Тема 7. Организация бухгалтерского учета и учетная политика

1. Понятие организации бухгалтерского учета, ее основные составляющие элементы.

2. Права и обязанности главного бухгалтера

3. Понятие и назначение учетной политики, основные принципы ее формирования

4. Характеристика содержания учетной политики: организационно-технические и методические аспекты.

5. Профессиональная этика и профессиональное суждение в бухгалтерском учете.

1. Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов учетного процесса для получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов.

Основные элементы организации бухгалтерского учета:

- выбор лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета;

-определение должностных обязанностей работников бухгалтерии;

- выбор степени централизации учета;

- выбор организационной структуры бухгалтерии.

(см. Кутер М.И. «Теория бухгалтерского учета».

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в возглавляемой им организации и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

Основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

- обеспечить сохранность имущества;

- обеспечить эффективность управления ресурсами;

- исчислить финансовый результат деятельности;

- определить налоговые обязательства.

Руководитель организации (предприятия) обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета необходимых документов и сведений.

Поскольку ответственность за ведение бухгалтерского учета Закон о бухгалтерском учете возлагает на главного бухгалтера (бухгалтера), то целесообразно, чтобы приказ по учетной политике организации и другие документы в обязательном порядке визировались главным бухгалтером (бухгалтером) организации или иным лицом, которому в соответствии с действующими нормами поручено ведение учета в организации.

Кроме того, руководитель организации несет юридическую ответственность за соблюдение законов, федеральных законов, федеральных конституционных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов Правительства РФ и других нормативных правовых актов.

Руководитель организации самостоятельно может определить (в зависимости от объема учетной работы) организационную систему бухгалтерского учета в соответствующей организации: возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Отнесение вопроса о форме организации ведения бухгалтерского учета к компетенции руководителя организации означает, что учредители, акционеры или другие участники соответствующего юридического лица, а также собственник имущества организации не вправе своими решениями непосредственно определять форму организации учетной работы.

Учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации производится на основании соответствующего приказа или распоряжения руководителя организации. В связи с этим в нем должны быть также предусмотрены соответствующие изменения и дополнения, вносимые в штатное расписание организации.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который и осуществляет руководство бухгалтерией. При этом необходимо учесть, что бухгалтерская служба как структурное подразделение соответствующей организации не обладает правами юридического лица.

В приказе (распоряжении) руководителя об учреждении бухгалтерской службы целесообразно утвердить Положение о бухгалтерской службе (бухгалтерии), а также должностные (служебные) инструкции работников бухгалтерии.

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неоформления отдельных хозяйственных операций.

Структура должностной инструкции работника бухгалтерии соответствует Положению о бухгалтерской службе и имеет следующие разделы: общие положения; функции работника; права и обязанности; взаимодействие с другими работниками бухгалтерии и организации; организация работы; правила оценки результатов работы.

Должностная инструкция работника бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. После ознакомления работника с должностной инструкцией он ставит отметку «Ознакомлен», дату и подпись.

В штатном расписании должны быть предусмотрены следующие данные: общее количество работников бухгалтерии, наименования должностей, система оплаты труда и размер заработной платы.

Ключевыми понятиями структуры управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, в которых заняты специалисты, выполняющие свои функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяют на вертикальные и горизонтальные (линейные и функциональные).

Бухгалтерская служба — структурная единица организации, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в форме сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. Структура бухгалтерской службы зависит от вида деятельности, размеров организации и т.д.

Бухгалтерская служба (бухгалтерия) представляет собой наиболее организованную часть информационного обеспечения управленческих решений. Это единственный источник поставки документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, хозяйственных процессах и результатах деятельности, долговых обязательствах, расчетах и претензиях.

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, видов деятельности и их отраслевой принадлежности, организации и технологии производства, наличия структурных подразделений и их территориального расположения, квалификации учетных работников и автоматизации учетных работ и др.

В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), вертикальная (л и ней но-штабная) и функциональная (комбинированная).

Прилинейной (иерархической) организации структуры бухгалтерии все работники бухгалтерии получают задания и отчитываются непосредственно перед главным бухгалтером (рис. 1). Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

Тема 7. Организация бухгалтерского учета и учетная политика - student2.ru

Рис. 1. Линейная (иерархическая) организация бухгалтерии

Привертикальной (линейно-штабной) организации аппарата бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии получают задания от старших бухгалтеров соответствующих звеньев управления (рис. 2) и отчитываются непосредственно перед старшими бухгалтерами.

Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях. При этом в структуре бухгалтерии могут создаваться отделы:

  • расчетный, который осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;
  • материальный, который ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;
  • кассовый, который учитывает кассовые операции, операции по счетам в банках;
  • производственный, который осуществляет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;
  • учета готовой продукции, которыйосуществляет учет готовой продукции на складах и ее реализации;
  • налогообложения, который ведет учет налоговых платежей и составляет налоговые декларации;
  • общий, который осуществляет остальные операции и отражает их в Главной книге, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность.

