Причина падения римской империи


Главная причина распада римской империи та же, как и падения великих империй: Вавилона, Египта, Греции, Испании и Голландии, и в двух словах заключается в отсутствии деятельного патриотизма. Каждая из этих держав, достигнув зенита своего могущества, производила такое впечатление, будто она истощилась. Она как бы искала вдохновения, предаваясь безделью и как бы не замечая, что другие державы искали случаи уничтожить ее. Конечно, легко преувеличить значение исторических параллелей, но, преувеличенные или нет, эти параллели, несомненно, дают богатую пищу для размышления. При этом главная цель должна заключаться в том, чтобы принять урок как можно ближе к сердцу, дабы предупредить появление в своем отечестве таких же недостатков, которые повлекли бы за собою падение Рима.

Я не принадлежу к числу тех пессимистически настроенных людей, которые думают, что наше положение уже безнадежно. Наоборот, я считаю, что мы только у распутья; поэтому особенно важно, чтобы каждый из нас, сохранивший хотя бы искру патриотизма, пришел на помощь своей родине в деле обращения подрастающего поколения на надлежащий путь.

Цель эта может показаться недосягаемой, но не следует забывать, что крупные результаты достигаются совокупностью усилий даже мелких единиц. Коралловый остров воздвигается трудом мириад морских существ; пирамиды Египта были результатом совместного труда тысяч рабочих.

Футбол

Одной из причин падения Рима было то, что народ, кормившийся в размере трех четвертей населения за счет государства, утратил всякое чувство ответственности за себя и своих детей и, следовательно, превратился в безработных дармоедов. Зато он очень охотно посещал цирки, в которых профессионалы за плату давали представления, вроде тех, которые мы видим теперь, когда огромные толпы стекаются смотреть на игру платных футболистов.

Футбол - прекрасная игра для развития юноши физически и даже нравственно, так как она приучает его отрешаться от эгоизма, держаться на своем месте и вместе с тем не быть праздным зрителем, а эти качества служат залогом успеха во всякой жизненной игре. Но футбол превращается в порочную игру, когда толпы юношей вместо того, чтобы самим принимать участие в игре, стекаются, чтобы поглазеть на игру нескольких платных исполнителей. У меня сердце сжимается, когда я вижу тысячи бедных, узкогрудых, горбатых, жалких представителей человечества, курящих папиросу за папиросой, держащих пари, приучающихся к истерике, к стонам и гиканью в унисон с толпой, причем самым скверным признаком является истерический взвизг смеха, сопровождающий каждое самое ничтожное падение одного из играющих.

Заставьте юношей бросить эти зрелища и приучите их к мужественности, пусть они сами играют в какую бы то ни было игру, пусть они перестанут быть лишь зрителями и бездельниками.

Мирные разведки

Я считаю, что под флагом "скаутов" большое количество юношей могло быть прибрано к рукам практически и без труда любым молодым человеком, причем не потребовалось бы ни крупных затрат, ни траты времени.

Под "разведками" я не подразумеваю то, что делается на войне, а нечто совершенно иное: а именно "мирные разведки". Так можно назвать, например, то, что проделывают пионеры цивилизации в центральной Африке; "ранчеры", "ковбои" и зверобои Запада; погонщики и бушмены Австралии; исследователи полярных и азиатских стран; охотники за зверями; миссионеры во всех частях нецивилизованного мира и.т.д. Все они представляют собой мирных "разведчиков", т.е. людей, привыкших рассчитывать только на самих себя и на свои собственные силы, постоянно окруженных опасностью и потому мужественных, приветливых, услужливых в отношениях друг с другом и надежных; одним словом - мужчин в самом высоком значении этого слова.

Все это - мирные разведки государства, и нет никакой причины, почему бы нам не научить как можно больше юношей следовать примеру первопроходцев в том, что касается характера и мужественности. Кроме того скаутов, "разведчиков доброго дела", можно назвать еще "маленькими друзьями всего мира". Их появление во всех странах мира свидетельствует красноречиво о грядущем братстве всех племен и народов.

Как обучать "разведкам"

Первым долгом следует найти людей, могущих взять на себя обучение юношей искусству "мирных разведок". Я считаю наиболее подходящими и способными на это школьных учителей, офицеров действительной службы и отставных, членов стрелковых обществ, сельских хозяйств и т.п. Эти господа могли бы каждый взять на себя обучение нескольких юношей с очень ничтожной потерей времени и денежной затратой, посвящая этому, скажем, субботу после обеда и воскресенье, и я могу их заверить, что занятие это не только не будет им в тягость, а скорее доставит им удовольствие.

Я бы предложил им следующий план действий:

Пусть каждый наберет себе патруль, состоящий из шести или восьми юношей или смышленых мальчиков, и тщательно обучит их всем подробностям "мирных разведок". Эти юноши могут потом сделаться помощниками инструкторов или лидерами, обучая каждый еще пятерых или шестерых, следуя тому порядку постепенности, которого придерживается это руководство.

Обучение это предназначается для юношей, принадлежащих ко всяким слоям общества. Принадлежащих к низшим слоям - чтобы предохранить их от хулиганства и чтобы укрепить их здоровье, характер и внушить им необходимые идеалы. Среднему классу - чтобы обучить их хорошо работать и выработать в них настоящий патриотизм. Более состоятельных - чтобы вызвать в них чувство рыцарства и сочувствия к их менее обласканным судьбой собратьям и чтобы они впоследствии содействовали распространению обучения.

