Изучение и оценка информационной базы клиента
Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
Основные элементы планирования
Изучение и оценка информационной базы клиента
Оценка существенности в аудите
Изучение и оценка системы внутреннего контроля в ходе аудита
Оценка аудиторского риска
Подготовка и составление общего плана аудита
Подготовка и составление программы аудита
Основные элементы планирования
Аудиторская проверка, как правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем около 2-3 недель). Из-за таких ограничений провести сплошную проверку финансово-хозяйственной деятельности средних, а тем более крупных организаций не всегда представляется возможным. В связи с этим большое значение приобретает разработка правильной стратегии и тактики аудиторской проверки – ее планирование.
Планирование аудита – это один из обязательных этапов аудиторской проверки, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, составлении общего плана аудита, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.
Планирование необходимо:
1) для выбора тактики и методики аудита, которая наиболее полно отвечает поставленным целям;
2) для выполнения и контроля работ;
3) для сосредоточения внимания на главных аспектах проверки;
4) для оценки аудиторского риска.
Планирование условно можно разделит на два этапа:
1) предварительное планирование:
а) изучение и оценка информационной базы клиента и факторов, влияющих на его деятельность;
б) оценка существенности (материальности);
в) изучение и предварительная оценка системы бухгалтерского учета и СВК;
г) предварительная оценка аудиторского риска;
2) собственно планирование аудита (выработка стратегии и тактики):
а) подготовка и составление общего плана аудита, стратегии аудита;
б) подготовка и составление программы (тактики) аудита.
Рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности клиента приведены в Правиле (стандарте) № 3 «Планирование аудита».
Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Изучение и оценка информационной базы клиента
Приобретение знания о бизнесе клиента является важной частью планирования работы. Такая информация помогает аудитору выявить события, операции и практику, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность.
Поэтому до заключения договора аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве деятельности субъекта, подлежащего аудиту. После заключения договора собираются дополнительные и более подробные сведения. В ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.
Во время предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и получить общую информацию:
1) о специфике деятельности клиента;
2) об отраслевых особенностях его работы;
3) об организационно-управленческой структуре;
4) о технологических, производственных, финансовых и других связях;
5) о наличии дочерних и зависимых организаций;
6) о юридических обязательствах;
7) о СВК;
8) о результатах финансово-хозяйственной деятельности и требований к его отчетности;
9) об общем уровне компетентности руководства.
Основными источниками информации о клиенте являются:
1) документы, подготовленные субъектом (учредительные документы, планы маркетинга, должностные инструкции, протоколы заседаний совета директоров и собраний акционеров, контракты, договорные соглашения);
2) встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом организации-клиента (обсуждение проблем с работниками управления, которые позволяют получить информацию из первых рук);
3) посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов (предоставляют возможность убедиться в наличии и сохранности активов, составить представление об условиях производства);
4) внешние и внутренние отчеты и публикации (публикации в деловой и периодической печати, аналитические отчеты по отрасли, сравнения с основными конкурентами и среднеотраслевыми показателями, государственное и налоговое законодательства, нормативные акты, официальные заявления, финансовые отчеты, ежемесячная финансовая информация, бюджеты, прогнозы, проекты, внутренние отчеты аудиторов, учетная политика);
5) беседы с внутренними аудиторами и обзор их отчетов;
6) беседы с другими аудиторами, юристами и другими консультантами, которые оказывали услуги данному субъекту или в данной отрасли;
7) предыдущий опыт работы с данным субъектом и его отраслью.
При предварительном планировании наиболее важно определение:
1) связанных и ассоциированных с экономическим субъектом сторон;
2) вида и объема операций между ними;
3) займов и финансовой помощи;
4) взаимозадолженности.
Процедуры оценки рисков:
1) запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица;
2) аналитические процедуры;
3) наблюдение и инспектирование (наблюдение за различными отраслями деятельности и операциями клиента, инспектирование документов, учетных записей, изучение отчетов, подготовленных руководством, посещение административных зданий и производственных помещений клиентов);
4) прочие аудиторские процедуры.
Характер, сроки и объем выполняемых процедур оценки риска зависят от масштаба, сложности деятельности клиента и опыта работы аудитора с ним.