Инструментарий экономического анализа

Для изучения производственно-хозяйственных и финансовых процес­сов и их результатов используется совокупность взаимосвязанных методов и приемов экономического анализа. Они применяются на различных эта­пах исследования для:

· первичной обработки собранной информации (проверки, группи­ровки, систематизации);

· изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

· определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

· расчета неиспользованных и перспективных резервов увеличе­ния эффективности производства;

· обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятель­ности предприятий;

· обоснования планов экономического и социального развития, уп­равленческих решений, различных мероприятий.

Методы и приемы можно подразделить на экономико-логические, экономико-математические, эвристические и др.

К экономико-логическим приемам относятся: сравнение, детализа­ция, группировки, средние и относительные величины, балансовый ме­тод, методы последовательного изолирования факторов, абсолютных и относительных разниц.

К экономико-математическим, наиболее часто применяемым в экономическом анализе, можно отнести интегральный, графический, корреляционно-регрессионный методы. Применяются и другие бо­лее сложные методы.

К эвристическим методам относятся методы обработки инфор­мации, основанные на изучении и обобщении прошлого опыта. При­меняются в ходе комплексной рейтинговой оценки финансовой дея­тельности предприятия.

В основе аналитического чтения финансовых отчетов лежит дедук­тивный метод, то есть от общего к частному. Он должен применяться многократно. В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логи­ческая последовательность хозяйственных фактов и событий, направлен­ность и сила влияния их на результаты деятельности.

Важнейшим приемом экономического анализа является сравне­ние. Его сущность состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними. С помощью сравне­ния устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изуча­ются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдель­ных факторов, дается оценка результатов работы предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, определяются перспективы развития.

Основные типы сравнения:

· фактических показателей с плановыми, нормативными, с показа­телями прошлых периодов; со средними данными; с передовыми дости­жениями; с показателями родственных предприятий (в том числе и дру­гих стран); с показателями структурных подразделений предприятия;

· сравнение разных вариантов решения экономических задач с це­лью выбора оптимального из них;

· сравнение параллельных и динамических рядов чисел с целью ус­тановления и обоснования наличия, формы и направления связи между показателями.

Сравнение предъявляет определенные требования к сравниваемым величинам. Они должны быть соизмеримы и качественно однородны. Для этого необходимо обеспечить:

· сравнимость календарных периодов времени при изучении дина­мики показателей;

· единство оценки с целью нейтрализации ценового фактора. Напри­мер, для выявления изменения объема производства выпуск продукции дол­жен оцениваться в сопоставимых ценах с использованием индекса цен;

· единство количественных и структурных факторов. Для этого срав­ниваемые качественные показатели (например, себестоимость) пересчитываются на одинаковое количество и структуру (фактические).

Обязательным условием сопоставимости сравниваемых пока­зателей является единство методики их исчисления. Особенно важ­ное значение имеет это условие при сравнении данных с предприя­тиями других стран.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнитель­ного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уров­ня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого пе­риода, среднего уровня).

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельно­го веса частей в целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, соб­ственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала).

Трендовый анализ применяется при сравнении каждой позиции от­четности с рядом предшествующих периодов с целью определения тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от слу­чайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

С помощью тренда формируют возможные значения показателей в буду­щем, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Детализация как прием широко используется при анализе деле­ния факторов и результатов хозяйственной деятельности по времени и месту (пространству). С его помощью вскрываются положительные и отрицательные действия отдельных факторов, результаты влияния ко­торых, как правило, взаимно погашаются в итоговых показателях рабо­ты предприятия за отчетный период.

Группировка как способ подразделения рассматриваемой совокуп­ности на однородные по изучаемым признакам группы применяется в ана­лизе для раскрытия содержания средних итоговых показателей и влия­ния отдельных единиц на эти средние.

Группировки подразделяются на типологические, аналитические и структурные.

Типологические группировки служат для выделения определен­ных типов явлений или процессов. Примером типологических группи­ровок могут быть группы предприятий по формам собственности, ви­дам деятельности.

