Фин санкции, их виды и классификация
Финансовые санкции — это применение уполномоченными на то гос-ми органами и их должностными лицами к налогоплат-кам (юр. и физ. лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном админист-ми и фин-правовыми нормами порядке мер гос-го принуждения, выражающихся в ден. форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и гос-ных фин интересов, возмещения недополученных бюдж и внебюдж фондами ден поступл-й, а также наказания нарушителей. Таким образом, применение фин санкций влечет для виновных в совершении налоговых наруш-й наступление обременительных последствий имущественного и морального хар-ра.
Санкции финансовые – меры принудительного воздействия, выраж-ые в ден форме, применяемые к предприятиям в результате нарушения ими действующ. законод-ва в фин-хоз-ной деят-ти. По видам С.ф. подразд-ся на неустойки, штрафы, пени.
Неустойка – самый распростр-ый вид С.ф., широко примен-ся как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенна действ, законом или договором ден ∑, кот должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обяз-ва, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан показывать причинение ему убытков. Штраф - однократно выплачиваемая нарушителями обязательства ден ∑ (по общему правилу его размер опред-ся в твердой ден ∑). В отличие от штрафа пеня устанав-ся обычно! в % отношении к ∑ невыплаченного обяз-ва и начисл-ся непрерыв. за кажд. день просрочки в теч-ие опред-го врем-и или всего периода просрочки.
В завис-ти от правовых отнош-й начислении С.ф. подразд-ют на законные (т.е. опред-ные законом) и договорные (устанав-ся соглаш-ем сторон, опред-щим размер и усл-я взыскания). Источ-ки возмещ-я С.ф.: прибыль и иные фин-е ресурсы предпр-й, организ-й. ∑,уплач-ые в виде С.ф.,относятся к непроизводит-ым расходам. С.ф. взимаются с предпр-й, организ-й либо с их согласии, либо по реш-ю суда.
Наиболее часто совершаемым правонарушением явл-я нецелевое использ-е бюдж-х ср-тв, кот-е выраж-ся в направлении и использ-и их на цели, не соответствующие усл-ям получ-ия указ-ых ср-тв, определенным утвержденным бюдж, бюдж-ой росписью, уведомлением о бюдж-х ассигнованиях, сметой доходов и расх-в либо иными правовыми основаниями их получения.
В кач-ве примеров фин-х санкций можно привести также:
---взыскание в федер-ый бюдж с банков и иных кред-ых учреждений получ-ого дохода при задержке исполнения поруч-й налогоплат-ов на перечисление налогов в бюджет и использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (ч. 3 ст. 15 Закона «Об основах налоговой системы в РФ»;
---наложение штрафа в размере 10% ∑ налога, подлежащего взысканию, на предпр-я, учреждения и организации при нарушении установленного порядка перечисления подоходного налога с физич-х лиц (ст. 22 Закона «О подоходном налоге с физич-х лиц»).
10. Организация финового контроля: виды, формы, методы.
Фин контроль — это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния фин системы плановому или отчетному.
Финансовый контроль заключается в:
1) деят-ости специально созданных контролирующих органов за соблюдением фин закон-ва и фин дисциплины всех эк-ких субъектов;
2) управлении финансами и ден. потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Фин контроль имеет два различных аспекта. Гос. фин контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов гос-ва. Негос-ный фин контроль подразделяется на внутренний (внутрифирм-ный, корпор-й) и внешний (аудиторский).
Гл. цель гос. контроля—максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки гос. упр-авления, а негос-ного (внутрифирменного) — напротив, минимиз-ть отчисления в пользу гос-ва и др. издержки с целью повыш-я нормы прибыли на вложенный капитал.
Классификация форм контроля:
- обязательный контроль за фин деят-стью физ. и юр. лиц осущ-ся на основе закона (налог. проверки, контроль над целевым использ-ем бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных фин-бухгалтерской отчетности пред-тий и организаций и т.д.);
- инициативный (внутренний) контроль не установлен законодательно, но яв-ся неотъемлемой частью управ-ления финансами предприятия для достижения тактических и стратегических целей;
- предварительный фин контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений;
- текущий (оперативный) фин контроль производится в момент совершения денежных сделок, фин операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.;
- последующий фин контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной фин-вой и бух. документации; предназначен для оценки результатов фин деятельности экономических субъектов.
Различают следующие объекты контроля: бюджет; внебюджетные фонды; налоговые поступления; валют. поступления; кредит; страх-ие; инвестиции; ден-я масса.
Методы контроля:
1. Обследование — изучение широкого спектра финансово-эк-ких показателей обследуемого эк-го субъекта для определения его фин состояния и возможных перспектив развития.
2. Надзор производится контролирующими органами за эк. субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид фин деятельности.
3. Анализ фин состояния как разновидность фин контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бух-ской отчетности с целью общей оценки резул-тов фин деят-сти и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
4. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредит. организаций за использованием выданной ссуды и фин состоянием пред-тия-клиента; неэфф-ное испол-ние полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
5. Ревизия или проверка — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фин контроля. Это полное обследование финансово-хоз-ной деят-сти эк. субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Различают следующие виды финансового контроля:
1. Бюджетный контроль состоит в проведении комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использ-я средств федер-го бюджета и гос. внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства.
2. Налоговый контроль — система контроля за соблюдением налог. законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осущ-нием налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций.
3. Внутрифирменный фин контроль осущ-ся эк-кими службами самого предприятия — бухгалтерией, фин отделом, службой фин менеджмента и др. Службы внутр-го контроля постоянно следят за эф-тью и целесообразностью расходования ден-х ср-в, проводят анализ и сопоставление фактических фин результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов ИП, контролируют финансовое состояние предприятия.
4. Аудиторский контроль — деят-ть по установлению достоверности бух. и фин отчетности и соответствия произведенных фин и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.