Крайне желательно было бы видеть больше общения между классами, уничтожить существующие искусственные барьеры и научить всех стремиться к одной цели вместо того, чтобы находиться во враждебных отношениях и грызться между собой, что является ничем иным, как снобизмом.

Обучение вполне возможно как в городе, так и в деревне, как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.

Не следует идти вразрез с существующими организациями для мальчиков. Дело ни в коем случае не должно идти вразрез с существующими организациями. Наоборот, нам нужна дружная, совместная работа, и "скаутинг" предназначаются для того, чтобы дополнить эти организации. Если некоторые из них воспользуются "скаутингом", то это может послужить звеном, соединяющим их между собой. Там же, где никаких подобных организаций не существует, учреждением отрядов скаутов можно достигнуть весьма большого успеха, привлекая и объединяя большое число юношей, которые иначе остались бы без надлежащего руководства.

Опытный лагерь

Я произвел предварительный опыт с юношами всех сословий, как обучавшихся в одном из привилегированных учебных заведений, так и взятых с улицы, и достигнутые результаты были таковы, что я не сомневаюсь в успехе дела, если его расширить. Обширный остров был предоставлен для этой цели покойным г-ном Чарльзом Ван Раальте (Остров Браунси, близ Пуля).

Патрульная система

Отряд юношей был разделен на патрули, по восьми человек в каждом, причем старший назывался "лидером". Благодаря этой организации мы и имели успех: каждый лидер был ответственен за поведение всех членов вверенного ему патруля во всякое время, как в лагере, так и в поле. Каждый патруль представлял собой отдельную единицу в работе и играх, и имел в лагере свою отдельную площадку. Исполнение приказаний предполагалось "вопросом чести" каждого юноши, и таким образом достигались ответственность и полезное соревнование, что обеспечивало весьма удовлетворительный общий уровень постепенного развития всего отряда. Отряд постепенно обучался делу "скаутинга", как было рассказано выше.

Каждую ночь один из патрулей из патрулей назначался в ночной пикет, т.е. получал свою порцию муки, мяса, овощей, чаю и т.д. и отправлялся на заранее назначенное место, где располагался на ночь биваком. Каждый юноша брал с собою свое пальто, одеяло, котелок для варки пищи и спички. По прибытии на место раскладывались костры и варился ужин, после чего расставлялись часовые. Около одиннадцати часов вечера лидеры других патрулей и я проверяли бдительность часовых, после чего они снимались и пикет устраивался на ночь.

Метод преподавания

Мы пришли к заключению, что теоретические сведения легче всего усваиваются, когда они излагаются вкратце, с обширными пояснениями, сидя у костра, или вообще во время отдыха, а пояснения к ним даются перед завтраком, во время упражнений. Формальные лекции обыкновенно скоро надоедают юношам. Затем предлагались практические задачи на эти же темы.

Возьмем, например, выслеживание, которое является одной из составных частей наблюдений вообще.

1. Накануне, за вечерней беседой у костра. Мы рассказывали юношам какой-нибудь интересный случай, рисующий важное значение умения выслеживать для развития наблюдательности и находчивости.

2. На следующее утро, перед завтраком, мы обучали их разбирать следы, делая отпечатки ног в разных местах и объясняя, как читать их и понимать их значение.

3. После обеда мы обыкновенно устраивали игру, например, "травлю оленя", в которой один из играющих отправлялся вперед с двенадцатью мячами для тенниса в мешке. Двадцать минут спустя по его следам отправлялись несколько охотников", имея каждый по одному мячу. Олень, пройдя милю или две, обыкновенно прятался, стараясь завлечь охотников в засаду, чтобы быть в состоянии попасть в них, так как каждый охотник. В которого он попадал мячом, считался забоданным насмерть; если же в оленя попадали три раза, то он считался убитым.

Таким образом мы обучали большинству пунктов нашей программы.

Дисциплина была безусловно весьма удовлетворительна. Хотя и был учрежден "суд чести", но к нему ни разу не пришлось прибегнуть. Во-первых, каждый обязался "честью" стараться как можно лучше делать все. Что ему поручалось, а, во-вторых, старшие, т.е. лидеры, являлись ответственными за поведение патрулей. И дело шло отлично.

Результаты лагерного опыта

С тех пор, как я учредил опытный лагерь, я более чем когда-либо убедился в том, что обучение скаута сопряжено с известными особенностями и имеет громадное воспитательное значение для юношей всех классов. Хотя я и ожидал воодушевления со стороны участвующих юношей, однако я не мог себе представить того влияния, которое оно оказало на их характер, - влияния, выразившегося уже по истечении нескольких дней, в продолжение которых мы занимались. Сужу не только на основании собственных наблюдений, но также на основании отзывов родителей, подтверждающих это мнение и заключающих в себе, между прочим, очень ценные соображения с родительской точки зрения. Что юноши при этом получили пользу и удовольствие - доказывают многочисленные письма, которые я получил от них самих, а некоторые из юношей по крайней мере запомнили то, чему их учили.

Один из них пишет: "Самое важное, чему нужно большинству юношей научиться, это смотреть на хорошую сторону вещей. Я лично нашел этот урок очень полезным и не могу найти слов для выражения моей признательности за него. Я уже извлек из него много пользы даже в ежедневной жизни".

СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЯМ

В своих советах я совершенно не желаю учить ученых. Они предназначаются для лиц, не имевших ранее случая обучать юношество, и представляют собой лишь выводы из собственного опыта и должны служить только для пояснения некоторых подробностей.