Аналитические группировки (причинно-следственные) используют­ся для определения наличия, направления и формы связи между изучае­мыми показателями. Применяются для установления связи между группировочным признаком и показателями, характеризующими группы. Ана­литические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей, опреде­лить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Структурные группировки дают возможность изучить структуру определенных явлений по определенным признакам (например, группировка активов по степени ликвидности). Структурные группировки применяются в вертикальном анализе баланса, когда устанавливают структуру хозяйствен­ных средств по составу и источникам образования и причины структурных изменений за анализируемый период.

Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений и показателей.

Относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы)дают возможность отвлечься от абсолютных величин изучаемых показателей, глубже понять существо и характер отклонения от базы. Они особенно не­обходимы для изучения динамики показателей за ряд отчетных периодов. Рост или снижение показателей могут быть исчислены по отношению к единой базе, принятой за исходную, или по отношению к скользящей базе, то есть к предшествующему показателю. Этот метод используется в гори­зонтальном анализе баланса и другой бухгалтерской отчетности при определении относительных изменений (темпов роста, прироста).

Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений. Применяются среднеариф­метические, взвешенные и среднехронологические. Они дают возмож­ность получить обобщенную характеристику каждого отдельного признака и всей их совокупности.

Средние величины применяются при проведении анализа обора­чиваемости материально-производственных запасов и всех оборотных активов, рентабельности авансированных средств и доходности про­дукции. Однако следует помнить, что всякая средняя нивелирует, сгла­живает, взаимно погашает положительные и отрицательные отклоне­ния, следовательно, способна затушевать изменения, происходящие в определенном процессе. Поэтому при анализе нельзя ограничиваться только средними и там, где это необходимо, нужно раскрыть их по со­ставным частям.

Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропор­ций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических по­казателей, итоги которых должны быть тождественны. Метод использу­ется при анализе обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства. Для определения платежеспособности предприятия применяется платеж­ный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

В качестве инструментария финансового анализа широко использу­ются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финан­сового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсо­лютных финансовых показателей к другим.

Финансовые коэффициенты используются: для сравнения по­казателей финансового состояния конкретного предприятия с ана­логичными показателями других предприятий или среднеотраслевы­ми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для оп­ределения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного экономического показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математичес­ки в форме функциональной зависимости.

Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена по­зволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный эко­номический показатель.

Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влия­ющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с ис­ходной базы, когда все факторы равны базисному показателю; поэтому общее число расчетов всегда на единицу больше количества определяю­щих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается пу­тем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается пер­вый; из третьего — второй и т. д.

Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных показателей, характери­зующих:

· абсолютный объем деятельности,

· объем финансовых ресурсов,

· объем доходов и затрат,

во вторую очередь — качественных показате­лей, характеризующих:

· уровень доходов и затрат,

· степень эффективнос­ти использования финансовых ресурсов.

Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется аб­солютная или относительная разница (отклонение от базисного пока­зателя) по изучаемым факторам и совокупному экономическому пока­зателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножа­ется на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количе­ственного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору — на отчетный количественный фактор.

Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновиднос­тью приема, получившего название «элиминирование».

Элиминирование — логический прием, используемый при изучении функциональной связи, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных.

Элиминировать — значит устранить, отклонить, исключить воз­действие всех факторов на величину результативного показателя, кро­ме одного. Метод исходит из того, что все факторы изменяются незави­симо друг от друга: первоначально изменяется один фактор, а все дру­гие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т. д. при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каж­дого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

Графический способ — прием, при котором применяют, графики, являющиеся масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Этот способ не имеет в анализе само­стоятельного значения, а используется для иллюстрации изменений в ди­намике, структурных сдвигов или других видов сравнения.

Выбор того или иного способа или приема определяется целью ана­лиза, требованиями к степени детализации анализа, к точности резуль­татов, характером взаимосвязи между показателями, характером ана­литических задач.

Независимо от выбранных способов алгоритм решения практичес­ки любой аналитической задачи содержит приемы сравнения, группиров­ки, балансовой увязки и графический, которые рассматриваются как спо­собы обработки первичной, исходной информации.

