Аналитический и синтетический учет в коммерческом банке

Основные понятия

Бухгалтерский учет в коммерческих банках ведется в двух направлениях: синтетическом и аналитическом.

Аналитический учет- это подробный, детальный учет каждой совершаемой банком операции.

Цели аналитического учета:

· полно, подробно и оперативно отразить на счетах бухгалтерского учета все проведенные банком операции;

· проконтролировать каждую операцию по существу и форме, используя данные денежно-расчетных документов, которые служат основанием для отражения операций в аналитическом учете.

Синтетический учет- это обобщенный учет, учет по укрупненным показателям.

Цели синтетического учета:

· сгруппировать данные аналитического учета по определенным принципам (по счетам второго и первого порядка);

· проверить правильность ведения аналитического учета.

Данные синтетического учета служат для анализа и управления деятельностью банка.

Аналитический и синтетический учет ведется в регистрах, т.е. документах, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах и журналах, на отдельных листах и карточках. Правильность информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, подтверждается подписями лиц, составивших данные документы, а также осуществивших дополнительный контроль.

В автоматизированных банковских системах (АБС), как правило, регистры аналитического и синтетического учета представлены в виде некоего массива первичных документов из которого, при необходимости, производится выборка необходимой информации для получения того или иного регистра учета. Организация первичных документов в единый массив позволяет повысить гибкость и скорость работы системы, ускоряет поиск необходимых первичных документов и облегчает пользователю работы с регистрами учета и первичными документами, сконцентрированными в едином универсальном интерфейсе.

При необходимости АБС позволяет сформировать бумажную копию регистров учета в виде отчета системы.

Основными регистрами (материалами) аналитического учета являются:

· лицевые счета;

· ведомость остатков;

· ведомость привлеченных (размещенных) средств.

Основные регистры (материалы) синтетического учета в условиях использования систем автоматизации - баланс и оборотная ведомость.

Обороты и остатки по счетам в документах синтетического учета отражаются только в денежном выражении в российской валюте. Однако, как правило АБС позволяет вести обороты и остатки по счетам не только в национальной валюте, но и валюте счета, автоматически производя пересчет в национальную валюту по курсу заданному пользователю на определенную дату.

В аналитическом учете используются следующие виды оценки ценностей:

· стоимостная;

· натуральная;

· условная.

Стоимостная оценка используется для учета собственных и привлеченных средств банка и их размещения в различные активы, требований и обязательств по заключенным банком договорам. Ценности отражаются в учете в денежном выражении, как в российской, так и в иностранных валютах.

Натуральная оценка применяется для учета драгоценных металлов и драгоценных камней (в граммах и каратах) наряду с их стоимостной оценкой в денежном выражении в соответствии с официально установленной ценой.

Учет некоторых видов ценностей, таких как бланки ценных бумаг (акции, векселя, облигации) и бланки строгой отчетности (чековые книжки, справки и др.), ведется в натуральном выражении (количество единиц хранения) с одновременным отражением их в учете в денежном выражении в условной оценке: один рубль за единицу хранения.

Аналитический и синтетический учет в банке ведется в соответствии с учетной политикой, которую разрабатывает и утверждает каждая кредитная организация, основываясь на План счетов бухгалтерского учета и Правила ведения бухгалтерского учета, изложенных в нормативных документах Центрального банка РФ.

В составе учетной политики подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· формы первичных учетных документов для оформления операций, включая внутрибанковские операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов в альбомах Роскомстата;

· порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Наши рекомендации