В крупных организациях кроме перечисленных могут выделяться отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Кроме того, в структуру бухгалтерии могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого учета, налогового учета.

Тема 7. Организация бухгалтерского учета и учетная политика - student2.ru

Рис. 2. Вертикальная организация бухгалтерии

Прифункциональной (комбинированной) организации специальные структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, которые выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации. При необходимости (большом объеме работ) в штат бухгалтерии может вводиться должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и их группами.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который руководит бухгалтерией.

Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленческой (аналитической, промышленной).

Финансовая (общая) бухгалтерия решает проблемы взаимоотношений организации с государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагентами. Организация финансовой бухгалтерии, соответствующая национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируется государством, а во многих случаях и группой государств в лице межправительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения организации, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров прибыли, направлениями се использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию,ал я опубликования в открытой печати.

Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия решает внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности работы по центрам ответственности и сегментам деятельности. В управленческой бухгалтерии организуют синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой продукции, расчетов с персоналом. Деятельность управленческой бухгалтерии не регламентируется государством. Основная ее цель заключается в представлении информации и ее анализе по центрам ответственности, прибыльности сегментов деятельности, обеспечении учета доходов (маржи) и расходов.

В структуре крупных организаций могут быть выделены филиалы, обособленные подразделения, представительства.

Статьей 55 ГК РФ определено, что филиалы или представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне его местонахождения. Основное различие между ними заключается в том, что филиалы полностью или частично выполняют функции создавшего его юридического лица, в том числе функции представительства интересов головной организации и их защиты.

Общим в положениях о филиалах и представительствах являются следующие позиции:

  • это юридические лица;
  • они действуют на основании доверенности;
  • они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (собственником).

Согласно ст. 55 ГК РФ, обособленные подразделения (филиалы и представительства) должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

НК РФ предусмотрено, что обособленными подразделениями организации являются любые территориально обособленные от нее подразделения, по местонахождению которых оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок не менее одного месяца.

Обособленное подразделение может быть признано независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах. От признания или непризнания наличия обособленного подразделения зависит порядок исчисления и уплаты налогов в бюджет как головной организацией, так и отдельными обособленными подразделениями, выделенными на самостоятельный баланс. Подразделения могут быть выделены на отдельный баланс, а могут остаться в составе головной организации.

Возможны следующие варианты организации бухгалтерского учета в структурных подразделениях организации:

  • структурное подразделение не выделено на отдельный баланс, учетный процесс осуществляет головная организация;
  • структурное подразделение выделено на отдельный баланс, но не имеет расчетных (текущих) счетов;
  • структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет текущий счет, но не осуществляет самостоятельно продажу товаров, продукции, работ, услуг (по существу, является затратным подразделением — представительством головной организации в рег ионе);
  • структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетные счета, самостоятельно осуществляет продажу товаров, продукции, работ, услуг.

В зависимости от уровня сосредоточения учетных функций в бухгалтерской службе организации различают централизованный и децентрализованный варианты организации бухгалтерского дела (рис. 3 и 4).

Тема 7. Организация бухгалтерского учета и учетная политика - student2.ru

Рис. 3. Централизованная организация учета

Прицентрализации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется синтетический и аналитический учет на основании первичных и сводных документов, поступающих из подразделений организации. В самих подразделениях происходит лишь первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности.

В случаедецентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по производственным подразделениям организации, где ведется аналитический и синтетический учет, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае сводит балансы подразделений, выполняет консолидацию баланса и отчетности по организации, контролирует постановку учета в подразделениях организации.

Тема 7. Организация бухгалтерского учета и учетная политика - student2.ru

Рис. 4. Децентрализованная организация учета

В случае передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета и отчетности централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру – специалисту заключается гражданско – правовой договор. Наиболее предпочтительным является в данном случае договор возмездного оказания услуг.

2. Права и обязанности главного бухгалтера см ст. 7 ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а т.ж. статью по след. адресу:

http://buh.ru/articles/documents/14969/

3. Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 80-х го­дов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accountig policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по междуна­родным стандартам бухгалтерского учета. В 1992 году этот термин был впервые закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федера­ции, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 (28.07.94 № 100).

Требования к учетной политике в области бухгалтерского учета и отчетности регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи­зации» ПБУ 1/2008.

Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и рас­крытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридиче­скими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций).