Использование приемов анализа для конкретных целей изучения со­стояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокуп­ности методику анализа.

Финансовые коэффициенты

Финансовые коэффициенты (financial ratios) — это, прежде всего, показате­ли текущей деятельности организа­ции, основанные на бухгалтерских от­четах и другой информации и исполь­зуемые для характеристики финансо­вой структуры организации. Известно более 100 различных финансовых коэффициентов, которые можно классифицировать по следу­ющим группам (в качестве примера приводятся наиболее распространен­ные в практике финансового анализа финансовые коэффициенты):

Финансовые коэффициенты качества управления актива­ми (asset management ratios).

Оборачиваемость дебиторской за­долженности — отношение суммы продаж за год к дебиторской задолжен­ности.

Оборачиваемость запасов (inventory turnover ratio) — отношение суммы продаж за год к величине запасов; рас­считывается так же, как отношение се­бестоимости продукции к величине за­пасов.

Оборачиваемость кредиторской задолженности — отношение себесто­имости продукции к кредиторской за­долженности.

Оборачиваемость общей суммы активов (total assets turnover ratio) — от­ношение годовой суммы продаж к ито­говым активам. Рост данного показате­ля говорит о повышении эффективно­сти их использования.

Оборачиваемость фиксированных активов (основных средств) (fixed assets turnover ratio) — отношение продаж к нетто-фиксированным активам.

Оборачиваемость чистых акти­вов — отношение продаж к чистым ак­тивам (долгосрочному капиталу). Дан­ный показатель характеризует объем продаж, который может быть сгенери­рован данным количеством чистых ак­тивов, рассчитываемых как разность между суммой всех активов и текущи­ми обязательствами (рис. 1). Он пока­зывает, с одной стороны, насколько эф­фективно используются чистые акти­вы, с другой — эффективность исполь­зования долгосрочного (постоянного) капитала.

Чтобы максимизировать этот пока­затель, необходимо: а) минимизиро­вать текущие и (или) фиксированные активы; б) максимизировать текущие обязательства.

Оборачиваемость товарно-матери­альных запасов (inventory turnover) — скорость реализации товарных запасов; обычно это отношение стоимости продаж за определенный период к средней величине товарно-материаль­ных запасов за этот же период.

Инструментарий экономического анализа - student2.ru

Рис. 1. Формирование показателя оборачиваемости чистых активов

Период оборота дебиторской за­долженности — отношение годового производственного цикла (обычно равного 360 дням) к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задол­женности.

Финансовые коэффициенты прибыльности (profitability ra­tios).

Базовая прибыльность активов (basic earning power ratio) — отношение прибыли до уплаты налогов и процен­тов к итоговым активам. Входит в груп­пу аналитических финансовых коэффициентов прибыльности.

Прибыльность активов (return on total assets, ROA) — отношение прибы­ли, находящейся в распоряжении вла­дельцев обыкновенных акций (т.е. при­были после уплаты налогов и процен­тов), к итоговым активам; входит в группу аналитических финансовых коэффициентов прибыль­ности.

Прибыль на инвестиции (return on investment, ROI) — отношение получен­ной прибыли к величине долгосрочных обязательств и собственного капитала. Называется также коэффициентом от­дачи на постоянный капитал (return on permanent capital).

Прибыль на собственный капитал (return on common equity, ROE) — отно­шение суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала компании; вхо­дит в группу аналитических Финансовый коэффициент прибыльности. Определяется так же, как отношение прибыли, находящейся в распоряжении владельцев обыкновен­ных акций (т.е. прибыли после уплаты налогов и процентов), к капиталу дер­жателей обыкновенных акций.

Финансовые коэффициенты рыночной стоимости акций (market value ratios) — используются для оценки и анализа акций, выпущен­ных компанией, и ее финансового по­ложения (в той мере, в которой оно от­ражается на рыночной стоимости ак­ций).

