В случае представления уточненной декларации

4.1. Вправе ли инспекция при камеральной проверке уточненной декларации истребовать документы, не касающиеся изменений, внесенных в первоначальную декларацию? Можно ли привлечь к ответственности за непредставление таких документов (ст. ст. 81, 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)? >>>

4.2. Обязан ли налогоплательщик представлять документы по требованию, которое выставлено в ходе камеральной проверки, впоследствии прекращенной в связи с представлением налогоплательщиком уточненной декларации? Можно ли привлечь к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) документов по такому требованию (п. 9.1 ст. 88, ст. 126 НК РФ)? >>>

Вправе ли инспекция при камеральной проверке уточненной декларации истребовать документы, не касающиеся изменений, внесенных в первоначальную декларацию? Можно ли привлечь к ответственности за непредставление таких документов (ст. ст. 81, 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Статьей 93 НК РФ установлено право налоговых органов истребовать необходимые для проверки документы. Невыполнение требования инспекции влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, обязан ли налогоплательщик представлять документы, не касающиеся изменений, внесенных в первоначальную декларацию, и можно ли применить к нему меры ответственности за непредставление таких документов.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым истребование документов, не связанных с внесенными в декларацию изменениями, является незаконным, а привлечение к ответственности за непредставление таких документов неправомерно.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2008 N Ф04-4512/2008(8603-А46-31) по делу N А46-11095/2007

Суд указал, что инспекция при проверке уточненной декларации истребовала документы, не касающиеся изменений, которые внесены в первоначальную декларацию. Суд пришел к выводу о том, что подобные действия налогового органа противоречат нормам ст. 88 НК РФ и целям камеральной проверки. Инспекция незаконно привлекла налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Постановление ФАС Московского округа от 26.04.2007 N КА-А40/222-07 по делу N А40-12723/06-90-78

Суд отметил, что налоговый орган нарушил положения ст. 88 НК РФ, истребовав у налогоплательщика документы, не касающиеся изменений, внесенных уточненной декларацией.

Обязан ли налогоплательщик представлять документы по требованию, которое выставлено в ходе камеральной проверки, впоследствии прекращенной в связи с представлением налогоплательщиком уточненной декларации? Можно ли привлечь к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) документов по такому требованию (п. 9.1 ст. 88, ст. 126 НК РФ)?

Статьей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов в инспекцию в установленный срок.

При этом согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ, в случае если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, обязан ли налогоплательщик представлять документы по требованию, которое выставлено в ходе камеральной проверки, впоследствии прекращенной в связи с представлением уточненной декларации. Правомерно ли привлечение к ответственности за непредставление документов по такому требованию?

Официальной позиции нет.

Есть Постановление ФАС, в котором указано, что требования, выставленные в рамках прекращенной камеральной проверки первичной декларации, теряют свою обязательную силу. Также имеется судебный акт, согласно которому нельзя привлечь налогоплательщика к ответственности за неисполнение таких требований. Аналогичное мнение выражено и автором.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Московского округа от 09.09.2010 N КА-А41/10459-10 по делу N А41-25996/09

Суд установил, что инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление документов по требованию, выставленному в ходе камеральной проверки, прекращенной в связи с представлением уточненной декларации. Как указал суд, поскольку налогоплательщик не обязан представлять документы по требованию, выставленному в ходе проверки первоначальной декларации, нет и оснований для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/2101-11 по делу N А40-22447/10-142-92

Суд отметил, что в соответствии со ст. 88 НК РФ представление уточненной налоговой декларации означает прекращение камеральной проверки первичной декларации. Соответственно, все требования, выставленные в рамках этой проверки, теряют свою обязательную силу.

Консультация эксперта, 2010

Автор рассмотрел следующую ситуацию: инспекция направила требование о представлении документов в ходе камеральной проверки первичной декларации и после представления уточненной декларации больше документы не истребовала. За непредставление документов налогоплательщик привлечен к ответственности.

