Основные элементы производственной мощности
Основные элементы производственной мощности (которые определяют величину)
1. Состав оборудования и его количество по видам. 2. Технико-экономические показатели использования машин и оборудования. 3. Фонд времени работы оборудования. 4. Производственная площадь предприятия. 5. Номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющий на трудоемкость при данном составе оборудования.
Не принимается в расчет: оборудование вспомогательных служб; ремонтно-механических; электроремонтных и других служб, а так же резервное оборудование.
В расчет принимается: действующее оборудование и оборудование простаивающее вследствие ремонта, модернизации, отсутствия загрузки.
Для ряда цехов предприятий (отдельных предприятий): сборочных, сборочно-сварочных, на механизированных литейных производств - главнейшим фактором определяющим величину ПМ является площадь- это те площади, на которых осуществляется технический процесс изготовления продукции. К этим площадям относятся: * площади, занятые оборудованием для технологического процесса;* транспортное оборудование для его обеспечения ;* проходы м/у оборудованием;* рабочие места.
Не принимается в расчет вспомогательные площади, к ним относятся: * площади инструментального и ремонтного хозяйства цехов,* помещения отдела технического контроля,
* пожарные и магистральные проезды в цехах др.
Размеры площадей определяются по данным технического паспорта предприятия, или по замерам тех цеха (др здания) по внутреннему периметру за вычетом всех ПМ.
При расчете ПМ следует учитывать * календарный (номинальный): * региональный (режимный), * действительный фонд времени.
Календарный(номинальный): фонд времени = количеству календарных дней в расчетном периоде * 24 часа.
Региональный (режимный) определяется режимом пр-во = число раб дней в плановом периоде * число часов в рабочем времени.
Действительный: время на планово – предупредительный ремонт.
В расчете ПМ должен закладываться максимально возможный действительный фонд времени работы оборудования.
Гомзикова Катя
24. Планирования использования производственной мощности предприятия. Понятие и подходы к планированию.
25. Основные пути повышения эффективности производственной мощности предприятия
26. Качественные показатели производственной программы
27. Понятие себестоимости. Структура затрат в себестоимости
Экономика предприятия
Планирование использования производственной мощности (ПМ) предприятия. Понятие и подходы к планированию.
Производственная мощность – максимально возможный годовой объем производства продукции, рассчитанный на основе полного использования всего установленного оборудования, полного использования времени его работы в течение года при применении технических норм производительности оборудования и современной организации производства и труда, т.е. при оптимальном использовании всех факторов, определяющих выпуск продукции.
ПМ рассчитывается только в натуральных и условно-натуральных единицах изменения.
Расчет ведется только по выпускному оборудованию основных производств для всего ассортимента.
При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы: структура и величина основных производственных фондов; качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа; нормы производительности оборудования, трудоемкости изделий, выход продукции и сырья; режим работы предприятия; уровень организации производства и труда; качество сырья и ритмичность поставок и.т.д.
Планирование ПМ заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить: входную мощность; выходную мощность; показатели степени использования мощности.
Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода.
Выходная мощность – мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.
Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности (Мс), рассчитываемой по формуле:
М с= Мн+ Му(Ч1 / 12) + Мр (Ч2 / 12) + М(Ч3 / 12) – Мв((12 – Ч 4) / 12
где Мн – производственная мощность на начало планируемого периода (года); Му – увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;
Ч1, Ч2, Ч3, Ч4 – соответственно число месяцев работы мощности;
Мр – прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;
Мун – увеличение (+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям;
Мв – уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
ПЛЮС еще может быть нужно:
Планирование служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.
Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, его природы. В данном случае планирование подразумевает под собой процесс эффективного расходования имеющихся ресурсов предприятия с целью получения максимальной отдачи и максимальной нормы прибыли.
Второй – конкретно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Планирование ПМ очень важно в достижении долгосрочного успеха организации. При выборе стратегии ПМ, менеджеры должны рассмотреть вопросы следующего типа: «Мы должны иметь одну большую ПМ или несколько маленьких?», «Мы должны расширить ПМ прежде, чем возникнет дополнительный спрос или ждать, пока он не появится? Для ответа на эти вопросы менеджеры предприятия должны исследовать три измерения стратегии выбора ПМ перед принятием соответствующих решений: выбор размера запаса ПМ, выбор времени и размера расширения и связывание решений по ПМ с другими принимаемыми решениями.
Выбор размера запаса ПМ. Средний уровень использования ПМ не должен подходить слишком близко к 100%. Когда возникает такая ситуация – это сигнал о необходимости увеличения ПМ или уменьшения принимаемых заказов. Запас ПМ – это количество дополнительной ПМ, которую фирма сохраняет, чтобы справиться с внезапным увеличением спроса или временными потерями производительности; она измеряет насколько средний уровень использования меньше 100%. В бизнесе используют большие запасы ПМ, когда спрос подвержен значительным изменениям. Большие запасы ПМ также необходимы, когда будущий спрос точно не определен. Другой тип неуверенности в спросе происходит из-за изменений в сочетании видов изделий. Хотя общий спрос может остаться устойчивым, центр тяжести может перемещаться от одних сочетаний к другим. Аргумент в пользу маленьких запасов ПМ достаточно прост: замороженные деньги, не участвующие в производстве.
