Аудит условий и безопасности труда

Цель этого аудита — оценка правильности реализации и управ­ления программ безопасности и здоровья в организации. Это направление связано с диагностикой условий рабочей обста­новки, которые могут привести к подрыву здоровья работников. Та­кими последствиями могут стать заболевания как различных орга­нов человека, гак и психологические нарушения, стресс и депрессия.

Аудитор опирается на научно-обоснованные эргономические ре­комендации, санитарные нормы, законодательные акты, производит сравнение производительности в различных условиях, выясняет вос­приятие своего рабочего места самими работниками.

Можно выделить три основных причины возникновения несчаст­ных случаев — случайности, небезопасные условия труда и небезо­пасные действия.

Дополним этот список типичными проблемами здоровья работ­ников: алкоголизм, наркомания, эмоциональные болезни и стрессы.

Так как случайности практически выходят за рамки управляемых факторов, подробнее остановимся на остальных причинах.

Опасные условия — это плохо подготовленное оборудование, опас­ная процедура, присутствие опасных химикатов, газов, излучения. Интенсивная и тяжелая работа, переутомление, шум, недостаточная освещенность, теснота, высокая температура также причины несча­стных случаев и заболеваний.

Основная задача аудитора — обнаружение отклонений и наруше­ний правил и стандартов работы как работодателем, так и наемным работником.

К опасным условиям работы можно также отнести и само рабочее место, поскольку несчастные случаи и профессиональные заболева­ния у шахтера, крановщика, литейщика встречаются в несколько раз чаще, чем у работников бухгалтерии, менеджеров того же предприя­тия.

К несчастным случаям вследствие переутомления может привес­ти неудачное расписание работы, нарушающее биологический ритм человека. Известно, что несчастные случаи чаще происходят в ноч­ные смены.

Психологический климат в сильной степени влияет на заболевае­мость и возникновение несчастных случаев. Отсутствие стабильнос­ти, угроза сокращения, враждебные отношения, некомпетентный ме­неджмент, отсутствие перспектив роста нередко приводят к депрессии.

Опасные действия, причина которых сами работники, — главная причина несчастных случаев. Эксперты считают, что невозможно ус­транить несчастные случаи только сокращением опасных условий. Люди часто сами сознательно пренебрегают техникой безопасности и даже бравируют этим, считая такое поведение частью профессио­нализма. Пренебрежение защитным обмундированием и оборудова­нием еще сильнее повышают степень опасности.

Исследования показывают, что есть люди, чаще других попадаю­щих в разного рода «истории». Психологи считают, что склонность к несчастным случаям — это тип индивидуальности человека. Экс­перты также считают, что склонность к несчастным случаям являет­ся ситуационной.

Опыт показывает, что возраст работника и стаж рабо ты влияют на вероятность несчастного случая: такие случаи наиболее вероятны у работников моложе 30 лет и вероятность снижается после 50 лет. Зрение и визуальные навыки, недостаточность психомоторных и перцептуальных навыков, импульсивность также являются факто­рами влияния.

Особенности и черты характера работника могут быть сегодня идентифицированы определенными методами кадровой диагности­ки, например, тестированием.

Фирма может идентифицировать черты характера человека при отборе на должность, определяя таким образом склонность к несча­стным случаям при определенной работе, например, путем психоло­гического тестирования, испытания мускульной координации и ви­зуальных навыков, оценки генетической восприимчивости к ядо­витым и химическим веществам и т. д.

Все вышесказанное требует большого внимания со стороны ме­неджмента. Социально ответственные собственники и управляющие создают хорошие программы по обеспечению безопасности и здоро­вья работников своих предприятий, делают безопасность и здоровье важными стратегическими задачами и добиваются их выполнения с неустанным вниманием. Успех таких программ требует поддержки и кооперации со стороны менеджеров по управлению персоналом и линейных менеджеров. Важная роль в этом вопросе принадлежит профсоюзам, могущим оказывать давление на работодателей через коллективные соглашения в плане создания более эффективных программ. Высшее руководство должно поддерживать эти програм­мы через адекватный бюджет.

Аудиторские исследования показывают, что фирмы имеют ус­пешные программы безопасности там, где существует сильное чувст­во ответственности в вопросах безопасности со стороны управления.

Работа по таким программам может вестись в четырех направле­ниях:

• предупредительные мероприятия и подготовка условий работы;

• регулярные проверки и анализ;

• пропаганда и обучение;

• положительное стимулирование за безопасное выполнение ра­боты.

Аудитор детально рассматривает эту программу и условия рабо­ты, чтобы ответить на вопросы:

• изучены ли работниками правила техники безопасности?

• используется ли защитное оборудование?

• существуют ли такие опасные факторы, которые можно было бы устранить путем перестройки условий труда?

• имеется ли потенциальная угроза здоровью работника на его ра­бочем месте?

• какие меры по страхованию от несчастных случаев предпри­няты?

• какие действия предприняты по произошедшим инцидентам?

Материалом для изучения аудитором служат периодические от­четы специалистов по безопасности, журналы фиксации инцидентов, опросы работников и менеджеров.

Кроме внутренних источников информации аудитор использует и внешние, например, журналы, специально посвященные вопросам безопасности, публикующие последние разработки в этой области. Затем аудитор рассчитывает показатели инцидентов в данной орга­низации и сравнивает их со средними по отрасли и стране для опре­деления качества безопасности.