По мнению автора, требование о представлении документов, выставленное инспекцией в ходе камеральной проверки первичной декларации, прекращает свое действие с началом новой проверки на основе уточненной декларации. В связи с этим отсутствует возможность для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

5. ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ЗА РАМКАМИ ПРОВЕРКИ

5.1. Вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов до начала камеральной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)? >>>

5.2. Вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов по истечении срока камеральной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)? >>>

5.3. Вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов, если оно будет получено налогоплательщиком по истечении срока камеральной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)? >>>

5.4. Вправе ли инспекция истребовать документы, если срок исполнения требования истекает после окончания выездной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)? >>>

Вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов до начала камеральной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Статьей 93 НК РФ установлено, что должностное лицо инспекции вправе истребовать необходимые для проверки документы. При этом возникает вопрос о правомерности истребования документов, если камеральная проверка еще не начата.

Официальной позиции нет.

Имеется судебное решение, согласно которому истребование документов до получения налоговой декларации неправомерно.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2009 по делу N А55-17252/2008

Суд указал, что, поскольку требования были выставлены до получения налоговой декларации, привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ неправомерно.

Вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов по истечении срока камеральной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Статьей 93 НК РФ установлено, что должностное лицо инспекции вправе истребовать необходимые для проверки документы. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. При этом возникает вопрос о правомерности истребования документов по истечении срока проведения камеральной проверки.

Согласно официальной позиции направление требования о представлении документов по истечении срока камеральной проверки неправомерно. Такая же позиция выражена в судебных решениях, в том числе в Постановлении Президиума ВАС РФ, и в работе автора.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75

Финансовое ведомство указало, что, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрено продление срока камеральной проверки, налоговый орган вправе истребовать необходимые документы только в ходе ее проведения.

Письмо Минфина России от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471

Финансовое ведомство разъяснило, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность истребовать документы по истечении срока проведения камеральной проверки.

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09 по делу N А40-53471/08-118-252

Суд отметил, что направление требования о представлении документов более чем через 11 месяцев после подачи налоговой декларации является незаконным.

Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2912-09 по делу N А40-70189/08-98-321

Суд указал, что истребование документов допустимо лишь в рамках камеральной проверки и в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком декларации. Требование, выставленное с нарушением срока, исполнению не подлежит в силу пп. 10, 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/14322-10 по делу N А40-160453/09-4-1253

Суд указал, что направление инспекцией требования о представлении документов за пределами отведенного на камеральную проверку трехмесячного срока является незаконным. Непредставление документов по такому требованию не может являться основанием для вывода о неуплате налога.

Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КА-А40/6657-10 по делу N А40-131877/09-111-956

Суд установил, что требование о представлении документов было направлено налогоплательщику за рамками камеральной налоговой проверки. Суд указал, что доказательства, полученные за рамками камеральной проверки, не могут быть положены в основу решения о привлечении к ответственности.

Статья: Документы для проверки. Запрос из инспекции (Романов В.) ("Современный предприниматель", 2008, N 6)

Автор считает, что неисполнение требования, выставленного за пределами срока проверки, не может быть основанием для привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ. Автор также предлагает в этом случае направить в инспекцию заявление следующего содержания: "Представить документы не можем, так как истек срок проведения камеральной проверки, установленный ст. 88 НК РФ".

Вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов, если оно будет получено налогоплательщиком по истечении срока камеральной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Статьей 93 НК РФ установлено, что должностное лицо инспекции вправе истребовать необходимые для проверки документы. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. При этом возникает вопрос о правомерности неисполнения требования о представлении документов, которое было направлено в пределах срока проведения камеральной проверки, но получено налогоплательщиком по истечении этого срока.

Официальной позиции нет.

Имеется судебное решение, согласно которому при получении требования после окончания срока проведения камеральной проверки привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ нельзя.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.07.2007 N Ф04-4768/2007(36383-А70-37) по делу N А70-9995/20-2006

Суд указал, что неисполнение налогоплательщиком требования, полученного по истечении срока проведения камеральной проверки, не влечет ответственность по ст. 126 НК РФ, даже если требование было направлено во время проведения проверки.