Стараясь, чтобы юноши попали под ваше влияние, вы уподобляетесь рыбаку, стремящемуся поймать побольше рыбы. Если вы насадите на крючок в виде приманки что-нибудь из пищи, которую любите сами, то, вероятно, поймаете немного. Во всяком случае это будет не пугливая и весьма не ценная рыба. Думаю, что лучшей приманкой будет служить та пища, которую любит рыба.

То же самое происходит и с мальчиками. Если вы начнете говорить им о предметах, по вашему мнению возвышенных, вам не удастся их привлечь. Всякие явно благонамеренные нравоучения только оттолкнут более бойких, а именно этих-то и нужно стараться заполучить. Единственный способ заключается в употреблении приманки, которая может действительно привлечь и заинтересовать их. Таковой приманкой, мне кажется, может оказаться "скаутинг". Затем уже к ним можно будет применять то, что вы считаете нужным ввести.

Для достижения влияния на юношей необходимо сделаться их другом. Не следует, однако, слишком быстро к этому стремиться. Дайте им сперва справиться с их робостью и застенчивостью перед вами. Господин Ф.Д. Хау в своей книге "О ребенке" дает великолепный пример, рисующий путь, которого надлежит держаться в этом отношении: "Человек, проходивший по одной и той же улице, увидел маленького мальчика с испачканным лицом и плохо развитыми руками и ногами, игравшего банановой коркой. Человек кивнул ему, но ребенок в ужасе съежился. На следующий день человек опять кивнул ему. Мальчик, решив, что ему нечего бояться, плюнул в него. На следующий день он только пристально посмотрел на человека, а через день уже мальчуган крикнул ему "ага", когда увидел его. Со временем он начал улыбаться на приветствие, постоянно повторяемое человеком, которого ребенок, по-видимому, начал поджидать. Наконец, наступил день полного торжества этого человека, когда при его приближении малютка, стоявший на углу и поджидавший его, подбежал к нему и своими грязными пальчиками схватил его за руку. Улица, где все это происходило, была мрачная, но она стала самым светлым местом в жизни этого человека".

"Будьте готовы"

В этой книге я предлагаю в виде предметов для обучения юношей наблюдение подробностей и вытекающее из этого умение распознавать характеры; огромное значение терпения и приветливого веселого расположения духа; обязанность посвящать часть своего времени и удобства на служение Родине и ближнему и, наконец, внутренний смысл вашего лозунга "Будьте готовы", как проявление активного альтруизма.

Но, когда вы приметесь за преподавание всего этого, вы заметите (разве, что вы совершенство - ангел, сошедший на землю), что прежде, чем успешно преподавать все это юношам, вам самому необходимо приобрести эти качества и свойства, и только после этого, как вы этого достигнете, начнутся успешные и крайне интересные занятия. Вы сами должны вначале "быть готовым" к разочарованиям; однако, по большей части вы будете более чем вознаграждены неожиданными успехами.

Приготовьтесь заранее к преобладающему недостатку в юношах, заключающемуся в отсутствии сосредоточенности, а следовательно, если вы будете устраивать занятия, сообразуясь с этим обстоятельством, я думаю, что вы не испытаете много разочарований. Не ожидайте от юношей, что они сосредоточат все свое внимание на одном каком-нибудь предмете; к этому их нужно приучить постепенно. Пойдите им навстречу в этом деле и не давайте сразу большой дозы чего-нибудь одного - лучше по маленьким вкусным глоткам - сперва одного, потом другого и т. д., постепенно увеличивая дозы. Настоящая лекция на какую-нибудь тему очень скоро надоедает им, их мысли начинают блуждать, и им делается скучно, потому что они не умеют еще направить свои мысли на желаемый предмет и сосредоточить их на нем.

Это подчинение мысли своей воле составляет один из главных пунктов моей системы. В виду этого полезно ежедневно заранее продумать то, что вы собираетесь сказать по данному предмету, а затем сообщать сведения понемножку, пользуясь случаем - у костра, или в перерывы между игрой и упражнениями, но не в один прием, в виде длинной речи. Специально для этой цели в книге лекции разбиты на части. Частые упражнения на практике и упражнения в преподаваемом предмете следует вставлять между частями лекций, для сосредоточения внимания юношей и для подтверждения вашей теории.

Штаб-квартира

Штаб-квартира, место для занятий отряда, может совмещать в себе еще и скаут-клуб. Половина победы будет уже одержана, если будет найдена комната, которой можно пользоваться еженедельно на определенные вечера. Иногда ее кто-нибудь предоставляет безвозмездно, иногда же ее приходится арендовать под штаб-квартиру для скаутов, хотя бы они составляли всего лишь один патруль.

Комната эта должна быть хорошо освещена и хорошо проветриваться, для предупреждения упадка духа и скуки. На стенах таблицы законов и картины, изображающие события из скаутской жизни. Зимой яркий огонь в камине увеличивает привлекательность.

Желательны интересные книги и журналы. Для библиотеки особенно рекомендуются сочинения Сетон-Томпсона и Р. Киплинга. Часть вещей приходится заводить самим, часть же, вероятно, будет пожертвована доброжелателями, сочувствующими делу. Чайный буфет, сперва на самых скромных основаниях, обыкновенно имеет успех, и если вести его аккуратно, то он может даже приносить некоторый доход, который пойдет на поддержание клубной комнаты.

