Недобросовестная конкуренция на товарном рынке

Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (ст. 10-bis Конвенции по охране промышленной собственности). Указанные положения подлежат учету при анализе вопроса о том, является ли действие актом недобросовестной конкуренции[551].

Закон о защите конкуренции конкретизирует понятие недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Закона).

Недобросовестная конкуренция рассматривается в качестве активного поведения (действия). Такие действия направлены на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, хотя согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию.

Действия противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота. Кроме того, могут противоречить требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что влечет установление смыслового наполнения данных категорий исходя из общих положений гражданского законодательства.

Действия, составляющие недобросовестную конкуренцию, причинили убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, нанесли вред их деловой репутации либо создают опасность таких последствий. Закон в качестве условия установления факта недобросовестной конкуренции определяет наличие конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом — нарушителем и хозяйствующим субъектом, являющимся потерпевшей стороной, не относя к числу последних лиц потребителей.

Субъектами недобросовестной конкуренции являются хозяйствующие субъекты (группы лиц).

Классификация действий, составляющих недобросовестные конкурентные проявления, может проводиться по различным основаниям. В частности, разграничение недобросовестных конкурентных действий, установленных Законом, предлагается исходя из перечня актов недобросовестной конкуренции, указанных в Конвенции по охране промышленной собственности (смешение между деятельностью, дискредитация, введение в заблуждение)[552].

В Законе определены разновидности недобросовестных конкурентных действий, которые принято рассматривать в качестве форм недобросовестной конкуренции. Закон перечисляет такие формы, устанавливает возможность отнесения и иных действий к таковым. Согласно ст. 14 Закона не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Следует учитывать, что признание недобросовестной конкуренцией только действий по использованию товарного знака, но не по его государственной регистрации не является основанием оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку[553]. Признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку осуществляется во внесудебном порядке, что не исключает последующего судебного контроля акта органа исполнительной власти[554].

Недобросовестные конкурентные действия нередко находят проявление в форме ненадлежащей рекламы. В связи с этим встает вопрос о квалификации данных действий в качестве недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы. В правоприменительной практике вопрос решен в пользу ненадлежащей рекламы[555], но ученые предлагали и иные варианты решения этой проблемы[556].

Наши рекомендации