Прибыль на акцию (primary earnings per share (primary EPS)) — отношение чистой прибыли за вычетом налогов, процентов по долговым обязатель­ствам и дивидендов по привилегиро­ванным акциям к среднему числу непо­гашенных акций, включая акции, кото­рые возникнут в ближайшее время ис­ходя из ожидаемого числа конвертиро­вания в них варрантов и облигаций; ис­пользуется в финансовом менеджменте в варианте, учитывающем возможное изменение числа акций в ближайшем будущем.

Рыночная/балансовая стоимость акций (market/book ratio) — отношение рыночной стоимости одной акции к балансовой.

Цена/прибыль (price/earnings ratio (Р/Е)) — отношение цены акций к прибыли, приходящейся на одну ак­цию; используется для финансового анализа.

Финансовые коэффициенты левериджа {leverage ratios).

Леверидж (левередж) (capital gearing or leverage) — отношение капитала с фиксированным процентом к используемому в финансировании деятельности компании акционерному капиталу. Если компания получает большую часть требующихся ей средств, выпуская акции, а займы с фиксированным процентом использует в незначительном объёме, то она имеет малый леверидж. Если же компания получает большую часть необходимых средств за счёт займов с фиксированными процентами и получает от акционеров лишь небольшую сумму, то она имеет большой леверидж.

Леверидж важен для акционеров компании, поскольку выплаты по ссудам с фиксированным процентом влияют на величину остаточного дохода, который получают акционеры из валовой прибыли. Когда доход на вложенные деньги превышает ставку процента по ссудам, весь остаточный доход достаётся акционерам, увеличивая их доход. Но если средняя норма до­хода на вложенные деньги меньше, чем ставка процента, то процент всё же должен быть выплачен, и это приводит к уменьшению дохода, поступающего в распоряжение акционеров. Таким образом, доходы акционеров изменяются более интенсив­но при большом леверидже.

Степень, с которой компания может использовать ссуды с фиксированным процентом в качестве источника долгосроч­ного финансирования, во многом зависит от стабильности при­былей во времени. Например, большие компании, занимаю­щиеся розничной торговлей, прибыли которых из года в год изменяются мало, имеют больший леверидж, чем горнодобы­вающие компании, у которых прибыли более изменчивы.

Возмещение капитала {capital recovery factor, CRF) — коэффициент позволяет определить величину рав­ных ежегодных взносов, отчисление которых в течение заданного числа лет эквивалентно первоначально вложенному капиталу (или полученному зай­му) вместе с начисленными на него сложными процентами. Определяется по преобразованной формуле слож­ных процентов или из таблиц.

Доля облигаций {bond ratio) — ко­эффициент финансового рычага, пока­зывающий, какую долю в капитале компании составляют облигации. Об­щая сумма облигаций, подлежащих по­гашению через год, делится на ту же сумму плюс собственный капитал. До­ля облигаций свыше 33% считается значительным финансовым рычагом, за исключением коммунальных компа­ний, которым свойственна высокая до­ля облигаций.

Доля задолженности {debt ratio) — отношение суммарной задолженности предприятия (суммы его долговых обя­зательств) к итоговым активам.

Заемный/собственный капитал {debt-equity ratio) — процент долго­срочных обязательств в общем капита­ле предприятия. При этом капитал компании рассматривается как сумма долгосрочных обязательств (заемного капитала) и собственного акцио­нерного капитала; либо это отношение собственного капитала к общей вели­чине акционерного капитала; обычно выражается в процентном отношении, например 50:50.

Капитал/активы {capital-to-assets ra­tios) — группа коэффициентов, вклю­чающая различные варианты соотно­шений капитала к активам. Например: капитал к итоговым активам; капитал к активам, взвешенным по уровню рис­ка; капитал 1-го уровня к итоговым ак­тивам и т.д.

Обязательства/активы {liabilities/ assets ratio) — показывает, какая часть активов сформирована за счет задол­женности компании (обязательств пе­ред кредиторами); используется в фи­нансовом анализе.