Скауты должны сами заботиться о чистоте и украшении комнаты, сами делать мебель. Дисциплина и порядок должны соблюдаться в комнате очень строго, и лидеры должны отвечать за малейшее отступление. Каждый патруль берет на себя ведение хозяйства на неделю, по очереди, и отвечает за порядок. Если при этом существует клочок земли, хотя бы неудобей, или дворик, который можно превратить в клубную землю, тем лучше, так как желательно иметь место, где скаутам можно было бы зажигать костры, строить шалаши, делать следы и т.д.

Пусть юноши по возможности сами ведают делами скаут-клуба, образуя комитеты и делая их ответственными за комнату, обстановку, газеты и проч. Оставайтесь в стороне и не мешайте им делать неизбежные вначале ошибки, дабы они научились делу и ответственности.

Комитеты, годовые общие собрания очень полезны для юношей, вырабатывая в большинстве из них самоуважение и ответственность. В Америке маленькие самоуправляемые клубы для юношества распространяются очень быстро как к городах, так и в сельской местности, и лица, заведующие общественным образованием, всячески оказывают им содействие, предоставляя по вечерам в их распоряжение школьные помещения.

С другой стороны, разумеется, если есть возможность добыть свое собственное помещение, то этому надо отдать предпочтение, так как тогда вырабатывается в юношах чувство собственности и ответственности, в особенности, если они сами принимали участие в изготовлении мебели. Развешивания картин и т.д. Не следует придавать комнате уютность дамского будуара, так как желательно, чтобы юноши могли в ней иногда возиться, играть в мяч или в другие игры. Поэтому мебель должна быть такая, которую легко можно сдвинуть в угол, например, складные деревянные стулья, небольшие столики и шкаф, в который можно спрятать книги, игры и проч., когда начинается возня.

Идеальный клуб в этом отношении состоял бы из двух комнат - одна для спокойных игр, чтения и бесед, другая для возни, гимнастики и проч.

Юноши должны непременно платить взносы для покрытия хотя бы части за наем и освещение помещения, мебель и проч., главный же расход покрывается из совместного труда за плату, как, например, садоводства, представлений, базара и т.п. Членский взнос не должен быть обременительным для семьи, ежемесячным и вноситься аккуратно вперед. Сберегательная касса, открытая при клубе для приема на хранение сумм, должна служить для сбережения юношам денег, во- первых - на расходы по клубу (пикники, поездки и проч.), во-вторых, для развития бережливости. Большим подспорьем клубу служит пианино, если есть кому играть, во время пения, сокольской гимнастики и проч.

Руководство

Руководства при этом не следует придерживаться буквально; на изложенное в нем следует смотреть лишь как на советы. Вследствие ограниченности объема в нем можно было слегка коснуться предмета, вы же как руководители, должны сами развить подробности, сообразуясь с местными обстоятельствами. Инструкторам предоставляется свободный выбор соответствующий выбор по истории, гигиене и т.п., могущих с пользой примененными в дополнение к советам автора.

Курс обучения

Предлагаю вам следующий проект. Который в зависимости от местных условий, разумеется, подлежит изменениям.

• Посвятите неделю на каждую главу книги.

• По субботам устраивайте лекцию с практическими пояснениями и, где можно, с волшебным фонарем, на тему, предстоящую к прохождению на будущей неделе.

Среди низших классов воскресенье, к сожалению, представляет наименее священный день из всей недели, поэтому, посвящая его на предлагаемые занятия, я надеюсь спасти хоть некоторых юношей от привычки бесцельно слоняться по улице и пороков, сопряженных для них с этим днем, а также указать путь к более достойной жизни. Таких юношей я предлагаю в воскресенье утром обучать мелким упражнениям, а после обеда - вытекающим из упражнений скаутским работам.

• Преподавание, таким образом, вкратце должно быть в течение недели разработано и усвоено юношами; каждый должен упражняться у себя дома или на досуге, или время от времени под началом своего лидера. В следующую субботу. После обеда, устраивается окончательное соревнование, или организуются игры по пройденному предмету, с таким расчетом, чтобы закончить их до вечера, когда приступают к новой главе.

• Это относится к тому случаю, когда вы и ваши юноши всю неделю заняты какой-нибудь работой или учебой, и имеется только свободными полсубботы и все воскресенье на это дело. Если вы посвятите восемь суббот и воскресений на это дело, вы доведете до конца курс обучения, который на всю жизнь послужит руководством многим юношам и удержит их от того безделья, которое к нашему стыду, можно видеть по воскресеньям после обеда.

• Если затем имеющиеся у юношей средства таковы, что можно отправиться в лагерь на неделю или на десять дней, или на два-три воскресенья во время лета, учение не только было бы закончено и подвергнуто практическому испытанию, но появилась бы даже возможность хорошо вознаградить юношей за усердную предварительную работу. Это не должно особенно дорого стоить, если для этой цели юноши работали и откладывали, как это указано в главе IV.

Как уже сказано, способ обучения, описанный в этой книге, является только примерным. Руководителю предоставляется возможность пользоваться собственными знаниями и своим воображением для его дополнения.