Вторая проблема стратегии ПМ состоит в том, чтобы определить: когда ее расширять и насколько. Существуют две крайние стратегии: экспансионистская стратегия, которая добавляет ПМ большими, но редкими порциями, и стратегия wait-and-see («ждать и смотреть» или «поживем-увидим»), которая делает эти добавки меньшими порциями, но более часто. В первом случае ПМ наращивается заблаговременно (когда заканчивается ее запас), а во втором, когда ее дефицит достигнет определенного порога.
Выбор времени и размера расширения связаны между собой. Если увеличивается спрос и время между приращениями ПМ, размер приращений должен также расти. Экспансионистская стратегия, которая идет впереди спроса, минимизирует потери в продажах из-за недостаточной ПМ. Wait-and-see стратегия следует за спросом, полагаясь на краткосрочные варианты: использование сверхурочного времени, временных рабочих, субподрядчиков, внешние склады, чтобы компенсировать любые нехватки.
Несколько доводов можно высказать за экспансионистскую стратегию. Расширение может дать экономию за счет масштаба производства и помочь фирме уменьшить затраты и конкурировать на цене.
Консервативная wait-and-see стратегия состоит в том, чтобы расшириться с меньшими затратами, например, ремонтируя существующие ПМ, а не создавая новых. Так как стратегия wait-and-see следует за спросом, это уменьшает риск перепроизводства, основанного на чрезмерно оптимистических прогнозах спроса, устаревшей технологии или неточных предположений относительно конкуренции. Однако, эта стратегия имеет другие риски, например – быть обойденной конкурентами, применяющими превентивный маркетинг или неспособностью отреагировать на неожиданно-высокий спрос. Wait-and-see стратегия удовлетворяет этой краткосрочной перспективе, но может разрушить долю на рынке на длительном отрезке времени.
Руководство может выбирать одну из этих двух стратегий или любой из множества промежуточных вариантов. Со стратегиями умеренной середины фирмы могут расширяться более часто (меньшими объемами) чем экспансионистской стратегией, но не всегда отставать от спроса как с Wait-and-see стратегией. Стратегия из этой середины - follow-the-leader («следовать за лидером»), то есть, расширяя производство тогда, когда это делают другие. Если остальные действуют таким же образом, то никто не получает конкурентного преимущества.
Связь ПМ и других принимаемых решений. Решения о расширении ПМ должны быть тесно связаны со стратегиями и операциями во всей организации. Когда менеджеры принимают решения относительно местоположения, гибкости ресурса и оборудования, они должны рассмотреть вопрос воздействие этого решения на размер запаса производственной мощности. Этот запас предохраняет организацию от неопределенности так же, как и гибкость ресурсов и оборудования. Если система хорошо сбалансирована и сделано изменение в некоторой другой области принятия решений, то запас производственной мощности может нуждаться в изменении, чтобы компенсировать это решение. К примерам таких связей с ПМ можно отнести:
- конкурентные приоритеты. Изменения в конкурентных приоритетах, которые приводят к более быстрым поставкам, требуют, чтобы большой запас ПМ учитывал всплески в спросе, если содержание склада готовых изделий неосуществимо или неэкономично;
- менеджмент качества. При повышении уровня качества продукции можно использовать меньший запас ПМ, потому что будет меньше неуверенности, вызванной потерями в объеме выпуска продукции;
- капиталоемкость. Инвестиции в новые дорогие технологии делают процесс производства более капиталоемким, заставляя уменьшать запас ПМ, чтобы получить приемлемые сроки возвращения вложенных средств;
- гибкость ресурсов. Уменьшение гибкости рабочей силы требует увеличения запаса ПМ для компенсации перегрузки операций, которая вполне вероятно произойдет при менее гибкой рабочей силе;
- оборудование. Уменьшение уверенности в оборудовании при прежней норме выработки требует увеличения запаса ПМ для удовлетворения спроса в пиковые периоды;
- планирование. Более устойчивая окружающая среда позволяет иметь меньший запас ПМ, потому что изделия или услуги могут быть запланированы с большим уровнем гарантии.
Существенна связь между решениями о местоположении и ПМ. Фирма, которая расширяется, должна добавить новые участки производства и находить подходящие места для них, принимая во внимание, что часть старых мощностей, возможно, придется устранить.
Наконец, из-за связи решения об изменении ПМ с другими функциональными областями, требуется осторожная интеграция планов. Следует использовать маркетинг для знания особенностей рыночных сегментов и прогнозирования спроса. Финансовый анализ необходим, потому что расширение требует существенных капиталовложений, которые должны быть взяты из чистой прибыли или получены из внешних источников. Анализ людских ресурсов требуется, потому что изменения ПМ ведут к найму и обучению новых рабочих, и могут также означать болезненное сокращение производства и падение его объемов.
Планирование ввода дополнительных ПМ рекомендуется осуществлять по следующим этапам.
1. Оценить требуемую ПМ.
2. Вычислить разницу между требуемой и доступной ПМ.
3. Составить варианты планов ликвидации разрыва.
4. Качественно и количественно оценить каждую альтернативу и сделать окончательный выбор.