Можно ли учесть расходы на покупку чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, предлагаемых клиентам (пп. 2 п. 1 ст. 254, пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно официальной позиции расходы на приобретение чая, кофе и кондитерских изделий, которые предлагаются физическим лицам - клиентам, не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку к представительским могут быть отнесены только расходы по обслуживанию представителей других организаций. В авторской консультации высказано мнение, согласно которому расходы на приобретение чая, кофе и кондитерских изделий для представителей других организаций не учитываются при налогообложении прибыли, если они предлагаются вне рамок официального приема.

В то же время есть судебное решение, согласно которому затраты на приобретение кофе, конфет могут учитываться в составе расходов при условии документального подтверждения этих затрат.

Также есть мнение автора, согласно которому указанные расходы можно учитывать в составе материальных расходов.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Расходы на покупку чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, предлагаемых клиентам, не учитываются

Письмо Минфина России от 24.11.2005 N 03-03-04/2/119

Финансовое ведомство разъясняет, что расходы на приобретение чая, кофе, конфет, печенья, предлагаемых физическим лицам - клиентам, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не относятся к представительским.

Статья: Налогообложение представительских расходов ("Российский налоговый курьер", 2006, N 22)

По мнению автора, расходы на приобретение чая и кондитерских изделий, которые предлагаются представителям других организаций вне рамок официального приема, не учитываются при налогообложении прибыли в составе представительских расходов.

Позиция 2. Расходы на покупку чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, предлагаемых клиентам, учитываются в составе прочих расходов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.08.2011 N Ф09-4143/11 по делу N А60-29338/10

Суд указал, что в п. 2 ст. 264 НК РФ не конкретизирован перечень расходов, которые признаются представительскими. Поскольку расходы налогоплательщика на приобретение конфет подтверждены документами, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно учел данные затраты как представительские.

Позиция 3. Расходы на покупку чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, предлагаемых клиентам, учитываются в составе материальных расходов

Консультация эксперта, 2011

Автор приходит к выводу, что затраты на приобретение кофе для работников и посетителей могут быть учтены в составе материальных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии их документального подтверждения.

Наши рекомендации