Существует много полезных познаний, которые руководитель может передать при случае своим мальчикам лично, или приглашая друзей. К этим познаниям можно отнести, напр., принципы устройства паровых или бензиновых двигателей, электричество, службу матросов, солдат, пожарных, полицейских и т.п.; пионеринг - постройку мостов с моделями, проведение дорог, сооружение зданий и т.п.; наконец, столярное дело, лепку, водопроводное дело, садоводство и т.д. Поездки за город для ознакомления с сельской жизнью, с рудниками, рыбными промыслами и т.п., или - из деревни в город для посещения зоологического сада, интересных отделов музеев, картинных галерей, арсеналов и проч., имели бы громадное значение и очень большой успех.

При тщательно составленной программе образование скаута можно продолжить без определенного срока с интересом и пользой для него, каково бы ни было поприще, которое он сам себе изберет. Я даже сторонник того, чтобы юношей брали в театр на действительно хорошие представления, так как это явится наиболее побудительной причиной для сбережения денег, необходимых на уплату за билет, а бережливость, начатая таким путем, может привести к благосостоянию.

Способ обучения

Когда начинаешь преподавать какой-нибудь новый язык, лучше всего не обременять ученика сухими грамматическими правилами, а сразу начинать с фраз и разговора, тогда грамматика понемногу придет сама собой. То же самое справедливо и относительно других предметов, включая сюда и скаутинг. Возьмите, например, выслеживание. Подготовив умы юношей несколькими хорошими рассказами о выслеживании, показав им несколько настоящих следов и объяснив их значение, не ждите, пока юношам надоест изучение теории, а возьмите их на настоящее выслеживание. Когда они увидят на деле, как они еще слабы в этом, дайте им еще несколько "глотков" теории. Главная цель выслеживания - это развитие в молодежи находчивости, сообразительности и ответственности за дело, которое поручено.

Воображение

Юноши обладают богатой фантазией и любят сочинять вымышленные положения - играть в разных людей и проч., в гораздо большей степени, чем это осознается ими. Вам, следовательно, остается только "подыгрывать" им и давать волю вашему воображению, для удовлетворения их потребности. Важно однако во что бы то ни стало уметь сохранять серьезность, как бы некоторые положения ни казались забавными. Как только вы рассмеетесь, юноши сейчас же почувствуют, что это все выдумки, и немедленно навсегда утратят веру.

Например, при обучении патруля подражать крику зверя-покровителя внешне положение граничит с абсурдом, но если руководитель сохраняет полную серьезность, юноши работают точно делают серьезное дело, а раз они осилят его, крик этот превращается в символ, в знак солидарности между членами одного патруля. Английский философ Бэкон сказал, что театральная игра служит одним из лучших способов для образования юношества, и я ему охотно верю. Она развивает в них естественные способности к перениманию, остроумие и воображение, а все это сильно содействует образованию характера.

Между тем уроки истории и нравственности гораздо прочнее запечатлеваются в их памяти, если они сами изображают действующих лиц и переживают на сцене события, чем если им читать какие бы то ни было лекции. Недавнее увлечение историческими процессиями, в сущности, одна из самых удачных идей, явившихся в последние годы. В местах, где эти исторические процессии-парады имели место, все, как старые, так и молодые люди, запоминали уже на всю жизнь нечто, относящееся к истории их предков, их города, Родины.

Подобным же образом руководители найдут крайне полезным упражнением заставлять скаутов изображать сцены из истории или о событиях, на которых желательно остановить их внимание. Нетрудно также устраивать настоящие спектакли, репетиции которых являются хорошими полезными упражнениями, в особенности в долгие зимние вечера. Когда представления доходят до некоторой степени совершенства, их можно показывать за плату для пополнения клубных средств.

В сущности и воспитательная система, которую мы предлагаем, является тоже игрой в рыцарей и пионеров-первопроходцев, но игрой длительной, серьезной, сливающейся с самой жизнью. В этом ее смысл и значение.

Ответственность за подчиненных

Главное в этом деле заключается в возложении ответственности преимущественно на лидеров. Желательно, чтобы у вас был хороший помощник, могущий заменять вас в ваше отсутствие и исполнять ваши обязанности в мелких административных делах. Возлагайте полную ответственность на ваших лидеров и оказывайте им полное доверие. Требуйте очень многого от них - и вы достигнете очень многого. В этом кроется секрет обучения скаутов.

Поддерживайте дух товарищества между членами патрулей и дружественное соревнование между патрулями, и вы немедленно достигнете хороших результатов. Не впадайте в ошибку - все самому делать: тогда юноши будут только смотреть на вас и дело захромает.

Дисциплина

Настаивайте на поддержании дисциплины и на строжайшем повиновении и исполнении указаний; пусть дети возятся и шалят между собой (это иногда очень полезно) только тогда, когда вы им даете на это разрешение. Чтобы народ стал могущественным и богатым, он должен быть дисциплинированным, а дисциплина в массе достигается дисциплинированием сильных личностей. Под дисциплиной я подразумеваю терпеливое повиновение требованиям долга.

Достигнуть этого репрессивными методами нельзя. Прежде всего надо воспитать в юноше самообуздание и подчинение себя и своих наклонностей на пользу других. Это учение лучше всего прививается примером и настоянием на исполнении каждым того, что следует. В этом состоит наша работа. Наказанием ребенка за дурную привычку не поддерживается дисциплина. Надо суметь подыскать вместо дурного занятия хорошее, которое заинтересовало бы его, могло бы отвлечь его внимание и тем постепенно отучило бы его от дурной привычки.

Выработка характера

При всех ваших занятиях с юношами имейте всегда в виду, что главной, конечной целью всех указанных в книге упражнений является выработка характера у мальчиков, с тем, чтобы сделать из них мужественных, хороших граждан. Для определенных лиц полезно, при описании какого-нибудь положения, прервать свой рассказ и спросить юношу, как бы он поступил в данном случае. Это развивает быструю сообразительность и т.п.

