Характеристика деятельности студентов по реализации задач практики
Согласно плану, студент выполняет следующие задания:
• по учебной практике:
1) описание характеристики предприятия (организации): полного фирменного наименования, места нахождения, вида деятельности, организационной структуры управления, этапов развития фирмы;
2) составление конъюнктурного обзора товарного рынка, на котором функционирует предприятие (организация);
3) представление структуры торгового ассортимента (ассортиментной матрицы, номенклатуры товаров, брендов, марок);
4) описание элементов системы торгового обслуживания (сервиса);
5) изучение особенностей коммерческих условий договоров по купле-продаже товаров и способов расчетов за поставленные товары;
6) составление схемы организации и управления процессами закупки, продажи и продвижения товара до потребителя;
7) ознакомление с порядком государственного регулирования деятельности коммерческой организации;
8) изучение показателей, характеризующих эффективность закупок и продаж товаров.
• по производственной практике:
1) изучает и анализирует основные этапы договорной работы;
2) изучает содержание работ по закупке товаров: выявляет и анализирует источники закупки товаров, определяет спрос покупателей, участвует в формировании и предоставлении заказов поставщикам или заключении с ними договоров, осуществлении контроля за поставками и ведением претензионной работы, стимулировании сбыта;
3) знакомится с управлением товарными запасами: информацией о состоянии товарных запасов, использовании её для правильного определения объема закупок;
4) принимает участие в организации доставки товаров от поставщика (или отгрузки товарополучателю) и знакомится с транспортно-экспедиционными операциями на этапах отправления и приемки товаров, при доставке их автомобильным и железнодорожным транспортом;
5) знакомится с организационной структурой склада и функциями его работников, комплексов операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения и подготовкой к отпуску покупателям; изучает организационно-экономические принципы хранения;
6) выполняет в качестве дублёра следующие операции: приемку товаров на складе (в магазине), проверку товаров по количеству и качеству, оформление приемно-сдаточных документов, регистрацию принятых товаров;
7) изучает принципы хранения товаров в магазине: планирование складской площади, размещение товаров, обеспечение их безопасности, организацию учета и отпуска товаров со склада, применение подъемно-транспортного оборудования;
8) изучает организацию работ по продажам товаров методами, существующими на предприятии и способствующим увеличению товарооборота и прибыли; изучает экономические, технологические и социальные показатели, характеризующие продажи товаров, работу по их стимулированию; знакомится с оформлением документов и учетом товаров в процессе продажи.
При прохождении практики студенту-практиканту необходимо учитывать особенности коммерческой деятельности конкретного предприятия (организации), т.к. от этого будет зависеть содержание и структура материалов отчета.
В качестве примера, даны наиболее распространенные базы практики и вопросы для проработки.
База практики - оптовое торговое предприятие
1. Ознакомиться с уставом (положением) предприятия, его функциями и задачами, организационной структурой управления, должностными инструкциями работников.
2. Изучить социально-экономические показатели функционирования предприятия, его конкурентоспособность и перспективы.
3. Изучить основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (состояние материально-технической базы, объем товарооборота, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, издержки обращения, рентабельность и т.п.).
4. Изучить источники информации о спросе на закупаемые товары. Оценить эффективность используемых методов определения потребности в товарах.
5. Изучить основных поставщиков товаров, предлагаемый ими ассортимент.
6. Проанализировать сложившуюся структуру связей с поставщиками и покупателями, содержание договоров поставки и прилагаемых к ним спецификаций. Изучить систему оперативного учета и контроля за выполнением договоров поставки, претензионную работу. Оценить состояние договорной работы на предприятии.
7. Изучить работу по формированию торгового ассортимента на предприятии. Оценить полноту и стабильность ассортимента.
8. Изучить коммерческую работу по оптовой продаже товаров розничным предприятиям, средства стимулирования оптовой продажи и их эффективность.
9. Разработать конкретные предложения (рекомендации) по улучшению коммерческой работы на предприятии для повышения его конкурентоспособности.
База практики - розничное торговое предприятие
1. Ознакомиться с уставом предприятия, его функциями и задачами. Изучить организацию управления в магазине, ознакомиться с должностными инструкциями.
2. Изучить район деятельности магазина и оценить его месторасположение.
3. Проанализировать динамику основных экономических показателей торговой деятельности магазина (объем и структура товарооборота, издержки обращения, валовой доход, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, рентабельность, нагрузка на одного продавца, товарооборот на 1 кв.м. торговой площади).
4. Оценить работу по изучению спроса в магазине. Провести анкетный опрос покупателей с целью изучения спроса на конкретный товар и проанализировать полученные материалы.
5. Изучить основных поставщиков товаров, их долю в общем объеме поставок и предлагаемый ими ассортимент.