Формирование бух-ой информации, ее достоверность и полезность для пользователей воплощаяются в учетной политике хозяйствующего субъекта. Учетная политика дает возможность пользователям информации:

- определить порядок и способы получения отчетных данных ,

- иметь возможность проанализировать данные отчетности в динамике,

- своевременнно получать данные о сущесвтеннных изменениях в деятельности предприятия.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

В соответствии с действующим законодательством организация должна иметь две учетные политики: одну - по бухгалтерскому учету, вторую - по налоговому учету.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Требования к учетной политике в области налогообложения регламентируются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).

В соответствии со статьей 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/2008 и Налогового кодекса и в обязательном порядке должна быть оформлена приказом и утверждена руководителем организации. При этом она применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделе­ниями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. При формировании учетной политики организации по конкретному направле­нию ведения и организации учета осуществляется выбор одного из нескольких спо­собов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету.

Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего, организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная поли­тика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Содержание приказа об учетной политике должно раскрывать два направления:

· описание элементов организационно-технического характера:

- рабочий план счетов,

- формы первичных документов,

- порядок организации документооборота,

- форма бухгалтерского учета и техника обработки учетной информации,

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

· описание методологических способов ведения учета отдельных объектов:

по основным средствам

- о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных от­числений по отдельным объектам основных средств;

по нематериальным активам

- перечень нематериальных активов, подлежащих амортизации;

- способы начисления амортизации по отдельным видам нематериальных активов;

- способы отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчис­лений по нематериальным активам;

по материально-производственным запасам

- способы оценки материально-производственных запасов по их видам (в случае использования организацией счетов 15 и 16 это обязательно следует указать в учетной политике);

- способы списания МПЗ (метод средней, метод ФИФО);

- стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

по товарно-материальным запасам

- порядок оценки товаров в торговых организациях;

- порядок распределения заготовительно-складских расходов;

- методы оценки ценностей при их выбытии;

- для предприятий розничной торговли необходимо указать, используют ли они счет 42 «Торговая наценка»;

по финансовым вложениям

- порядок оценки долговых ценных бумаг;

- метод списания ценных бумаг с учета;

по учету затрат на производство и незавершенному производству

- установление объекта учета затрат при производстве продукции;

- определяет состав затрат, формирующих себестоимость производства продукции, которые учитываются по объекту учета затрат;

по учету выручки от реализации продукции

- метод оценки выручки (в рублях или в условных денежных единицах);

- метод определения выручки и финансового результата от выполненных работ;

- метод определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения (по отгрузке или по оплате);

по учету валютных операций

- учет курсовых разниц в течение отчетного периода;

другие элементы учетной политики.

Перечисленный состав и содержание приказа об учетной политике может вклю­чать и решение других методологических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации.

Основное назначение правил, утвержденных в учетной политике - обеспечение максимального эффекта от ведения бухгалтерского учета: своевременное и достоверное формирование финансовой и управленческой информации, оптимизация налоговых платежей законным образом, а также эффективное использование материальных и денежных ресурсов, ускорение оборачиваемости капитала. Все это позволяет влиять на размеры налоговых платежей, производимых за счет прибыли.

В соответствии с ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий деятельности:

- при реорганизации,

- при смене собственников,

при изменении видов деятельности и т.п.

Основная задача учетной политики – обеспечение равномерности получения доходов, хозяйствущие субъеты должны выбирать такие способы ведения учета, чтобы по возможности исключить резкие всплески и падения финансовых результатов.

На выбор учетной политики влияет целый ряд факторов, зависящих и не зависящих от хозяйствующего субъекта

Организации сами разрабатывают учетную политику, руководствуясь положением по бух/учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Данное положения позволяет хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности выбирать способы ведения учета, наиболее отвечающие особенностям его функционирования и экономической политике. В стабильных экономических условиях учетная политика разрабатываеися на длительную перспективу и направлена на получение высоких прибылей. В условиях высокой инфляции она должна быть сконцентрирована на оптимизации затрат.

Учетная политика организации оформляется приказом и обязательна к исполнению всеми подразделениями, входящими в его состав. В этом документе все вопросы учетной политики должны быть рассмотрены в следующих аспектах: организационно-техническои и методическом.

4. Организационно-технический аспект учетной политики

Учетная политика
Организация работы аппарата бухгалтерии
Форма бухгалтерского учета
Технология обработки информации
Рабочий план счетов
Система внутреннего учета и контроля
Инвентаризация
Отчетность
Публичность отчетности
Аудит

Под организацией работы бухгалетрии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форсма службы, порядок назначения и увольнения Гл. бух-ра, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бух/учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации,имеющегося парка Втехники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе елиного плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хояйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимается состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчности ее пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной отвественности работников; порядок использования бланков строгой отчетности ; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В разделе «Инвентаризация» следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств.

В разделе «Отчетность» должны быть отражены объем, строки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и оответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей.

В разделе «Аудит» следует зафиксировать вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.

