Тема - номинативное предложение

ТЕМА-ВОПРОС

· В каких ситуациях нужно прислушаться к голосу разума?

· Всегда ли нужно прислушиваться к голосу разума?

· В каких ситуациях нужно прислушаться к голосу сердца?

· К чему стоит прислушиваться: к разуму или чувствам?

· Чем чаще руководствуется человек: разумом или чувствами?

· Должен ли разум брать верх над чувствами?

· Чувства сильнее разума… Справедливо ли это?

· Должен ли человек жить, повинуясь чувствам?

ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ

· "Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств". (М. М. Пришвин)

· "Чувство — огонь, мысль — масло". (В. Г. Белинский)

· "Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным". (Лукреций)

· "Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет..." (Пьер Симон Балланш)

· "Никогда не считайте бесполезным подчиняться влиянию, которое может пробудить в вас благородные чувства". (Джон Рескин)

· "Я думаю чувством, а чувствую мыслью". (Мигель де Унамуно)

· "Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму". (Теодор Драйзер)

· "Если разум творит человека, то чувство руководит им". (Жан Жак Руссо)

· "У сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен". (Паскаль)

· "Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать". (Жубер)

· "Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой". (Джеффри Чосер)

· "Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой". (В. Г. Белинский)

· "Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти". (Шамфор)

· "Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла". (Фирдоуси)

ТЕМА - НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

· Спор разума и чувства…

· Разум и чувство: единство или противоборство.

«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ. Тезис Порой возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие. Помогая кому-то, порой приходится нарушать правила. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка. Аргументы Многие писатели обращались к теме чести. Так, Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл вазартные игры тема - номинативное предложение - student2.ru . Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм. Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что порой неразумные, продиктованные чувством милосердия, поступки могут помочь человеку. В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления»автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.
НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ. Тезис Порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими. Аргументы Обратимся к В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» - вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ. Тезис Должен ли человек всегда прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. Иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям. Аргументы Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело болен, пришел в аптеку. Ему не хватило нескольких копеек для покупки так необходимого ему лекарства. Провизор мог бы руководствоваться чувством сострадания и помочь больному, но не сделал этого. Он поступил, казалось бы, разумно, по правилам: нельзя отдавать товар, если за него не заплатили. Но к чему привело это решение? Свойкин вернулся домой за деньгами и потерял сознание, возможно, он даже умрет, так и не получив помощи. Мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру, порой они имеют весьма трагические последствия. Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя. Обратимся к повести А.Лиханова«Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины - тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.
РАЗУМ И ЧУВСТВА .ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА Тезис Чувства или разум? В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации. Аргументы Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию. Обратимся к произведению Н.В.Гоголя«Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой - он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна!.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.
«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УМЕТЬ СОВЛАДАТЬ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ. Тезис Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», такие, как сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные, то нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума. Аргументы Так, в рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ОПЫТ И ОШИБКИ"

ТЕМА-ВОПРОС

· На каких ошибках люди учатся?

· Учиться на ошибках или избегать их?

· Можно ли учиться на чужих ошибках?

· Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

· Что такое жизненный опыт?

· Возможно ли приобретение жизненного опыта без ошибок?

· Какие ошибки можно назвать непоправимыми?

· Какие уроки дает человеку история его народа?

· Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?

· Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

· Какой опыт даёт человечеству война?

· Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

· Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

· Какие урок может дать нам опыт человечества?

· Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ

· "Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг". (Джоан Коллинз)

· Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

· "Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед". (У. Ченнинг)

· "Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны". (Александр Грин)

· "Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти". (Рабиндранат Тагор)

· "Ошибка одного — урок другому". (Джон Рей)

· "Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика". (Т. Карлейль)

· "Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других". (М. Нуайме)

· "НИсточник нашей мудрости – наш опыт". (Саша? Гитри)

· "Из истории мы черпаем опыт". (Иоганн Готфрид Гердер)

· "Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!" (Клод Адриан Гельвеций)

· "Опыт бывает скорбный, но он преображается в знание, а знание преображается в мудрость, которая делается руководителем души". (Анни Безант)

· "Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все". (Василий I Македонянин)

Наши рекомендации