6. Оценить состояние договорной работы с поставщиками товаров, изучить опыт прямых связей с производственными предприятиями, систему оперативного учета и контроля за выполнением договоров поставки, претензионную работу. Проанализировать содержание одного из договоров поставки и дать ему критическую оценку.
7. Ознакомиться с ассортиментным перечнем товаров. Оценить фактическое состояние ассортимента, его полноту и стабильность.
6. Проанализировать сложившуюся структуру связей с поставщиками и покупателями, содержание договоров поставки и прилагаемых к ним спецификаций. Изучить систему оперативного учета и контроля за выполнением договоров поставки, претензионную работу. Оценить состояние договорной работы на предприятии.
7. Изучить работу по формированию торгового ассортимента на предприятии. Оценить полноту и стабильность ассортимента.
8. Изучить коммерческую работу по оптовой продаже товаров розничным предприятиям, средства стимулирования оптовой продажи и их эффективность.
9. Разработать конкретные предложения (рекомендации) по улучшению коммерческой работы на предприятии для повышения его конкурентоспособности.
База практики - розничное торговое предприятие
1. Ознакомиться с уставом предприятия, его функциями и задачами. Изучить организацию управления в магазине, ознакомиться с должностными инструкциями.
2. Изучить район деятельности магазина и оценить его месторасположение.
3. Проанализировать динамику основных экономических показателей торговой деятельности магазина (объем и структура товарооборота, издержки обращения, валовой доход, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, рентабельность, нагрузка на одного продавца, товарооборот на 1 кв.м. торговой площади).
4. Оценить работу по изучению спроса в магазине. Провести анкетный опрос покупателей с целью изучения спроса на конкретный товар и проанализировать полученные материалы.
5. Изучить основных поставщиков товаров, их долю в общем объеме поставок и предлагаемый ими ассортимент.
6. Оценить состояние договорной работы с поставщиками товаров, изучить опыт прямых связей с производственными предприятиями, систему оперативного учета и контроля за выполнением договоров поставки, претензионную работу. Проанализировать содержание одного из договоров поставки и дать ему критическую оценку.
7. Ознакомиться с ассортиментным перечнем товаров. Оценить фактическое состояние ассортимента, его полноту и стабильность.
8. Ознакомиться с методами продажи товаров в магазине и видами дополнительных услуг, оказываемых покупателям.
9. Изучить средства рекламы и методы стимулирования продажи товаров в магазине.
10. Разработать конкретные предложения по совершенствованию коммерческой деятельности магазина.
База практики - производственное предприятие
1. Ознакомиться с уставом предприятия, организационной структурой управления. Изучить структурное построение коммерческих служб предприятия и их основные функции.
2. Изучить социально-экономические условия функционирования предприятия и проанализировать динамику основных показателей деятельности.
3. Ознакомиться с организацией закупки сырья и материалов на предприятии, определить критерии выбора поставщиков, изучить договоры поставки сырья и материалов.
4. Оценить работу по изучению спроса на производимую продукцию.
5. Ознакомиться с ассортиментом выпускаемой продукции и проанализировать его структуру.
6. Оценить организационную работу по сбыту готовой продукции на предприятии, организацию коммерческой работы по оптовой продаже, провести анализ эффективности сбытовой деятельности.
7. Оценить состояние договорной работы с оптовыми покупателями и рассчитать долю прямых поставок в предприятия розничной торговли в общем объеме продаж.
8. Изучить организацию продажи через собственную фирменную сеть.
9. Ознакомиться с рекламно-информационной работой предприятия, методами стимулирования сбыта.
10. Определить пути совершенствования коммерческой деятельности производственного предприятия.
База практики - предприятие потребительской кооперации (потребительское общество, потребсоюз)
1. Ознакомиться с уставом предприятия, его функциями и задачами, организационной структурой управления, должностными инструкциями работников.
2. Изучить социально-экономические условия функционирования предприятия, конкурентную среду.
3. Ознакомиться с задачами коммерческой работы по отраслям деятельности.
4. Проанализировать основные экономические показатели деятельности (объем товарооборота, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, издержки обращения, рентабельность и т.д.).
5. Ознакомиться с организацией работы по изучению спроса покупателей.
6. Изучить основных поставщиков товаров и проанализировать сложившуюся структуру хозяйственных связей. Отразить удельный вес в поставках продукции собственного производства.
7. Оценить состояние договорной работы на предприятии.
8. Изучить вопросы формирования ассортимента и его контроля на предприятии.
9. Изучить содержание коммерческой работы по продаже товаров и ее стимулированию.
10. Разработать конкретные предложения по улучшению коммерческой работы на предприятии.