Этапы факторинга

Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом, каждая стадия которого имеет свое назначение. В данном процессе целесообразно выделить три этапа:

§ 1-й этап — предварительная работа;

§ 2-й этап — работа по оформлению документов;

§ 3-й этап — мониторинг факторинговой сделки.

§

На первом этапе производится тщательный отбор дебиторской задолженности клиента для принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Однако принятию решения предшествует большая предварительная работа, которая включает следующие процедуры:

§ собеседование с клиентом;

§ сбор информации о клиенте и ее анализ;

§ анализ степени риска.

В ходе предварительного собеседования отбираются потенциальные клиенты для факторингового обслуживания. Предварительный отбор осуществляется на основе обшей информации о деятельности клиента, а именно: сфера деятельности, порядок осуществления платежей (возможность авансовых платежей, платежей по мере реализации товара). В свою очередь, потенциальные клиенты на этапе предварительною собеседования знакомятся с требованиями факторингового отдела банка, условиями и порядком факторингового обслуживания.

Потенциальный клиент представляет все необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности. При этом сотрудники отдела факторинговых операций контролируют соблюдение следующих требований: пакет документов должен быть полным, все документы оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии с требованиями законодательства РФ и банка.

После собеседования производится анализ финансового состояния клиентов, дебиторов и качества выполнения ими обязательств друг перед другом. Информационной базой для анализа служит анкета клиента, содержащая в себе разнообразные пункты, в том числе и наличие рекламаций и их причины. Составной частью анкеты должен быть раздел, информация которого характеризует дебиторов клиента. Обязательными участниками процесса изучения информации о клиенте и его дебиторах, помимо сотрудников отдела факторинговых операций, являются сотрудники юридической службы и службы безопасности, задача которых заключается в проверке достоверности предоставленной информации и юридической чистоты их договорных отношений.

На заключительной стадии анализируется степень риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы банка. Основным риском, характерным для факторинга, является риск неплатежа со стороны дебиторов. Поэтому особое внимание должно быть уделено способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки. Основное прояапе- ние данного риска — просрочка платежа. В этом случае банк должен выяснить ее причины.

Решение о факторинговом обслуживании принимается по результатам тщательного изучения и анализа всех представленных документов и прочей полученной информации.

Второй этап — работа по оформлению документов — яапястся результатом принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Основополагающим документом, в рамках которого проводятся факторинговые операции с конкретным клиентом, служит договор факторинга. Учет в нем всех юридических аспектов в определенной степени способствует эффективному проведению факторинговых операций с юридической точки зрения. Практика показывает, что целесообразно заключать договор факторингового обслуживания клиента, в соответствии с которым банк берет на себя обязательства обслуживать конкретную или всю его задолженность. В данном договоре отражаются моменты, являющиеся общими для всех сделок, а именно: предмет договора, условия и порядок осуществления финансирования и передачи прав денежных требований, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, цена факторинговой услуги и порядок расчетов, срок действия договора и иные условия. Кроме этого, все признаки, определяющие предмет уступки, а именно: наименование должника, документы, подтверждающие действительность денежных требований, сумма требования, срок оплаты по требованию — указываются в специальных дополнениях к договору факторингового обслуживания.

Третий этап — мониторинг факторинговой сделки — представляет собой совокупность действий, направленных на контроль за выполнением клиентами и должниками своих обязательств перед банком. Это важный этап организации факторинговых операций, который должен непременно сопровождать весь процесс факторингового обслуживания клиента. Мониторинг факторинговых операций включает:

§ постоянную оценку соответствия активов, размещенных в рамках договоров факторинга, требованиям и условиям банка, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях, а также действующим стандартам, разработанным органами, регулирующими факторинговую деятельность банков;

§ оценку текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников;

§ контроль над сделками, клиентами или должниками которых являются проблемные отрасли экономики.

Наши рекомендации