Во время игр чрезвычайно важно создать такую обстановку, чтобы юноша воображал, что, выполняя возложенное на него поручение, он действительно подвергается большой опасности. Благодаря этому, он приучится принимать быстрые решения, т.е. рисковать.

Полезным упражнением для массы служат частые тревоги, во время которых можно видеть, что она будет делать, и приучать всех становится лицом к лицу к опасным положениям. Для производства таких тревог, например, пустить в комнату дыма, объявив, что случился пожар, или поручить кому-нибудь бежать и объявить, запыхавшись, что такой-то мальчик слетел с дерева и расшибся.

Единственным успешным поучением я считаю обучение индивидуальное, т.е. отдельно каждого человека. Приучая вашего ученика быть настороже, наблюдательным и энергичным, вы научите его также быть спокойным и не суетиться. Мы должны достигать в юношах уровня физического развития, близкого к детям природы - дикарям, т.е. иметь полную гармонию как умственную, так и телесную.

Единственным состоянием нормального человека должно быть - непринужденность всего тела, но с глазами и ушами настороже, чтобы иметь возможность в одно мгновение, с легкостью дикой кошки, перейти от кажущейся инертности к напряжению стальной пружины.

Изучите возможности и наклонности каждого юноши в отдельности и поощряйте его к развитию той или иной способности, замеченной вами в нем. Кроме того, когда придет время юноше избирать себе жизненную карьеру, вы будете в состоянии, на основании ваших наблюдений, направить его своим советом в наиболее подходящую сторону, распределяя юношей таким образом, чтобы "круглые" попадали в круглые отверстия, а "квадратные" - в квадратные, а не наоборот, как постоянно случается в жизни. Не поощряйте юношу, как это делают многие благомыслящие люди, стремиться к несвойственной ему цели, как бы ваша цель сама по себе не была достойна. Пусть ваша цель будет заключаться в том, чтобы превратить каждого юношу в полезного члена общества, и тогда сам собой поднимется общественный уровень.

Одна из самых важных причин безработицы - на всех поприщах в Англии - лежит в неспособности английских рабочих заняться иным трудом, чем тот, которым они занимались прежде. Мы с восхищением называем матросов "мастерами на все руки", так как одни только матросы, по-видимому, умеют взяться за всякое дело. Между тем, такую же способность может приобрести всякий, если только натолкнуть его на это и если он приложит вначале немного старания. Таким образом целью руководителя должно быть превращение юношей в "мастеров на все руки".

Но прежде всего нам надо поднять тех, которые находятся на "дне". "Хватай худших!" - вот лозунг Армии Спасения в ее великом деле. "Наша миссия - помочь самому последнему бродяге", говорит полковник Рэстон, мэр города Линкольна. Англичанин Досон, в своих талантливых статьях в "Вечернем Стандарте", прекрасно объяснил вопрос относительно праздношатающихся, не желающих работать.

Он указывал на тот факт, что, благодаря деятельности полиции, воры прекратили свои операции в больших городах, но зато возник целый класс праздношатающихся с преступными наклонностями. "Если бы в прериях, в Канаде", говорит он, "здоровый, сильный мужчина, не имеющий средств к существованию, совершенно воздержался на некоторое время от работы, то он умер бы и перестал бы обременять собой землю". В Лондоне же дело обстоит иначе. Там человек может месяцами, даже годами, ничего не делать, шатаясь по кабакам. И это даже делают сотни людей. Он приводит две причины, породившие это зло:

1. Отсутствие дисциплины в жизни таких людей, которые не принадлежат к разряду абсолютных преступников.

2. Неразборчивость в раздаче милостыни.

Мы хотим спасти юношей от опасности попасть в разряд праздношатающихся, увеличивающих число безработных. Из Канады до нас дошло следующее заявление: "Англичане могут не беспокоиться и не являться для найма". Объяснение, данное нам на запрос о причине, побудившей канадцев исключить англичан из списка рабочих, заключалось в следующем: "Англичане не дисциплинированы, грубы и постоянно жалуются на тягость работы. На англичанина никогда нельзя положиться, и как только дело ему надоест, он способен его бросить".

Эти недостатки происходят вследствие отсутствия такого воспитания, какое предполагается дать скаутам. Они объясняются тем, что люди думают только о себе, не признавая никаких обязанностей за собой и каких-либо прав за другими лицами.

Заключение

Боюсь, что мои советы руководителям настолько затянулись, и приняли такой внушительный вид, что роль этих лиц может показаться слишком сложной и ответственной. На самом деле это вовсе не так, в чем легко убедиться, если начать применять мои советы на практике. Мои советы можно сравнить с автоматическим смазчиком на колесах автомобиля: на вид он очень сложен и замысловат, а на самом деле так устроен, что сам выпускает масло, дающее возможность колесам легче вертеться.

Я предлагаю свой метод лишь в виде образчика, как можно прийти на помощь подрастающему поколению, и полагаю, что из чувства долга каждый человек обязан принять участие в этом деле. Именно это и имеет в виду мой метод, предоставляя каждому возможность участвовать, так как на осуществление его потребуется очень не много времени, расходов и знания; он кроме того, имеет то преимущество, что, во-первых, нравится мальчикам и привлекателен для них, а затем не лишен интереса и пользы для самого руководителя.

