Истоки и направления логистики
Логистика
Татьяна Анатольевна Родкина
Экзамен
Лекция № 1
Концептуальные методологические основы логистики
1. Истоки, определение и структура логистики как научной дисциплины
2. Этапы эволюции логистики
3. Парадигмы и методы логистики, основные методические принципы логистики
4. Цель и основные и задачи логистики
5. Объекты и субъекты в управлении логистикой
6. Логистические функции процессов и операций
7. Понятие логистической системы, логистического звена
8. Основные логистической концепции и примеры их реализации на практике
Литература: логистика под ред. Аникина и Родкиной 2006
логистика под ред Аникиной и Родкиной
Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика под ред. Аникиной и Родкиной, том 1,2,3;
1) Истоки, определение и структура логистики как научной дисциплины:
Истоки и направления логистики
1. начало
Древняя Греция
(счетное искусство) Логисты
Римская империя Логистики
(специалисты по
распределению продукции)
2. 16-18 вв. Военная логистика математическая логистика
(А.Джонини 1779-1865) (Г.Лейбниц 1646-1716)
3. Современность бизнес логистика
Военная логистика- совокупность способов доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению этих процессов
Математическая логистика – изучает математические закономерности при проектировании экономических, технических и других систем
Бизнес логистика –
Логистика в широком смысле- наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг, и связанных с ними информационных и финансовых потоков в микро, мезо и макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целью.
В узком смысле логистика - инструмент менеджмента, способствующий достижения целей организации бизнеса за счет эффективного управления материальными и сопутствующими потоками от первичного источника до конечного потребителя
В логистике как научной дисциплине выделяют следующие разделы в соответствии:
1. Логистика снабжения
2. Логистика производства
3. Сбытовая логистика(логистика распределения)
4. Управление запасами в логистических системах
5. Логистика складирования, грузопереработки и упаковки. Склад является сердцем логистической системы.
6. Транспортировка логистической системы
7. Информационные системы и технологии логистики
8. Управление финансовыми потоками логистической системы
2) Этапы эволюции логистики и характерные черты
Временные характеристики | Функции | Виды потоков | Вид и наименование логистики |
1920-1950 фрагментация | - материальное снабжение - организация грузоперевозок и складирования на стадии закупки | - материальный | Логистика снабжения (материальный менеджмент) |
1050-1970 становление | - управление сбытом - управление заказами | - материальный | - физ. распределение - сбытовая логистика дистрибьюция |
1979-1980 развитие | - производственное планирование - организация перевозок и складирование на стадии производства - управление запасами | - материальный - информац-й | - логистика производства - операционный менеджмент |
1980 – н.в. интеграция | - комплексный логистический сервис в цепи поставок | - материальный - информац-й - финансовый - сервичный | Интегрированная логистика и управление цепями поставок |
3) Парадигма-образец или пример использования
Парадигмы логистики:
1. Аналитическая
2. Информационно технологическая
3. Маркетинговая
4. Интегральная
Аналитическая парадигма. Суть - анализ стадии и особенности движения материального и сопутствующего потоков в цепи поставок и поиск оптимальных решений. Плюсы: действенный механизм реализации локальных логистических задач. Минус: отсутствие механизма интеграции в логистической цепи.
Информационно-технологическая парадигма. Суть- формализация составных частей логистического процесса при компьютерной поддержке процесса принятия решения. Плюсы: регламентация информационного обеспечения логистических процессов на базе современных технических и программных средств. Минусы: сложность формирования динамических моделей управления логистических систем.
Маркетинговая парадигма. Суть- построение рациональной логистической системы на основе маркетинговой стратегии организации. Плюсы: использование маркетинговых исследований в качестве исходной позиции. Минусы: субъективность качественных оценок, абстрактность и большая размерность модели
Интегральная парадигма. Суть- построение логистических систем через интеграцию материальных и сопутствующих потоков, игнорируя организационные отношения. Плюсы: макрологистическая координация. Минус: трудность в практической реализации из-за жесткости административных границ.
Методы логистики:
1. Кибернетический анализ
2. Исследование операций
3. Экономикоматематическое моделирование
4. Програмноцелевое управление
5. Функционально стоимостной анализ
6. Прогнозирование
Принципы логистики:
1. Системный анализ
2. Принцип тотальных затрат
3. Принцип глобальной организации
4. Координация и интеграция
5. Принцип информационно-компьютерной поддержки
6. Детализации
7. Гумманизации
8. Устойчивости и адаптивности
4) Цели и задачи логистики:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
критерии достижения цели
Основные логистические правила
Диаграмма 7R
Доставка:
1. нужного продукта
2. в нужном количестве
3. нужного качества
4. в нужное место
5. в нужное время
6. нужному потребителю
7. с оптимальными затратами
5. Объекты в логистике – все виды потоков (материальный и сопутствующий ему информационный, финансовый и сервисный потоки)
Материальный поток – находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция к которым применяются логистические функции. Имеет параметры: ассортимент, весовые характеристики, номенклатура, интенсивность (плотность, скорость)– основная характеристика
Интенсивность – количество единиц, входящей или исходящей продукции в единицу времени
Материальные ресурсы – это первая составляющая материального потока, это предметы труда, на что направлен труд производителя: сырье, основные вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, сборочные единицы, запасные части, топливо, отходы производства
Незавершенное производство – продукты не законченные в производстве в пределах данного предприятия
Готовая продукция – продукция, полностью прошедшая производственный цикл, сданная на склад или отгруженная потребителю
Информационный поток – совокупность сообщений в речевой и других формах, предназначенной для реализации логистических функций.