Вправе ли инспекция истребовать документы, если срок исполнения требования истекает после окончания выездной проверки? Можно ли привлечь к ответственности за неисполнение такого требования (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Статьей 93 НК РФ установлено, что должностное лицо инспекции вправе истребовать необходимые для проверки документы. Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ при проведении выездной проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Возникает вопрос о правомерности истребования документов, если установленный срок исполнения требования выходит за пределы срока выездной проверки.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции налогоплательщик обязан исполнить требование о представлении документов, даже если срок его исполнения выходит за пределы срока выездной проверки. Неисполнение такого требования влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Такого же мнения придерживается автор.

В то же время имеются судебные акты и работа автора, согласно которым если срок исполнения требования выходит за пределы срока выездной проверки, то непредставление документов не влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Инспекция вправе направлять требование о представлении документов, срок исполнения которого истекает после окончания выездной проверки. Неисполнение такого требования влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ

Письмо Минфина России от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58

По мнению финансового ведомства, Налоговый кодекс РФ не предусматривает оснований для оставления требования о представлении документов без исполнения. Даже если требование направлено в последние дни выездной проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании проверки, невыполнение такого требования влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 17.01.2008 N 03-02-07/1-19

Консультация эксперта, 2008

По мнению автора, если организация получила требование о представлении документов до окончания срока проведения выездной проверки, то она обязана его исполнить в установленные сроки, даже если требование вручено в последний день проверки. Неисполнение такого требования влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Позиция 2. Инспекция не вправе истребовать документы, если срок исполнения требования истекает после окончания выездной проверки. Привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за неисполнение такого требования неправомерно

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.10.2011 по делу N А53-23465/2010

Суд установил, что требование о представлении документов было вручено обществу за один день до окончания выездной налоговой проверки. Ввиду этого общество не могло исполнить данное требование в пределах срока проверки. Как указал суд, в таком случае налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности на основании ст. 126 НК РФ.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.02.2012 по делу N А79-2715/2011

Суд установил, что требование о представлении документов направлено налогоплательщику в день составления справки об окончании проверки.

ФАС отметил, что в день окончания проверки налогоплательщик перестает быть проверяемым лицом и у него отсутствует обязанность по представлению документов после указанного дня. При таких обстоятельствах привлечение к ответственности неправомерно.

Аналогичные выводы содержит...

Консультация эксперта, 2012

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2012 по делу N А29-164/2011 (Определением ВАС РФ от 20.07.2012 N ВАС-8442/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что требование о представлении документов было вручено налогоплательщику одновременно со справкой об окончании выездной проверки. Оба документа датированы одним числом.

По мнению инспекции, в законодательстве нет запрета на истребование документов с момента вручения справки об окончании проверки до составления акта по ее результатам. Однако суд отклонил этот довод и указал, что в данном случае налогоплательщик не был обязан представлять документы в инспекцию. Значит, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2011 по делу N А26-285/2011 (Определением ВАС РФ от 08.02.2012 N ВАС-469/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что требования о представлении документов вручены налогоплательщику в период выездной проверки. Однако проверка была завершена до окончания срока представления документов. Как указал суд, истребование инспекцией документов вне связи с мероприятиями налогового контроля не может повлечь привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2010 N КА-А41/9668-10 по делу N А41-7289/09

Суд отметил, что выездная проверка была завершена до окончания установленного в требовании срока представления документов. Суд сделал вывод об истребовании документов вне рамок налогового контроля, поскольку инспекция в силу ст. ст. 89, 100, 101 НК РФ не может проводить анализ документов, полученных после окончания проверки. Следовательно, привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2009 N Ф04-4038/2009(10171-А03-42) по делу N А03-13020/2008

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2009 N Ф03-4818/2009 по делу N А24-5099/2008

Суд указал, что требование о представлении документов было направлено за несколько дней до истечения срока проведения выездной проверки. Ввиду того что исполнить такое требование до окончания проверки невозможно, вина налогоплательщика в непредставлении документов отсутствует.

Наши рекомендации