Если Вы, мой читатель, завидуете юношам, каким то ни было образом, или вы до сих пор не имели с ними никакого дела, но принадлежите к числу людей, желающих, чтобы Ваша Родина сохранила свое место среди других народов, и согласитесь взять на себя "тренировку" полдюжины юношей, то принесете большую пользу Вашему Отечеству, Вашим меньшим братьям и самому себе."

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игры, которые полезно устраивать в клубе или в лагере

"Воздушный корабль".

Два патруля садятся на скамейки один против другого на расстоянии около полуметра один от другого, считая между коленями. Между ними пускается маленький воздушный шарик, и обе стороны пытаются, не вставая с места, загнать его через головы своих противников таким образом, чтобы он упал за их спинами. Каждое падение считается потерей той стороны, на которой шар опустился. Обыкновенно играют до трех: сторона, на которой шар упал 3 раза - проиграла.

"Художники".

Играющие сидят вокруг стола, имея каждый бумагу и карандаш. Один начинает рисовать что-нибудь отдельными твердыми штрихами, делая их не по порядку, так что долго нельзя узнать, что он рисует. Каждый из играющих смотрит на рисунок своего соседа справа и старается нарисовать то же самое, срисовывая штрих за штрихом. Когда первый начавший рисовать закончит свой рисунок, сравните с ним то, что получилось у других.

"Цель и мяч".

Крикет в комнате с теннисным мячом, маленькой деревянной лопаткой, и диском или маленькой целью вместо крикетных "ворот."

"Круг и мяч".

Большой круг играющих, и каждый бросает теннисный мяч в игрока, находящегося в центре, который старается как можно дольше выдержать, не позволяя в себя попасть; если он поймает руками летящий в него мяч, пославший становится на его место. Выдержавший дольше остальных - выигрывает.

"Счет слов".

Пусть кто-нибудь прочитает полстраницы из книги со средней скоростью. Пока он читает, пусть слушающие попробуют сосчитать произнесенные им слова. Тот, кто ближе всех назовет истинное число, считается победителем. Удивительно, насколько ответы отличаются один от другого и от действительности.

"Одушевленные портреты".

В дверях, задрапированных занавеской, подвешивается картинная рама такой величины, чтобы можно было просунуть голову. Выбираются некоторые из присутствующих и головы иг гримируются под известных исторических лиц. Зрителей предупреждают, что они могут вслух произносить суждения и мнения о этих живых портретах, стараясь этим вызвать в них улыбку. В случае, если зрителям в течении определенного времени, пока голова находится в раме, угадать, кого изображают, уличенный платит штраф.

"Пригнать впору".

Вырежьте квадратное отверстие в картонке и выставьте на виду у всех. Раздайте участникам пробки разной величины и снабдите их, если нет своих, острыми ножами. Объясните им, что надо обрезать пробку так, чтобы она пришлась как раз впору и закрыла данное отверстие, причем руководствоваться можно исключительно глазомером, мерить нельзя. Выигрывает тот, чья пробка лучше всего подходит к отверстию.

"Цепи из имен городов".

Играющие разделяются на две партии, которые становятся одна против другой. В каждой партии избирается руководитель, с которым члены партии советуются шепотом. Посередине с часами в руках помещается третейский судья, следящий за тем, чтобы стороны думали над своими ответами не дольше четверти минуты.

Предводитель одной стороны называет имя какого-нибудь города, предположим - Нью-Йорк. Не думая дольше предписанного времени, предводитель другой партии должен назвать город, начинающийся с последней буквы только что названого города, в данном случае "К", например - Казань и т.д. Каждый предводитель пользуется сметливостью и быстротой мысли всех, входящих в партию.

Если предводитель партии не успеет ответить в назначенный срок, другая сторона отбирает у него одного игрока по желанию и назначает новую цепь. Игру эту можно играть с именами известных людей. Но это труднее.

"Игра в память".

Для того, чтобы можно было играть в эту игру, надо одному из участников выучить наизусть нижеприведенную таблицу слов и предложений. Тогда он начинает, повернувшись к своему соседу справа, и произносит первую фразу: "Один основательный оригинал". Последний обращается к своему соседу и повторяет туже фразу. Так это продолжается, идя по кругу, пока не доходит до предводителя, начавшего игру, который повторяет эти слова и добавляет к ним еще одну фразу: "Два диких добрых дикобраза". И так далее. С каждым новым кругом предводитель добавляет новую фразу, повторяя при этом все предшествующие. И так далее до десяти. Можно почти наверное сказать, что никто из играющих не досидит до десятого раза, так как сделавшие ошибку исключаются, и круг суживается.

Вот вся таблица.

"Один основательный оригинал".
"Два диких добрых дикобраза".
"Три трогательных, трепетных, тщеславных тарантула".
"Четыре черствых чародея чесали череп чудака".
" Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав".
"Шесть шустреньких, шаловливых шакалов шутя швырялись широкополыми шляпами".
"Семь сосредоточенных старых сов скоро составили сегодня счастливое семейство".
" Восемь волооких, восторженных великодушных воробьев вечером варили весело вишневое варенье".
"Девять дородных, доблестных, доверчивых дервишей душили дряхлого, докучливого, дрожащего, допотопного дипломата".
"Десять дюжин дурней доили деревянного дракона, дружно домогаясь: "Дай, добрый дядя, дыню".