Отдельно остановимся на нескольких серьезных проблемах, не столь подробно отраженных в литературе по российскому менеджменту. Западный менеджмент давно уделяет внимание решению про­блем алкоголизма и наркомании, считая их наиболее распространен­ными среди проблем здоровья.

Влияние алкоголизма на работника и работу серьезно. И количе­ство, и качество работы резко снижаются, поэтому распознание алко­голика на работе важная задача менеджмента. Традиционными мето­дами, используемыми во всех странах при решении этой проблемы, являются дисциплинарные меры, увольнения, внутрифирменные программы реабилитации, направление на лечение в специализиро­ванные медицинские учреждения.

Работники, попавшие в алкогольную или наркотическую зависи­мость, должны быть охвачены программой помощи.

Аудитор может задаться серией вопросов типа:

• уведомлены ли работники о политике фирмы в отношении упо­требления наркотиков?

• осуществляются ли программные действия по проверке на ал­когольную и наркотическую зависимость по отношению к будущим или работающим служащим?

• что предпринимает фирма по отношению к работникам, добро­вольно обратившимся за помощью?

• получили ли менеджеры фирмы необходимую подготовку для распознавания этой проблемы?

Иногда проблемы алкоголизма и злоупотребления наркотиками следствие напряжения на работе. Связанные с работой факторы ока­зывают на человека столь сильное давление, что результатом может стать злоупотребление алкоголем или прием наркотиков.

Стрессы способствуют заболеваниям эндокринной, кардиососу- дистой, мускульной систем, а также сильно влияют на эмоции.

Исследования показывают, что стресс у работника дорого обхо­дится фирме. Поэтому один из способов борьбы с этим явлением определение стрессоров, которые к этому приводят (рис. 4.19).

Если стрессы причиняют вред работнику, его коллегам, всей фир­ме, то за них необходимо взяться серьезно. Большинство западных фирм сегодня пришли к пониманию необходимости управления стрессами с использованием программы управления стрессами как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации через изме­нение кадровой политики, структуре производства, требованиях и т. п. И здесь выводы независимой аудиторской экспертизы могут быть весьма полезными.

В процедуре аудита предусмотрена и самодиагностика, которую полезно проводить регулярно службам охраны груда фирмы.

аудит условий и безопасности труда - student2.ru

Самодиагностика своих рабочих условий персоналом сводится к анализу своего рабочего места, чтобы аудитор мог судить по резуль­татам этого анализа, кто и на каких рабочих местах испытывает наи­большее неудобство, подвергается наиболее опасному риску.

Самодиагностика соответствует пожеланиям персонала и таким образом приносит ему большее удовлетворение, чем то, которое он ожидает. Менеджментом по результатам самодиагностики могут быть предприняты предупредительные меры и реорганизации, тем более что они будут определены заинтересованными лицами.

Однако такое партиен нативное мероприятие имеет некоторые ог­раничения, поскольку выводы персонала о вредности здоровью не всегда наиболее справедливы и объективны. Так, вред от шума и да­же серьезная опасность глухоты широко недооцениваются рабочими, главным образом с наибольшим стажем. Звуковая обстановка часть многих профессий. Приспосабливаться к ней доказательство про­фессионализма.

Аналогичное явление имеет место в «огненных» профессиях: «жа­ра — это характеристика работы, ты не настоящий литейщик, если не умеешь ее выдержать».

Предприятия, опробовавшие метод самодиагностики рабочих мест, быстро оценили его достоинства и стали испытывать потреб­ность пользоваться им для сбора и обсуждения полученной инфор­мации.

Аудит может проводи ться в пять этапов.

1. Знакомство с предприятием (инвентаризация списка напря­женных мест и нарушений в работе).

2. Анализ общей ситуации по отделам (сравнительное состояние секторов и выбор объектов для подробного исследования).

3. Разработка и распространение анкет на местах, которая помо­жет определить подробное состояние сектора и дать оценку.

4. Составление диагностического баланса сектора с целью вы­явить причины плохих рабочих условий.

5. Рекомендации к подготовке программы улучшения.

Руководство фирмы дает необходимые пояснения, советы по спо­собам сбора информации, таблицы ввода информации, таблицы об­работки и синтеза.

Например, на фазе анкетирования руководству фирмы могут быть заказаны сведения по следующим направлениям:

• содержание работы;

• рабочее место;

• организационное окружение;

• распределение работ;

• выполнение задач;

• оценка и продвижение персонала;

• общественные отношения;

• индивиды и группы;

• стиль руководства.

По каждому из них составляется анкета из десятка вопросов, ад­ресованных работникам и их руководителям, в которых даны три ва­рианта ответов. Ответы затем обобщаются в документе об оценке на­стоящего состояния.

Метод самодиагностики позволяет составить справочник, некую базу, известную наибольшему количеству людей, что может стать ос­новой для составления программы развития.

Причастность рядовых исполнителей и руководителей производст­ва к анализу и обсуждению проблем безопасности приводит к увели­чению потребности больше знать, усиливает вовлеченность работни­ков в дела организации и способствует воспитанию приверженности фирме.

Наши рекомендации