Понятие финансов, их признаки и функции

Тема 1. Понятие и правовые основы финансовая деятельность в РФ

План лекции:

1. Понятие финансов, их признаки и функции

2. Финансовая система РФ: понятие и структура

3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Государственные органы осуществляющие финансовую деятельность

Понятие финансов, их признаки и функции

Финансовое право - это отрасль права, которая регулирует эконо­мические, а именно финансовые, отношения. Для понимания природы и особенностей этой отрасли права необходимо иметь четкое представ­ление о том, что такое финансы.

Финансы - это одна из экономических категорий наряду с таки­ми, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существу­ющие общественные отношения, которые и называются финансовы­ми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Финансы как явление общественной жизни возникают с появле­нием государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обра­щения и средства платежа, являются важнейшей предпосылкой появ­ления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Финансы- экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение.

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы- экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.

2) материальный аспект.

Финансы- денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы- денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды- обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов- денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.

Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (федеральный, республиканский, областной) - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Децентрализованные- фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).

Внебюджетные целевые фонды- пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Их средства образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц.

Финансы предприятий- исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национального дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.

Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возвратности.

Государственный кредит- отношения по временному использованию денежных средств (юридических и физических лиц) государством, выступающим в данном случае в качестве заемщика. В результате образуется внутренний долг. Заимствование осуществляется в форме государственного займа, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в сберегательные банки в качестве источника кредитных ресурсов.

Банковский кредит- отношения по образованию в распоряжении банков денежных фондов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратности юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.

Функции финансов

Финансам присущи следующие функции:

- распределительная;

- контрольная;

- регулирующая (стимулирующая);

- стабилизационная.

Распределительная функция реализуется в эффективном и сбалансирован-ном распределении национального дохода в целях обеспечения субъектов экономической деятельности необходимыми финансовыми ресурсамивформе денежныхфондов целевогоназначения.

Контрольная функция заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д.

Регулирующая (стимулирующая) функция призвана обеспечить воздействие государства на экономические отношения через финансы.

Стабилизационная функция проявляется в обеспечении всех субъектов экономической деятельности и населения стабильными условиями для общественных отношений.

1.2. Финансовая система РФ: понятие и структура

Финансовая система- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя:

1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4) фонды страхования (имущественного и личного);

5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.

3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления

Финансовая деятельность государства- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).

Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Финансовой деятельности присущи следующие организационно-правовые особенности:

1. она имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли сферы государственного управления;

2. в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу других субъектов финансового права;

3. осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти;

4. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все Министерства и Ведомства РФ осуществляют финансовую деятельность через свои соответствующие структурные подразделения, исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления, а также выполняют на соответствующей территории определенные функции в области финансов в пределах свое компетенции.

Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующих органов государства. Согласно ФЗ «О Правительстве РФ» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2. разрабатывает и предоставляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его представление;

3. предоставляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;

4. разрабатывает и реализует налоговую политику;

5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6. принимает меры по регулированию РЦБ;

7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;

8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

9. руководит валютно-финансовой деятельности в отношении РФ и иностранных государств;

10. разрабатывает и осуществляет меры по единой политике цен и т.д.

Методы осуществления финансовой деятельности:

1) при мобилизации (сборе) денежных средств:

- метод обязательных платежей (налоги и сборы);

- метод добровольных платежей (лотереи, займы, пожертвования);

2) при распределении государством денежных средств:

- метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное их выделение);

- метод кредитования (выделение денежных средств на принципах платности, возмездности, возвратности и срочности).

Наши рекомендации