Финансовые коэффициенты ссуда/доход {loan-to-income ratios) — коэффициенты, показыва­ющие отношение величины ссуды к доходу заемщика. Кредитование при слишком высоких значениях таких коэффициентов (значительные ссуды при низких доходах заемщиков) ве­дет к масштабным кредитным поте­рям.

Обеспеченность процентов по кредитам {times interest earned) — от­ношение прибыли компании до выче­та налогов и выплаты процентов к суммарным процентным платежам, показывающее, сколько раз проценты покрываются прибылью компании до выплаты процентов и вычета налогов. Представляет собой меру финансовой стабильности компании и тем самым меру целесообразности выпущенных ею облигаций.

Финансовые коэффициенты финансовой устойчивости предприятия — отражают уровень риска деятельности компании и зави­симости от заемного капитала.

Коэффициент финансирования — отношение собственных средств пред­приятия к заемных средствам.

Коэффициент автономии — отно­шение собственных средств предпри­ятия к стоимости всех активов.

Коэффициент маневренности соб­ственных средств — отношение собст­венных оборотных средств к собствен­ным средствам.

Финансовые коэффициенты платежеспособности/лик­видности {liquidity ratios) — коэффи­циенты, отражающие способность за­емщика погасить свои краткосрочные обязательства.

Финансовый коэффициент общей ликвидности — отно­шение текущих активов к текущим обязательствам.

Финансовый коэффициент быстрой (срочной) ликвиднос­ти (quick ratio) — отношение суммы де­нежных средств, краткосрочных фи­нансовых вложений и дебиторской за­долженности к текущим обязатель­ствам.

Финансовый коэффициент абсолютной ликвидности — отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам.

Финансовый коэффициент "лакмусовой бумажки" или критической оценки ликвидности (acid test) — отношение суммы наличного де­нежного капитала, дебиторской задол­женности и легкореализуемых ценных бумаг к текущим обязательствам. Ино­гда употребляется термин "коэффици­ент ликвидности", который является од­ним из показателей платежеспособно­сти предприятия, т.е. его возможности оплатить краткосрочные обязательства за счет текущих активов. Поскольку оценка ликвидности предполагает исключение товарно-материальных запасов из текущих активов, она является более точной оценкой платежеспособности предприятия, чем отношение текущих активов к текущим обязательствам.

Финансовый коэффициент платежеспособности (cash ratio) — отношение суммы наличного денежного капитала и легкореализуемых ценных бумаг к текущим обязательствам.

Финансовый коэффициент покрытия (current ratio) — соотношение текущих активов и краткосрочных (текущих) обязательств, определяемых по балансу предприятия. Об­щий показатель платежеспособности (ликвидности).

Финансовые коэффициенты рентабельности.

Рентабельность активов — отно­шение операционной прибыли к сред­ней сумме активов; комплексный пока­затель, позволяющий оценивать ре­зультаты основной деятельности пред­приятия. Выражает отдачу, которая приходится на рубль активов предпри­ятия. Может рассчитываться по другой формуле: как произведение показате­лей рентабельности продаж и оборачи­ваемости активов. Являясь важней­шим показателем эффективности дея­тельности, он объединяет весь набор элементов, описывающих различные стороны работы предприятия. Анали­зируя взаимосвязи, можно выделить элементы, оказывающие наиболее сильное негативное влияние, и сосре­доточить внимание на них.

Рентабельность чистых активов — процентное отношение операционной прибыли к чистым активам; показатель эффективности оперативной деятель­ности организации. Характеризует воз­врат, который генерируется фондами (собственным капиталом и кредитами банков), используемыми в бизнесе. Этот показатель связывает бухгалтер­ский баланс и отчет о прибылях и убыт­ках и разделяет операционную и фи­нансовую деятельность организации.