Слова и предложения, приведенные в русском переводе, не те, которые даны в английском тексте, иначе они не начинались бы на надлежащую букву. В этой области руководителям предоставляется широкий выбор приемов для укрепления памяти обучающихся. Прим. Инн. Жукова.

"Почта".

В эту игру можно играть в большом зале или еще лучше на воздухе, на лугу. Она больше подходит для детей младшего возраста, причем можно так вести ее, чтобы играющие почерпнули из нее значительные географические сведения. Предводитель отмечает или указывает очертания какой-нибудь страны. Где работают английские миссионеры, например - Индию. Устанавливаются очертания треугольника, изображающего Индию, и обозначаются знаками - палками, камнями, кустами или деревьями - важнейшие миссионерские станции, как-то: Калькутта, Бомбей, Мадрас, Мадура, Дели и проч. На каждой из этих станций ставится по одному играющему.

Предводитель же берет себе имя какого-нибудь английского миссионера в Индии. Игра заключается в следующем: предводитель объявляет, что миссионеру надо ехать из Калькутты в Мадрас. Стоящие на местах, носящие эти имена, обязаны при этом перемениться местами, а предводитель пытается тем временем занять одно из освободившихся мест. Если это ему удается, оставшийся без места делается "миссионером", и т.д.

"Группа из чисел".

Каждый из играющих получает карточку с каким-нибудь ясно на ней написанным числом от 10 до 24. Если играющих больше пятнадцати, некоторые получают одинаковые номера. Руководитель игры громким голосом провозглашает какое-нибудь трехзначное число, допустим 180. Играющие стараются, как можно скорее, объединиться между собой в группы с таким расчетов, чтобы сумма их номеров составила 180. Как только группа, образующая 180, явится к руководителю и члены ее получат по бумажке, остальные группы, еще не вполне сформировавшиеся, распускаются и предлагается новое число. Затем, проделав это некоторое время, считают билетики у каждого игравшего, и тот, у кого их больше, выиграл. Если хотите сделать игру труднее, берите более крупные числа.

"Определение веса".

Это состязание может доставить приятное развлечение в промежутках между другими представлениями. Пусть комитет увеселений заранее приготовит шесть предметов, как можно менее похожих друг на друга по форме, величине и материалу, из которого они сделаны, но все весящие ровно один фунт (453,6 гр. Ред.). Возьмите, например, деревянное ведро, жестяную посудину, кусок свинца и т.п. Вызовите по очереди несколько человек, предлагая им разместить эти предметы в один ряд по их весу. Разумеется, почти все они будут считать, что более крупные предметы тяжелее.

"Корзинка". (Прообраз современного баскетбола. Ред.)

Эта игра отчасти напоминает футбол, но имеет то преимущество, что в нее можно играть в комнате или на очень ограниченном пространстве. Футбольный мяч маленького размера служит не для ног, а для рук, и не для ударов, а скорее для мелких толчков о пол и бросков. Ударять мяч или останавливать его ногой не разрешается. Держать мяч в руках можно, но прижимать его к туловищу, обхватывать рукой или руками нельзя. Да и в руках нести его нельзя далее двух шагов. .... Сетка подвешивается на высоте 10 футов (3,5 метра. Ред.) от земли на шесте, дереве или стене таким образом, чтобы можно было в нее бросать мяч.

ОТРЯД ГЕРЛ-СКАУТОВ

Организация отрядов девочек-скаутов, "герл-скаутов", преследует те же задачи, что и организация бой-скаутов. Таковы же и внешние формы организации. Что же касается программы занятий и испытаний, то в них могут быть допущены изменения и дополнения, соответствующие полу, возрасту и условиям жизни. Руководством для занятий может служить, к сожалению, не переведенная еще на русский язык книга Агнессы Баден-Пауэлл "How Girls can Help, the Handbook for girlguides".

СТАИ ВОЛЧАТ И МЕДВЕЖАТ

Сначала в Англии, а затем и в других странах при отрядах скаутов начали организовываться особые команды (стаи) волчат из мальчиков в возрасте 9-12 лет.

Организации эти также быстро размножились, как и организации скаутов, и в настоящее время выделились в особую самостоятельную организацию, младшую ветвь скаутского движения. Стаи волчат имеют свои законы и обычаи, свои испытания на разряды (на дву- и одноухого волчонка") и свою программу занятий, состоящую из подвижных игр, состязаний и начальных ремесел.

Вот программа испытаний на двуухого волчонка:

1. Пробыть в стае не менее 3-х месяцев,
2. Знать законы волчат,
3. Уметь вязать четыре основных узла,
4. Знать, как и для чего надо заботиться о чистоте ногтей, зубов и дышать через нос,
5. Уметь перевязать палец и знать применение йода,
6. Хорошо перекувыркнуться через голову,
7. Уметь чистить обувь,
8. Затопить печь, разжечь костер, употребив не более 2-х спичек,
9. Проскакать на одной ноге восьмерку,
10. Сделать самостоятельно какую-нибудь полезную вещь (для музея волчат).

Приветствием для волчат служит восклицание: "Domn...Dob!" (что значит: "добрый волчонок подражает доброму волку") и ответом "Tabn!.. Tab!" ("Такому же волку подражаю также и я").

Салют волчата делают, "показывая волчьи уши", т.е. поднимая два раздвинутых пальца, большой и указательный. Особенностью формы их является то, что вместо широкополых шляп они носят кепки. Руководство: английская книга Volf Cabs - James Brown.

Р. Баден-Пауэлл

Наши рекомендации