Виды договоров во внешнеэкономической деятельности

Форма ВЭД Вид договора
Международная торговля товарами контракт международной купли-продажи; бартерный контракт; компенсационные соглашения.
Международная торговля услугами договор подряда; договор поручения; договор комиссии; договор перевозки; договор консигнации; договор о материально-техническом обслуживании производства; договор о ремонте; договор об эксплуатации промышленных объектов; договор о сотрудничестве в сфере международного туризма.
Международное производственно-техническое сотрудничество договор о международной производственной кооперации; соглашение о промышленном сотрудничестве; договор концессии; договор на сооружение крупных производственных объектов; договор между сторонами, объединяющимися для осуществления конкретного проекта.
Международный обмен объектами интеллектуальной собственности лицензионные соглашения (на изобретение, ноу-хау, товарный знак); комбинированный международный договор о поставке оборудования и лицензий; международный договор о проектировании и строительстве промышленных объектов, содержащий лицензионную часть; договор о выполнении НИОКР.
Международное инвестиционное сотрудничество лизинговые соглашения; кредитные соглашения; договоры о создании совместных предприятий; договоры о совместных инвестиционных проектах (программах).
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения кредитные соглашения; договоры о корреспондентских соглашениях между банками; договоры о валютно-кассовом обслуживании участников ВЭД с банками.

Для всех видов договоров, оформляющих различные отношения в ВЭД, роль базового выполняет договор международной купли-продажи товаров, в международной коммерческой практике называемый контрактом.

Контракт международной купли-продажи - основной коммерческий документ, оформляющий внешнеторговую сделку, в котором содержатся договоренности сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера в оговоренные сроки передать в собственность покупателя-импортера товары согласованного количества и качества и обязательство покупателя-импортера принять и оплатить поставленные товары.

Понятие "внешнеэкономический контракт (договор)" используется, главным образом, в подзаконных нормативных актах. Законы России используют понятие "внешнеэкономическая сделка".

При этом современное российское законодательство не содержит определения ни внешнеэкономического контракта, ни внешнеэкономической сделки. Законодатель вообще не делает никакого разграничения между внешнеэкономическим и внешнеторговым контрактом, хотя различие между ними очевидно и принципиально: в последнем случае речь идет только о договоре купли-продажи (поставки, мены), тогда как внешнеэкономический контракт (договор) включает в себя абсолютно весь спектр сделок, известных гражданскому праву.

При подготовке контракта важно определиться с выгодным для фирмы вариантом базисных условий.

Содержание контракта во многом зависит от того, насколько успешным оказалось коммерческое предложение (оферта), направленное потенциальному партнеру. Поэтому вначале рассмотрим вопросы, связанные с разработкой оферты.

Различают два вида оферты: твердую и свободную.

Твердая оферта - это документ, в котором дается письменное предложение на продажу определенной партии товара, посланное продавцом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением.

Срок оферты зависит от спроса на рынке предлагаемого товара: чем больше спрос, тем короче срок действия оферты.

Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение (почтой, телеграфом, телексом, факсом), содержащее безоговорочное согласие со всеми условиями твердой оферты на предложение или контроферту с указанием своих условий срока для ответа.

Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя. При несогласии он либо считает себя свободным от обязательств по оферте, о чем письменно извещает покупателя, либо посылает ему новую оферту с учетом предложенных покупателем условий или на новых условиях, отличных от предложенных покупателем.

Неполучение ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока равносильно его отказу от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает продавца от сделанного им предложения. Только после отказа покупателя товар может быть предложен другому, но на тех же условиях, на которых выдана первая твердая оферта.

Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения (акцепта) контроферты продавцом сделка считается заключенной.

Первая твердая оферта - это твердая оферта для покупателя, который обладает преимущественным правом закупки или сбыта предлагаемого товара на данном рынке, именуемым "правом первой руки".

Свободная оферта - это документ, который может быть выдан на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Он не связывает продавца своим предложением, не устанавливает сроки для ответа.

В соответствии со ст. 432 и ст. 435 ГК РФ оферта должна содержать существенные условия договора, а именно: условия о предмете договора; условия, оговоренные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В ст. 437 ГК РФ зафиксировано понятие публичной оферты: "содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)".

