Налоговая система РФ: становление, развитие, недостатки, пути реформирования

Кафедра финансов и кредита

Контрольная работа

по дисциплине:

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Экономический факультет,

3 курс

Специальность: 080105

Группа: ЗЭФК-31

Выполнила: Матвеева Н.М.

Проверил: Мироненко Н.В.

Вологда

Содержание

1. Налоговая система РФ: становление, развитие, недостатки, пути реформирования…………………………………………………………..3

2. Налог на добавленную стоимость……………………………….….…..13

3. Задача………………………………………………………..…….….…...24

Список использованной литературы………………………………………..25

Налоговая система РФ: становление, развитие, недостатки, пути реформирования.

Современная российская налоговая система сло­жилась на рубеже
1991-1992 гг., в период политическо­го противостояния, кардинальных экономических пре­образований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и соци­альный кризис в стране — вес эти факторы непосред­ственно повлияли на ее становление. Существующая рос­сийская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по­строения в основном соответствует общераспространен­ным в мировой экономике системам налогообложения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1. Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) единый социальный налог;

6) государственная пошлина;

7) таможенная пошлина и таможенные сборы;

8) налог на пользование недрами;

9) налог на добычу полезных ископаемых;

10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

11) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

12) лесной налог;

13) водный налог;

14) экологический налог;

15) федеральные лицензионные сборы.

2. Региональные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) налог на игорный бизнес;

5) транспортный налог;

6) региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Принципы налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на:

1) признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

3) недискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

4) экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

5) ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов нашел определенное отражение в ст.3 Налогового кодекса.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п."и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п."а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п."б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).

Становление и развитие отечественной налоговой системы можно разделить на два: до принятия части первой НК РФ (1992-1998гг.) и после введения его в действие (с 1999г). Первый период характеризуется значительной нестабильностью и неурегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, снижением всех основных социально-экономических показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой ответственностью налогоплательщиков за на­рушение налогового законодательства, налоговой де­централизацией по введению большого числа региональ­ных и местных налогов, не предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», необосно­ванным созданием на территории страны регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем налоговой дисциплины. В структуре налогов ведущее место занимали налоги с организаций при незначитель­ной доли личного подоходного налога, с традицион­ным, исключительно фискальным преобладанием кос­венных налогов над прямыми, что в условиях сложив­шейся социально-экономической ситуации в России свидетельствовало о пассивной роли государства в осу­ществлении экономических преобразований.

При существенных значительных показателях кос­венного налогообложения, можно с уверенностью ска­зать, что российская налоговая политика 90-х годов XX века носила, прежде всего, фискальный характер. Со­зидательный аспект налогообложения фактически от­сутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в ин­вестиционной деятельности, оттоку капиталов из от­раслей промышленного и сельскохозяйственного про­изводства в сферу спекулятивных «коротких денег», в теневую экономику, создавало предпосылки для раз­вития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения. Чрезмерное многообразие подза­конных актов методико-нормативного характера буквально запутывало законопослушного налогоплатель­щика, а недобросовестному позволяло обнаружить «пра­вомерную» лазейку для уклонения от уплаты налогов.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровож­далось значительным ростом числа налоговых правона­рушений. По оценкам специалистов, в результате неис­полнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюд­жетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причи­ной непоступления налогов в государственную казну.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление от­дельных граждан и декларируемыми ими доходами; ста­бильный рост объема денежной наличности, находящей­ся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки.

Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепен­ной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых право­отношений.

Во-первых, было законодательно установлены осо­бые требования, предъявляемые к актам законодатель­ства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о нало­гах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструк­ции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязатель­ны только для своих соответствующих подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российс­кой Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на фе­деральном уровне основных элементов налогообложе­ния по региональным и местным налогам, что призва­но оградить хозяйствующих субъектов от необоснован­ного повышения налоговой нагрузки. С другой сторо­ны, региональные и местные власти могут самостоя­тельно устанавливать по региональным и местным на­логам отдельные элементы налогообложения для про­ведения собственной налоговой политики. Эти положе­ния НК РФ призваны гарантировать стабильность ус­ловий предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирова­ния — комплекса форм и методов осуществления нало­гового контроля, предусмотрен закрытый перечень ви­дов налоговых правонарушений, в целом, с учетом тре­бований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Полнота правового регулирования налоговых отно­шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това­ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи­ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи­заций — были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справед­ливой и нейтральной по отношению к различным кате­гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме­нения должны были способствовать снижению уклоне­ния от налогообложения.

Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.

Первым важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998 году и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также налоговым администрированием. В частности, были введены важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы, четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентированы процесс исполнения обязанности по уплате налогов и правила налогового контроля, установлена ответственность за налоговые правонарушения.

В течение 2002 г. по ключевым направлениям налогового реформирования правительством были приняты следующие решения:

- С 01.01.2002 г. ставка налога на прибыль снизилась на 11% до 24% при отмене всех льгот.

- С 01.01.2003 г. вступили в силу главы части второй Налогового кодекса 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.

- Принято решение об отмене налога с продаж с 1 января 2004 г.

Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью приняты кардинальные по­правки в отдельные виды налогов, активно реализует­ся общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги и налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики.

Налоговая система России с 2005 г состоит из 15-ти налогов и сборов и 4-х специальных налоговых режимов, сообщается в материалах Министерства финансов, опубликованных в понедельник на официальном интернет-сайте правительства РФ. При этом Минфин считает необходимым реализацию ряда дополнительных мер по оптимизации налоговой нагрузки.

В ходе реформирования налоговых отношений должна возрасти роль имущественного налогообложения. Предстоит производить оценку показателей, влияющих на исчисление налогов, исходя из рыночных факторов. По налогу на имущество физических лиц предлагается постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц, по земельному налогу - исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Однако наиболее важные меры по проведению налоговой реформы в России уже реализованы. Отменены неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность оборотные налоги, налог с продаж.

Платежи в государственные социальные фонды заменены единым социальным налогом.

С 2005 г. сокращено количество интервалов налоговой базы, а также изменены размеры регрессивных ставок, применяемые к соответствующим интервалам, и их распределение между федеральным бюджетом и фондами социального и медицинского страхования. В частности, к первому интервалу (налоговая база до 280 тыс. руб.) будет применяться ставка 26%. Также отменяется условие использования регрессивных ставок.

Существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда за счет введения плоской шкалы налога на доходы физических лиц и увеличения размеров имущественных налоговых вычетов.

Установлен новый режим применения налога на прибыль организаций с резким снижением ставки этого налога.

Из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций исключены запасы, затраты и нематериальные активы.

Урегулирован порядок взимания водного налога, сбора за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

С 2005 г. вводится в действие глава Налогового кодекса РФ о государственной пошлине, объединившая порядок уплаты сборов, установленных в настоящее время различными нормативными правовыми актами.

Среди причин увеличения абсолютных сумм налогов, наряду с благоприятной конъюнктурой на товары российского экспорта, Минфин отмечает расширение налоговой базы за счет отмены налоговых льгот, ликвидацию некоторых каналов ухода от налогообложения, а также улучшение работы по налоговому администрированию. При этом общая либерализация налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.

Наши рекомендации