Показатели:
- объем (Кб, Мбайт)
- скорость (бит/сек)
Финансовый поток – совокупность денежных средств и других финансовых активов, формируемых в логистической системы для обслуживания материальных потоков
Сервисный поток - поток услуг, оказываемых и потребляемых участниками логистической цепи при продвижении материального и сопутствующего потоков. Определяется в стоимостном выражении
Основные качественные показатели:
- доступность
- надежность
- функциональность
Субъекты – структурированные элементы и отдельные исполнители, реализующие логистические функции в цепи поставок.
Существует 3 варианта организации субъектов управления:
1. централизованный
2. децентрализованный
3. специализированный (аутсорсинг логистических ресурсов)
a) централизованный
При централизованном способе вся деятельность сосредоточена в одном управлении и подчиняется высшему руководству компании через зам. Директора по логистике
«+» обеспечение высокой эффективности работ за счет интеграции логистического сервиса
«-» высокие затраты на содержание аппарата управления
б) децентрализованный
При таком способе организации функции разобщены по разным структурным подразделениям
«+» высокий уровень знаний предметной области специалистов по логистике в функциональной подсистеме
«-» дублирование однотипных логистических функций и низкая интеграция логистического сервиса
в) аутсорсинг – передача сторонней организации (контрактору или аутсорсеру) полностью или частично функций по логистическому обслуживанию материального и сопутствующих потоков
3 PL провайдер – Third Party Logistic
Эволюция моделей логистического аусорсинга
Распределение рынка логистического провайдера по типам
Среди провайдеров
1. Провайдеры транспортных услуг, владеющие собственными транспортными средствами (41%)
2. Провайдеры не имеющие собственные транспортные средства (31%)
3. Провайдеры складских услуг (25%)
Преимущества и недостатки логистического
аутсорсинга с позиции организации заказчика
Преимущества | Недостатки |
1. Снижение затрат 2. Снижение рисков 3. Повышение качества надежности продукции 4. Концентрация персонала на основном бизнесе 5. Эффективное использование чужого опыта | 1. Угроза утечки важной информации 2. Опасность передачи важной функции в чужие руки 3. Угроза отрыва персонала от бизнес практики 4. Обучение чужих специалистов вместо своих |
6) Логистические функции процедур и операции
Декомпозиция логистических процессов
Функции
Процедуры
Опрерации
Логистическая функция – обособленность логистических процедур и операций, направленных на реализацию поставок и задач, поставленных перед логистической системой
Логистический сервис
Основные функции (ф. о. базисные функции)
Ум и Сп в снабж-ии В произ-ве В сбыте
Обеспечивающие функции (сквозные, поддерживающие и вспомогательные)
УЗ УТ УС ИО ФО
Логистические процедуры – часть логистической функции, возникающей в результате ее декомпозиции и характеризующейся ее однородностью работ и принимаемых решений (выбор поставщика)
Процедуры делятся на логистические операции –любое действие, не подлежащее любой декомпозиции и связанное с управлением материальных и сопутствующих потоками
7) Понятие логистической системы, логистического звена
Логистическая система – организационно завершенная экономическая система, состоящая из звеньев, взаимосвязанных в едином процессе
Макро логистическая Микро логистическая
система система
Обхватывает юр. независимые предприятия Охватывает функциональные службы и
взаимодействие между которыми одной организации, занятой лог. сервисом
регламентируется соответствующими регламентируется в административном
договорами порядке
Звено лог. системы – функционально обособленный объект, выполняющий локальную цепь, связанную с определенными логистическими процедурами
Лог. цепь – множество звеньев логистической системы, линейно – упорядоченных, оптимизированных по материальному и сопутствующим потокам
Логистическая система
См. Рисунок
Семинар № 2
Функциональные области логистики:
- снабжение
- распределение (отсутствие распр. – неудовлетворенный потребитель)
- складирование
- управление запасами
Доставка 12000 гвоздей за год
12 000
48+0/2
1.01 1.01
руб
хранение Q/2*Z
доставка 12000
S/Q*A
Q
QZ/2=SA/Q
Системы управления запасами с фиксированными запасами
Q=Const
запас максимально желаемый уровень запасов (мжу)
пороговый уровень (пу)
страховой уровень (сз)
Системы управления запасами с фиксированными интервалом между заказами
I=Const
запас максимально желаемый уровень запасов (мжу)
страховой уровень (сз)
вт вт вт вт вт вт вт вт
Интервал между поставками – то оптимальное количество запасов, которое можно потратить за время поставки
Лекция №3
1. Понятийный терминологический аппарат. Структура, цель, задачи логистики снабжения
2. Место логистики в логистической системе. Формы логистики снабжения
3. Классификация закупок. Особенности международных и государственных закупок логистики снабжения
4. Основные процедуры функционального цикла логистики снабжения и особенности их реализации
b) Определение потребности в ресурсах
c) Выбор источника ресурсов
d) Подготовка и размещение заказа
e) Контроль выполнения и экспедирование заказа
f) Получение и проверка поставки
5. Организация выполнения материально-техническим обесцениванием в логистической системе
Литература: Линдер М, Фирон Х.