Учет имущества коммерческого банка

В банковском учете все имущество кредитной организации подразделяется на 3 категории:

1.Основные средства (60401).

2.Нематериальные активы (60901).

3.Материальные запасы (610 (02, 08-11))

Каждый объект имущества, принадлежащий банку был оплачен, т.е. банк стал собственником данного объекта имущества в результате произведенных расходов (исключение: объекты имущества, полученные банком на безвозмездной основе). Одной из главных задач учета имущества является отражение в учете операций по возмещению затрат банка в связи с приобретением разных объектов имущества. КБ разрешается возмещать их затраты на различные объекты имущества путем отнесения суммы этих затрат на текущие расходы банка, которые покрываются его текущими доходами.

Процесс возмещения затрат банка на объекты ОС и немат. активов производится путем начисления амортизации, т.е. банк возмещает себе затраты постепенно, по частям в течение периода полезного использования данного объекта.

Возмещение затрат на мат. запасы по их полной балансовой стоимости производится в день передачи этого имущества в эксплуатацию (т.е амортизация на мат. запасы не начисляется).

Банк может стать собственником имущества следующими способами:

1)Поступление имущества в собственность банка в виде взносов в его УК.

2)Покупка (приобретение) объектов имущества.

3)Создание (сооружение) объектов имущества самой кредитной организацией.

4)Переход в собственность банка имущества по завершению лизинговой операции, в которой банк – лизингополучатель.

5)Получение объектов имущества в собственность на безвозмездной основе.

1) Учет мат. запасов в кредитных организациях.

Пример:

1.Из кассы банка материально ответственному лицу выданы наличные деньги на приобретение в розничной торговле хоз. инвентаря (материально ответственными лицами являются те сотрудники банка, с которыми заключен договор о материальной ответственности; только этим сотрудникам могут быть выданы из кассы наличные деньги на приобретение каких-либо материальных ценностей): Дт 60308 – Кт 20202 – 500.

2.Материально ответственное лицо отчиталось о расходовании подотчетной суммы, передав на склад банка хоз. инвентарь на сумму 500 и составив авансовый отчет с приложением товарных чеков: Дт 61009 – Кт 60308 – 500.

3.Часть приобретенного хоз. инвентаря передана в СПБ для использования (300): Дт 70606 – Кт 61009 – 300.

2) Учет основных средств в кредитных организациях.

Все материальные ценности, которые имеются у банка являются средствами труда, т.е. они создают необходимые условия для деятельности кредитной организации. При этом в учете они подразделяются на 2 категории имущества: основные средства и материальные запасы.

Указанное разделение производится в зависимости от 2 факторов:

1.срок службы (до 1 года, более 1 года).

2.главный фактор – стоимость за единицу у объекта имущества.

Руководство банка устанавливает лимит стоимости за единицу объекта имущества, в зависимости от которого данный объект будет учитываться либо в составе ОС, либо в составе мат. запасов.

Пример 1:

1)Банк получил в собственность объекты ОС в виде взноса в УК: Дт 60401 (А+) – Кт 10207 (П+).

2)В собственность банка перешли объекты ОС по окончании лизинговой операции, а которой банк выступал лизингополучателем: Дт 60401 (А+) – Кт 60804 (А-).

3)Банк получил на безвозмездной основе хоз. инвентарь и принадлежности: Дт 61009 (А+) (могут быть также счета 60401, 60901) – Кт 70601 (П-).

Стоимость безвозмездно полученного имущества отражается в текущих доходах банка; если получены объекты ОС или нематериальных активов, амортизация по ним не начисляется.

Учет операций по покупке (приобретению) объектов основных средств.

Начислить амортизацию на принятый в эксплуатацию объект банк имеет право с месяца, следующего за месяцем принятия в эксплуатацию. Начисление амортизации производится, пока ее общая сумма не совпадет с балансовой стоимостью объекта.

Если объекты имущества прошли переоценку и их балансовая стоимость увеличилась, то производится пересчет суммы ежемесячной амортизации с учетом произведенной переоценки.

Пример:

Банк приобретает специализированную авто-инкассаторскую машину.

1.Произведена предоплата инкассаторской машины, приобретаемой у фирмы – нерезидента. Предоплата в долларах США: Дт 60312 810 (А+) – Кт 30114 840 (А-) – 960.

2.От поставщика получен инкассаторский автомобиль: Дт 60701 810 (А+) – Кт 60312 810 (А-) – 960.

3.С кор. счета оплачены услуги транспортной компании по перевозке данного авто (10 % от стоимости объекта): Дт 60701 (А+) – Кт 30102 (А-) – 96.

4.Оплачены услуги фирмы по подготовке инкассаторского авто к эксплуатации: Дт 60701 (А+) – Кт 30102 (А-) – 48.

5.Авто по акту принят в эксплуатацию инкассаторской службой банка и отражается в учете как объект ОС, принадлежащий банку на праве собственности (балансовая стоимость объекта сформировалась по дебиту балансового счета 60701): Дт 60401 (А+) – Кт 60701 (А-) – 1104.

6.Т.к. инкассаторское авто передан в эксплуатацию в ноябре 2007 года, то начисление амортизации начнется с 1 декабря 2007 года. Срок полезного использования указанного авто – 3 года, таким образом, сумма ежемесячных амортизационных отчислений составляет 30,7: Дт 70606 (А+) – Кт 60601 (П+) – 30,7.

Балансовая стоимость объекта 1140, срок полезного использования – 3 года. Исходя из балансовой стоимости и срока полезного использования объекта, начисляется сумма ежемесячной амортизации: 1140/36=30,7: Дт 70606 – Кт 60601 – 30,7 ежемесячно. Для учета амортизации по данному объекту на счете 60601 открывается отдельный лицевой счет.

7.Авто находится в эксплуатации 1 год и за это время сумма начисленной амортизации составила 368,4. Затем авто попал в ДТП и не подлежал восстановлению:

Пример 1:

1.Списывается выбывший объект ОС – авто после ДТП, не подлежащий восстановлению:

1.1.Списывается авто как объект ОС по его балансовой стоимости: Дт 61209 – Кт 60401 - 1104.

1.2.Списывается амортизация, начисленная по выбывшему авто: Дт 60601 – Кт 61209 – 368,4.

1.3.Оприходованы детали от списанного авто, годные к использованию в качестве зап. частей: Дт 61002 – Кт 61209 – 31,6.

1.4.На расходы банка списывается убыток от эксплуатации данного авто: Дт 70606 – Кт 61209 - 704.

Пример 2:

2.Списывается объект ОС – авто в связи с его продажей:

2.1.Списывается балансовая стоимость проданного авто: Дт 61209 – Кт 60401 - 1104.

2.2.Списывается начисленная амортизация на проданный авто: Дт 60601 – Кт 61209 - 1104.

2.3.Отражается в учете выручка от продажи данного авто: Дт 30102 – Кт 61209 – 301,6.

2.4.На доходы списывается прибыль от эксплуатации данного авто: Дт 61209 – Кт 70601 – 301,6.

Наши рекомендации