Общая характеристика субъектов налоговых правоотношений

Субъекты налоговых правоотношений

1. Общая характеристика субъектов налоговых правоотношений.

2. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений.

3. Плательщики налогов, сборов (пошлин).

4. Иные субъекты налоговых правоотношений.

Общая характеристика субъектов налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений — это коллек­тивные образования и физические лица, способные быть участниками в налоговых правоотношениях и выступа­ющие как носители прав и обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Перечень участников (субъектов) налоговых правоотношений содержится в статье 4 Налогового кодекса Республики Беларусь.

К ним относятся:

- организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

- организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

- Минис­терство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);

- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы);

- республиканские органы государствен­ного управления, органы местного управления и самоуправ­ления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

- Комитет государственного конт­роля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые орга­ны, иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом и другим законодательством.

Всех участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы:

- основные;

- факультативные (вспомога­тельные).

К основным участникам налоговых право­отношений относится государство с его административно-территориальными единицами. В налоговых правоотношениях государство выступает не непосредственно, а опосредовано, то есть через систему уполномоченных органов.

В соответствии с законодательством (а именно статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь), к основным учас­тникам (субъектам налоговых правоотношений) относятся: налоговые органы в лице Министерства по налогам и сбо­рам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (правовой статус закреплен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «О Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь» и главой 10 Налогового кодекса Республики Беларусь); таможенные органы (Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, правовой статус которых закреплен в Таможенном кодексе Республики Беларусь от 04.01.2007 №204-3); органы государственного контроля (Комитет государственного конт­роля Республики Беларусь и его органы, деятельность которых регламентируется Законом Республики Беларусь от 09.02.2000 №369-3 (редакция от20.07.2006) «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь»), а также финансовые органы (Министерство финансов Республики Беларусь и местные фи­нансовые органы, полномочия которых определены Постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1585 (редакция от 28.02.2007) «Вопросы министерства финансов Республики Беларусь»).

В качестве основного участника налоговых правоотноше­ний выступает и плательщик налогов, сборов (пошлин) (в юридической литературе зачастую используется термин «налогоплательщик», что не противоречит нормам права).

К факультативным участникам налоговых правоотношений относятся:

- налоговые агенты;

- уполномоченные и законные представители физических и юридических лиц;

- банки;

- процессуальные участники налоговых правоотношений;

- иные участники налоговых правоотношений, участие которых не обязательно.

Наши рекомендации