Расчеты платежными поручениями

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма безналичных расчетов. Примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются:

– при перечислениях за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

– для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

– при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним;

– для платежей в других целях.

Платежное поручение представляет собой поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя. Оно действует в течение 10 дней, не считая дня выписки. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств платежные поручения помещаются в картотеку с указанием даты и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Оплата продукции с использованием платежных поручений может осуществляться либо до отгрузки товаров, либо после отгрузки.Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг) представлена на рисунке 3.

Расчеты платежными поручениями - student2.ru

Рисунок 3 - Расчеты платежными поручениями при последующей

оплате товаров (услуг).

1. Отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг).

2. Выписка платежного поручения плательщиком обслуживающему банку.

3. Перечисление денег с расчетного счета покупателя на расчетный счет поставщика.

4. Выписка о поступлении денег на счет.

5. Извещение о поступлении денег.

6. Выписка клиенту о совершенной операции.

Расчеты по аккредитиву

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Аккредитив -это резервирование денежных средств для расчетов с поставщиком. Схема расчетов посредством аккредитива представлена на рисунке 4.

Расчеты платежными поручениями - student2.ru

Рисунок 4 - Расчеты посредством аккредитива

1. Заявление об открытии аккредитива.

2. Перевод зарезервированной суммы с расчетного счета на специальный (аккредитивный) счет.

3. Перевод аккредитива на специальный (аккредитивный) счет поставщика.

4. Сообщение об открытии аккредитива.

5. Отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг).

6. Передача товаросопроводительных документов.

7. Проверка соответствия документов сумме аккредитива.

8. Перевод денег со специального счета на расчетный счет.

9. Сообщение в банк покупателя о совершенной операции.

Аккредитив может быть отзывным и безотзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитивне может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком. Подавляющее большинство аккредитивов безотзывные.

Аккредитив может быть покрытым и непокрытым.

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива на специальном счете резервируется денежная сумма за счет собственных средств покупателя.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк покупателя предоставляет возможность покупателю использовать для открытия аккредитива средства банка на возвратной основе.

В ряде случаев предоставляется револьверный (возобновляемый) аккредитив, при котором после использования средств на аккредитиве его сумма автоматически восстанавливается. Это обеспечивает непрерывность действия и сокращение издержек обращения как у поставщика, так и у покупателя.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком.

Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы. Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его поставщику-получателю средств. Если чекодержатель является клиентом другого банка, то денежные средства при предъявлении чека перечисляются в обслуживающий его банк.

Срок хождения чека на территории Российской Федерации составляет:

- 10 дней, если он выписан на территории России;

- 20 дней, если он выписан в стране-члене СНГ;

- 70 дней, если чек выписан на территории других государств. В течение этого срока, в любой день чек оплачивается по предъявлению его держателем в банк-плательщик.

Примерная схема расчетов чеками представлена на рисунке 5.

Расчеты платежными поручениями - student2.ru

Рисунок 5 - Расчеты чеками с использованием лимитированной

чековой книжки

1 - Покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки.

2 – Депонирование средств на специальном (чековом) счете.

3 - Выдача чековой книжки.

4 - Отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг).

5 – Выписка и передача чека.

6 - Предъявление чека в банк к оплате.

7 – Требование на оплату.

8 - Перечисление средств.

9 и 10 – выписки банка о совершенной операции.

Различают денежные и расчетные чеки. Расчетный чек – это чек, по которому запрещена оплата наличными деньгами. Имеет на лицевой стороне надпись «расчетный». Денежный чек – чек, который можно использовать только для получения наличности в банке. Является письменным распоряжением чекодателя своему банку о выдаче чекодержателю наличных денег со своего счета.

Практика показала, что широкое использование чеков в условиях экономического кризиса и отсутствия жесткого законодательства приводит к негативным последствиям, связанным с мошенничеством. Поэтому телеграммой Банка России от 15.10.92 г. № 230-92 приостановлено использование чеков.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассопредставляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (работ, услуг). Инкассо -востребование платежа.

Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежные требованияприменяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором. Платежное требование содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Акцепт- от лат. «согласие». Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной и др. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы в 3-х экземплярах.

Схема расчетов платежными требованиями с акцептом представлена на рисунке 6.

Расчеты платежными поручениями - student2.ru

Рисунок 6 - Расчеты платежными требованиями с акцептом

1. Отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг).

2. Предоставление платежного требования с товаросопроводительными докумен­тами на инкассо.

3. Пересылка документов в банк покупателя для получения акцепта.

4. Передача документов плательщику для получения согласия на платеж (от­водится не менее 5 дней).

5. Акцепт платежного требования (согласие на платеж).

6. Перечисление денег в банк поставщика и зачисление на счет поставщика.

7 и 8 - Выписки банка своим клиентам о совершенной операции.

Инкассовое поручениеявляется расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

- если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;

- для взыскания по исполнительным листам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

Межбанковские расчеты

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег.

Расчеты между банками могут проводиться:

- через расчетно-кассовые центры, созданные Банком России;

- по корреспондентским счетам банков, открываемым друг у друга на основе межбанковских соглашений;

- путем межбанковского клиринга.

Система межбанковских расчетов базируется на проведении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в РКЦ Банка России, являющихся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками. Для коммерческого банка РКЦ – это аналог коммерческого банка для предпринимателя. Корреспондентские отношения между коммерческими банками и РКЦ оформляются соответствующим договором.

Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своих клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для банка корреспондентский счет – это своего рода «расчетный» счет, на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и неиспользованные деньги своих клиентов, а также неиспользованные кредиты, полученные от других банков).

Банк России принимает расчетные документы независимо от остатка средств на корреспондентском счете. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов Банка России (при недостаточности средств на счете банки могут получить от Банка России кредит, который является однодневным и предоставляется только отдельным банкам).

Операции по корреспондентским счетам кредитных организаций совершаются на основании расчетных документов (поступивших в подразделение расчетной сети Банка России на бумажных носителях или в электронном виде) путем оплаты каждого расчетного документа.

Наряду с централизованной системой межбанковских расчетов (через расчетную сеть Банка России), получила развитие система межбанковских расчетов через прямые корреспондентские отношения банков.

Коммерческие банки имеют право открывать корсчета в других коммерческих банках, минуя РКЦ. В современных условиях каждый банк связан корреспондентскими узами не с одним, а с десятками, а иногда и тысячами банков. Крупные банки, как правило, обмениваются корреспондентскими счетами, а мелкие – открывают счета в более крупных банках.

Взаимоотношения между кредитными организациями при ведении расчетных операций по корреспондентским счетам регулируются законодательством и договором корреспондентского счета, заключенным между сторонами.

При этом корреспондентские счета бывают двух видов:

- счет «НОСТРО» - счет данного банка в другом банке;

- счет «ЛОРО» - счет другого банка в данном банке.

Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам: расчеты ускоряются, расширяются возможности для работы на рынке, при широких корреспондентских отношениях появляются условия для проведения клиринга.

Однако данная система расчетов имеет и недостатки: большое количество корсчетов обусловливает рассредоточение денежных средств банка по банкам-корреспондентам; эти расчеты плохо поддаются контролю со стороны Центрального банка РФ, а значит, более подвержены риску в части надежности контрагентов. Поэтому количество корреспондентских счетов должно быть оптимальным для осуществления кредитно-расчетных операций.

Третьей системой организации межбанковских расчетов межбанковский клиринг, основанный на зачете взаимных требований и обязательств клиентов.Его основусоставляют корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Проведение клиринга между банками позволяет сократить сроки документооборота, минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит высвободить их в расчетах и использовать для получения дохода.

Наши рекомендации