Целевые государственные внебюджетные фонды, их состав и значение

Госуда́рственные внебюдже́тные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения на всех уровнях управления, появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п. Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др. Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

8. Сущность финансов, их роль в распределении и перераспределении ВВП. Финансовая система Российской Федерации.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги (денежные средства, денежные потоки). Субъектами финансовых отношений в современном регулируемом хозяйстве являются домохозяйства, фирмы (организации), государство и внешний мир. Финансовые отношения - это денежные отношения.

Финансы - это «комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие субъекты и органы власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы» или «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач». Финансовые отношения осуществляются между хозяйствующими субъектами (в стране и за рубежом) и внутри хозяйствующих субъектов в процессе купли- продажи производственных ресурсов, реализации товаров и услуг, операций на финансовом рынке, который по существу уже стал мировым.

В результате движения денежных потоков распределяются между хозяйствующими субъектами, государством и внешним миром различные виды доходов как компоненты валового внутреннего продукта (ВВП):

Распределение ВВП по расходам показывает, какую долю ВВП использует на конечное потребление и валовое накопление каждый из субъектов финансовых отношений. В процессе распределения и перераспределения ВВП реализуется и регулирующая функция финансов. Исходя из поставленных стратегических и тактических целей, субъекты финансовых отношений воздействуют на изменения в объёме и структуре используемых финансовых ресурсах, в финансовых отношениях.

Контрольная функция финансов. Возможность количественного измерения денежных потоков доходов и расходов позволяет определять результативность и эффективность распределительных процессов, осуществляя финансовый контроль.

Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через: финансово-хозяйственный контроль в отдельных организациях (предприятиях), на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета; финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов; кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной и регулирующих функций.

Финансовая система представляет собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в которой выделяют: Сферу централизованных и децентрализованных финансов. В каждой из сфер, в свою очередь, выделяются звенья.

Централизованная сфера (финансы сектора государственного управления по классификации ООН) включает бюджетную систему РФ и государственный кредит. В децентрализованную сферу включают финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домохозяйств.

Основой финансовой системы в развитых странах являются финансы организаций и финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы или финансы хозяйствующих субъектов).

В России в сфере децентрализованных финансов формируется и используется преобладающая доля финансовых ресурсов страны

Наши рекомендации