Таким образом, коммерческое предложение (оферта) должно отвечать следующим обязательным требованиям:

· оно должно быть направлено одному или нескольким конкретным лицам;

· содержание предложения должно быть четко и ясно сформулировано, т. е. в нем должна содержаться вся необходимая информация о наиболее существенных условиях возможной сделки;

· в нем должно быть выражено твердое намерение выполнить обязательства, налагаемые на инициатора предложения (оферента), в случае принятия адресатом всех содержащихся в оферте условий, т. е. ее акцепта.

Внешнеэкономический контракт имеет следующие признаки:

· один из контрагентов по сделке - представитель иностранного государства;

· товар поставляется на зарубежную территорию;

· в процессе доставки от производителя (экспортера) к покупателю (импортеру) товар пересекает границы двух и более государств;

· контракт подписывается уполномоченными лицами, подписи которых заверяются печатями контрагентов.

Перечислим функции контракта международной купли-продажи товара:

· юридически закреплять отношения между сторонами, придавая им характер обязательств;

· определять порядок, последовательность и способы совершения сделок между партнерами;

· предусматривать меры по обеспечению выполнения сторонами.

Контракты международной купли-продажи классифицируются по ряду критериев:

а) по продолжительности отношений между контрагентами различают контракты разовые, оформляющие единичную поставку одной стороной другой стороне согласованного между ними количества товара к определенной дате, и контракты с периодической поставкой, предусматривающие регулярные поставки согласованного количества товара на протяжении установленного срока;

б) в зависимости от формы оплаты различают контракты с оплатой в денежной форме, с оплатой в товарной форме, со смешанной формой оплаты (денежной и товарной);

в) в зависимости от разработчика контракты подразделяются на индивидуальные, текст которых разрабатывают контрагенты по сделке, руководствуясь соответствующими нормами международного и национального права, и типовые, представляющие примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме и сформулированных заранее с учетом торговых правил, обычаев, обыкновений. Типовые контракты разрабатываются международными экономическими организациями; ассоциациями и союзами производителей, экспортеров, предпринимателей; комитетами товарных бирж применительно к определенным товарам (например, к машинно-технической продукции), видам услуг (например, инжиниринговым) или видам производственного и научно-технического сотрудничества. Как правило, типовой контракт состоит из двух частей - согласуемой и заполняемой партнерами (например, наименование сторон, количество, качество, цена, срок и место поставки товара) и унифицированной части (общих условий), которая остается неизменной в каждом конкретном случае.

Контракт представляет собой совокупность взаимосвязанных условий. Условие внешнеэкономического контракта - это пункт, параграф или статья договора, фиксирующая отдельные обязанности сторон по сделке. Структура внешнеэкономического контракта купли-продажи товаров, как правило, включает в себя следующие статьи:

· преамбулу;

· предмет контракта (наименование товара);

· количество товара;

· качество товара;

· цену и общую стоимость;

· базисные условия поставки;

· сроки поставки;

· упаковку и маркировку;

· условия платежа;

· транспортные условия (порядок отгрузки);

· страхование;

· сдачу-приемку товара;

· гарантии;

· рекламации;

· штрафные санкции;

· форс-мажор;

· арбитраж;

· прочие условия.

Структура контракта, т. е. набор условий и их последовательность определяется характером сделки, видом товара, отношениями сторон и т. д. Например, при купле-продаже машин и оборудования в контракт включаются такие статьи, как "технические условия", "техническая документация", "гарантийный период", "послегарантийное обслуживание" и т. п. При купле-продаже товаров, требующих получения экспортных (импортных) лицензий, в контракт включается статья "лицензия".