Методический аспет учетной политики – выбор альтернативных вариантов ведения учета; он включает следующие вопросы:

Методический аспект учетной политики

Учетная политика
Методы начисления амортизации
Способы учета заготовления и оценки материальных ресурсов
Варианты учета затрат на ремонт ОС
Учет и погашение расходов будущих периодов
Оценка и учет доходов и расходов
Состав оценочных резервов
Дивидендная политика

Все изменения в учетной политике должны вводиться с начала финансового го­да, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Информация о них должна, как минимум, включать:

· причину изменения учетной политики;

· оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

· указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Таким образом, еще до наступления следующего за отчетным годом на предприятии следует провести следующие мероприятия:

· издать приказ, в котором перечислить изменения учетной политики, их причины и дать стоимостную оценку этих изменений:

· все изменения отразить в пояснительной записке при составлении годового отчета.

Утвержденные приказом руководителя и раскрытые в пояснительной записке новые (добавленные, измененные, уточненные) элементы учетной политики должны найти отражение в бухгалтерском учете организации.

5. Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой профессиональными бухгалтерами. Профессиональный подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны. Следовательно, профессия бухгалтера общественно значима. Это налагает на профессиональных бухгалтеров ответственность за соблюдение общественных интересов. Обязанности профессионального бухгалтера заключаются в удовлетворении потребностей не только отдельного клиента или работодателя, но и всего общества.

Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении только в том случае, если они будут предоставлять обществу свои услуги на высоком уровне, полностью оправдывая общественное доверие, так как пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности. Именно поэтому представители бухгалтерской профессии всего мира более всего заинтересованы в соблюдении не только высокого уровня качества работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень. Учитывая необходимость установления этих требований, Международная федерация бухгалтеров в 1998 г. принялаКодекс этики профессиональных бухгалтеров. Действующий Кодекс представляет собой свод этических требований, правил, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире. Он состоит из трех частей:

  • часть А применяется ко всем профессиональным бухгалтерам;
  • часть В применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
  • часть С применяется к наемным профессиональным бухгалтерам.

Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, обеспечении наилучших результатов работы и в целом — в выполнении требования соблюдать общественные интересы. Для достижения этих целей необходимо соблюдать следующие четыре основные требования:

1. Достоверность. В обществе существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.

2. Профессионализм. Есть потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.

3. Качество услуг. Нужна уверенность в том, что все услуги, оказанные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.

4. Доверие. Потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Кодекс разработан на базе следующих фундаментальных принципов:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Ему необходимо постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, требуемом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.

Кодекс может служить образцом для национальных этических рекомендаций. Он определяет ряд принципов, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры для достижения общих целей, независимо от культурных традиций и нормативных требований разных стран. На базе Кодекса разработан Кодекс этики члена ИПБ России, который претерпел изменения и в настоящее время действует редакция, вступившая в силу с 1 января 2008 г.

Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров в современных российских условиях дополняет административные и экономические механизмы. Его роль будет неуклонно возрастать по мере экономического развития страны и роста числа профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Кодекс этики членов ИПБ состоит из трех разделов:

I. Введение

II. Модель поведения профессионального бухгалтера:

  • Основные принципы
  • Подход, основанный на модели
  • Угрозы и меры предосторожности
  • Этические конфликты и их разрешение

III. Применение модели поведения в конкретных ситуациях:

А. Публично практикующие профессиональные бухгалтеры

  • Общие положения
  • Финансовая заинтересованность
  • Кредиты и гарантии
  • Тесные деловые отношения с клиентом
  • Семейные и личные отношения
  • Длительные контакты старшего персонала с клиентом
  • Активы, доверенные клиентом
  • Оплата и расценки
  • Подарки и знаки внимания
  • Настоящее или будущее судебное разбирательство

Б. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму:

  • Подготовка информации и представление ее в отчетности
  • Необходимый уровень квалификации
  • Финансовая заинтересованность
  • Провокации.

Цели Кодекса этики члена ИПБ России заключаются в следующем:

  • установление основных принципов, которые должны соблюдаться членами ИПБ России (руководителями профессиональных организаций, наемными бухгалтерами, работающими по договорам лицами учетной профессии);
  • определение правил поведения членов ИПБ, возглавляющих профессиональные организации (работающих индивидуально) и работающих по найму в профессиональных организациях;
  • установление порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям указанных принципов и правил поведения.

Положения Кодекса этики члена ИПБ России обязательны для всех членов этой организации. В нем определены фундаментальные принципы и требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, достоверность, профессионализм, высокое качество услуг, уверенность и др.

Кодекс этики члена ИПБ России во многом соответствует международному Кодексу, поскольку создан на его основе, но отражает национальные особенности хозяйственной деятельности России

Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» определено содержание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт.

Наши рекомендации