Рентабельность продаж — про­центное отношение операционной прибыли к выручке от реализации про­дукции (услуг). Этот коэффициент по­казывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каж­дого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себесто­имости продукции. Показатель рента­бельности продаж характеризует важ­нейший аспект деятельности предпри­ятия — реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестои­мости в продажах. Коэффициент рен­табельности продаж связывает оперативную и стратегическую дея­тельность предприятия. Причиной снижения этого коэффициента может быть рост затрат на производство и ре­ализацию продукции. Следовательно, необходим анализ себестоимости, что­бы найти причины данного снижения. Другой причиной этого может быть па­дение общего объема продаж. Это свя­зано с ростом затрат на единицу про­дукции. Следовательно, нужно прове­сти анализ рынка, чтобы выяснить вли­яние маркетинговых факторов. Одна­ко высокое значение показателя рента­бельности продаж может иметь негативные последствия для предпри­ятия из-за высоких налоговых выплат. Рентабельность продаж — это ключе­вой управленческий показатель. При­веденная блок-схема позволяет просле­дить взаимосвязь значения рентабель­ности продаж с остальными показате­лями (рис. 2).

Финансовый рычаг (leverage (ratio) — США; gearing (ratio) — Вели­кобритания) — коэффициент исполь­зования заемных средств, показыва­ющий использование собственного ка­питала для привлечения значительно­го объема заемных средств и получе­ния на этой основе дополнительных прибылей. Финансовый рычаг определяет зависи­мость прибыли предприятия от степе­ни использования им заемных средств, при фиксированной стоимости кото­рых создается дополнительный финансовый рычаг для акционеров, если вся накапливае­мая таким образом прибыль увеличи­вает их долю в общем капитале компа­нии. Финансовый рычаг характеризует уровень фи­нансовой устойчивости предприятия (обеспеченность капиталом) и объем заемных средств, который генерирует­ся, базируясь на капитале компании. Рассчитывается как отношение суммы заемного капитала к сумме собствен­ного акционерного капитала компании либо заемного капитала к сумме всего используемого компанией капитала. Чем больше доля долгосрочной задол­женности, тем сильнее финансовый рычаг. Акционе­ры компании получают выгоду от при­менения финансового рычага только в том случае, если доход, полученный за счет привлече­ния заемных средств, превышает рас­ходы по выплате процентов. При ис­пользовании заемных ресурсов возрас­тает рыночная стоимость находящих­ся в обращении акций.

Финансовый рычаг характеризует предел, до которого могут быть улуч­шены деятельность организации и ре­ализация инвестиционного проекта за счет кредитов банков. Эффект от кре­дитования за счет банка может быть положительным, отрицательным либо отсутствовать вообще. Основным критерием оценки эффективности финан­сового рычага является ставка банков­ского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чис­тых активов, то увеличение доли кре­дитов в структуре постоянного капи­тала (кредиты банка плюс собствен­ный капитал) приводит к росту пока­зателя рентабельности собственного капитала. Если банковская ставка вы­ше рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре капитала будет приводить к снижению рентабельности собственного капита­ла.

Инструментарий экономического анализа - student2.ru

Рис. 2. Формирование показателя рентабельности продаж

Рассчитывается как

(Кредиты + Собственный капитал) = Кредиты
(Собственный капитал) Собствен­ный капитал

В числителе данной дроби находит­ся сумма чистых активов, если рассмат­ривается активная часть баланса. По­этому при умножении показателя рен­табельности чистых активов на финан­совый рычаг происходят следующие сокращения:

Инструментарий экономического анализа - student2.ru

Рентабельность собственного ка­питала рассчитывается как

Чистая прибыль
Собственный капитал

Данный показатель является наи­более важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, кото­рая приходится на собственный капитал. Этот коэффициент включает в се­бя такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.

Чтобы перейти к показателю рен­табельности собственного капитала от формулы финансового рычага, надо ввести поправочный коэффициент, так как в числителе показателя рентабель­ности собственного капитала должна находиться прибыль после налогооб­ложения:

Операционная прибыль Инструментарий экономического анализа - student2.ru Чистая прибыль
Собственный капитал Собственный капитал

где Р— операционная прибыль; I — сумма процентов по кредиту; Инструментарий экономического анализа - student2.ru — про­центная ставка налога на прибыль (рис. 3).

