ограничения прав собственности в отношении государственных объектов полномочий больше. К примеру, их всегда можно националиризировать. С муниципальной собственностью поступить так не получится;
- по составу правомочий владельца. По законам РФ государственные структуры имеют право ограничивать полномочия муниципальных структур как владельцев. К примеру, может быть введен запрет на приватизацию или же дан приказ на использование имущества в интересах государства.
Принципы планирование в муниципальном образовании
Под принципами планирования следует понимать основополагающие начала, применяемые при формировании, утверждении и выполнении планов. К ним можно отнести следующие:
1) самостоятельность в формировании, принятии и выполнении планов;
2) сбалансированность и соответствие всех видов планов, их научно обоснованный характер;
3) обеспечение спроса и предложения на рынке по различным направлениям;
4) сбалансированность развития реального сектора экономики, сферы услуг, посредничества;
5) обеспечение сочетания в деятельности субъектов различных форм собственности на территории муниципального образования;
6) соответствие мощностей, денежных средств, трудовых ресурсов планируемым работам, услугам;
7) возможное объединение средств и мощностей субъектов различных форм собственности для строительства объектов жизнеобеспечивающего значения;
8) непрерывность и преемственность планирования;
9) конкретность и срочность намеченных работ, услуг, организационных мероприятий;
10) соответствие намеченных видов деятельности компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления;
11) взаимодействие с органами государственной власти, общественными организациями, органами местного самоуправления других муниципальных образований по различным смежным задачам;
12) учет мнения жителей муниципального образования для достижения сочетания их интересов с интересами государства и местного самоуправления;
13) ответственность должностных лиц за порученное дело;
14) взаимодействие представительных и исполнительно-распорядительных органов при формировании, обсуждении и выполнении планов и программ;
15) разграничение компетенции по субъектам управления.
Из вышеизложенного следует, что понятия, признаки и принципы управления во многом сходны с понятием, признаками и принципами планирования. Следовательно, планирование является фундаментом управления.
Бюджетное планирование и его стадии
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Финансово-бюджетная политика - совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направления использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использование, т.е. в ходе бюджетного процесса. [22]
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
составление проектов бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
органы законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Основные задачи бюджетного процесса:
выявление материальных и финансовых резервов государства;
максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
максимально точный расчет расходов бюджетов;
обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Составление бюджета основывается на:
Бюджетном послании Президента РФ;
прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.