Условия контракта классифицируются на:

1) существенные, невыполнение которых одной стороной дает право другой стороне расторгнуть контракт с возмещением ей всех потерь, последовавших в связи с расторжением контракта, и несущественные, при неисполнении или ненадлежащем исполнении которых одной стороной другая имеет право отказаться от принятых обязательств, но вправе требовать надлежащего исполнения нарушенного условия и возмещения ущерба в соответствии со штрафными санкциями, зафиксированными в контракте;

2) обычные, которые, как правило, присутствуют в тексте контракта (например, арбитраж, форс-мажор и др.), и специфические, присущие только данному контракту (например, конфиденциальность, патентная оговорка и т. п.);

3) юридические, фиксирующие место и дату подписания контракта; наименование сторон; правомочность лиц, подписывающих контракт; санкции за ненадлежащее исполнение или неисполнение сторонами своих обязательств; условия прекращения контракта, арбитраж, коммерческие условия сделки - количество, качество товара и сумма контракта, валюты цены и платежа, порядок и сроки расчетов и др.

При разработке текста контракта необходимо исходить из определенных методических принципов, среди которых:

- учет соответствующей нормативной правовой базы заключения международных договоров, выработанной мировым сообществом;

- соблюдение национального законодательства в части порядка оформления международных сделок стран - контрагентов договора;

- учет наличия типовых контрактов. Контракт - это система, в которой изменение одного из условий, например, увеличивающего обязанности экспортера, ведет к изменению других условий, в том числе обязанностей импортера, поэтому при составлении контракта применяется системный поход;

- каждая сторона в контракте отстаивает свои интересы, но учитывает интересы другой стороны. Без компромиссов подписание контракта станет невозможным;

- каждая из сторон должна учитывать ошибки, как типичные, так и свои, допущенные в ранее заключенных контрактах.

11.3. Торговые посредники при выходе на внешний рынок

Помимо прямого выхода на внешний рынок, потенциальные экспортеры могут использовать косвенный метод путем заключения специального договора с торговым посредником.

Торгово-посреднические операции (ТПО) – это операции с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера (покупателя-импортера) не зависимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними договора или отдельного поручения.

Посредники – лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделку. Они действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров, в других областях. В качестве посредников могут выступать как отдельные лица, так и учреждения.

Посредническая фирма – независимое коммерческое предприятие или организация, стоящие между производителями и потребителями товаров и содействующие реализации последних.

Функции торговых посредников:

· поиск иностранного партнера;

· подготовка и совершение сделки;

· кредитование сторон;

· предоставление гарантий оплаты товара покупателем;

· осуществление транспортно-экспедиторских операций;

· страхование товаров при транспортировке;

· выполнение таможенных формальностей;

· проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки;

· осуществление технического обслуживания;

· проведение иных операций.

В случае использования услуг посредника эффективность внешнеэкономических операций повышается за счет следующих факторов:

- увеличения темпов сбыта товаров;

- значительной экономии средств в связи с отсутствием необходимости в создании заграничной сбытовой сети;

- оптимизации условий реализации посредством быстрого реагирования на изменения рынка;

- повышения конкурентоспособности товара путем сокращения сроков поставки, предпродажного сервиса, технического обслуживания;

- авансирования экспортеров посредниками;

- получения ценной первичной информации о рынке, качестве и конкурентоспособности товара;

- получения дополнительной выгоды за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что экспортеры и импортеры товаров и услуг прибегают к услугам посредников только в том случае, если выплачиваемое посредником вознаграждение ниже, чем возможные затраты продавцов и покупателей на самостоятельную организацию ими сбыта или закупок необходимых товаров и услуг.

При выборе коммерческого посредника следует руководствоваться следующими критериями:

· посредник не должен представлять на данном рынке интересы другой фирмы;

· должен располагать соответствующими торговыми, демонстрационными и складскими помещениями;

· иметь субагентскую сбытовую сеть на агентируемой территории;

· иметь безукоризненное финансовое положение и обладать безупречной деловой репутацией;

· торговый и технический персонал посредника должен иметь необходимые знания и опыт работы с соответствующими товарами.

В зависимости от характера взаимоотношений между производителем-экспортером и посредником, а также от функций, выполняемых торговыми посредниками, можно выделить несколько видов торгово-посреднических операций (ТПО): операцию по перепродаже, комиссионные, агентские, брокерские (рис 11.1).

ТПО
Операции по перепродаже
Комиссионные
Агентские
Брокерские
Комиссионные фирмы
Агентские фирмы
Торговые дома
Брокерские фирмы
Фэкторы

Рисунок 11.1. - Схема видов и организационных форм

Наши рекомендации