Коэффициент реинвестирова­ния — отношение реинвестирован­ной прибыли к чистой прибыли по­сле налогообложения. Если данный коэффициент умножить на показа­тель рентабельности собственного капитала, то получится следующая формула:

Инструментарий экономического анализа - student2.ru

Если полученный коэффициент умножить на поправочный коэффициент соотношения собственного капи­тала на конец года к собственному капиталу на начало года, то получится окончательная формула:

Экономический рост организа­ции = Реинвестированная при­быль
Собственный капитал на начало периода

Экономический рост организа­ции — это показатель того максимума роста в продажах, которого может до­стичь организация, не изменяя прочие оперативные показатели. Суть данно­го показателя отражается в количестве прибыли, которую реинвестирует ор­ганизация в течение одного календар­ного года как процент к собственному капиталу, который был у организации на начало года.

Экономический рост организа­ции = Рентабельность продаж ´

´ Рентабельность чистых акти­вов ´ Финансовый рычаг ´

´ Коэффициент рефинансирова­ния Инструментарий экономического анализа - student2.ru .

Основным достоинством данного показателя является его комплексность, так как он содержит составляющие, которые позволяют отслеживать всю деятельность организации.

При проведении финансового ана­лиза необходимо учитывать не только значения показателей и их динамику, но их взаимное влияние друг на друга (рис. 4).

Инструментарий экономического анализа - student2.ru

Рис. 3. Расчет показателя рентабельности собственного капитала

Применение финансовых коэффициентов в РФ для оценки текущего финансового состояния ор­ганизаций практически невозможно из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотрас­левых показателей. В развитых странах рейтинговые агентства типа "Дан энд Брэндстрит" производят и регулярно публикуют аналогичные нормативы. Общепризнанные в мировой практике стандарты некоторых финансовых коэффициентов приводятся в таблице.

Стандарты некоторых финансовых коэффициентов в развитых странах

Показатель Нормативное значение
Коэффициент автономии 0,5-0,7
Коэффициент маневренности 0,05-0,10
Коэффициент покрытия запасов 1,0-1,5
Коэффициент текущей ликвидности 1,0-2,0
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1-0,2
Коэффициент быстрой ликвидности 0,8-1,5
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования 0,6-0,8
Рентабельность общая 0,05-0,15
Рентабельность оборота 0,05-0,15

Инструментарий экономического анализа - student2.ru

Рис. 4. Взаимосвязь финансовых показателей

Финансовые коэффициенты имеют и другую трактовку. Под финансовыми коэффициентами понимаются показатели, характеризующие платежеспособность (кредитоспособ­ность) организации, дающие инвестору в данный момент представление о том, насколько его инвестиции обеспе­чены активами или прибылью. Рассчи­тываются на стадии подготовки инвес­тиционного проекта. Выделяются сле­дующие коэффициенты.

Коэффициент покрытия прибы­лью расходов постоянного характера (fixed charges coverage) — рассчитыва­ется как отношение прибыли до уплаты налогов и процентов плюс ли­зинговые платежи к следующему вы­ражению:

Расходы на уплату процентов + Лизинговые платежи +

+ Платежи из фонда погашения облигаций /(1- Налоговая став­ка).

Коэффициент рискованных акти­вов [risk assets ratio) — доля активов, имеющих определенную степень рис­ка, в общей сумме активов.

Оборачиваемость капитала (capital turnover) — коэффициент, получаемый путем деления объема продаж за год на величину постоянного капитала.

Полностью приведенный коэффи­циент прибыли на акцию (full diluted earnings per share) — один из самых из­вестных коэффициентов, использу­емых в финансовом менеджменте, в ва­рианте, учитывающем все возможные изменения числа акций в будущем. Рас­считывается как отношение чистой прибыли за вычетом налогов, процен­тов по долговым обязательствам и ди­видендов по привилегированным ак­циям к среднему числу непогашенных обыкновенных акций, включая все вар­ранты и конвертируемые облигации, которые могут быть обращены в обык­новенные акции.

Наши рекомендации