Показатели финансовых результатов предприятий

Содержание

С.

Глава 1. Теоретическая часть: Статистика финансов предприятия. 3

1.1. Показатели финансовых результатов предприятий. 3

1.2. Показатели финансовой устойчивости предприятий. 8

Глава 2. Практическая часть. 122

2.1. Выборочное наблюдение. 12

2.2. Группировка. 14

2.3. Построение ряда динамики. 18

2.4. Характеристика используемых статистических показателей. 18

2.5. Расчет структурных средних величин, абсолютных и относительных показателей вариации. 222

2.6. Расчет ошибки выборки. 26

Список литературы.. 31


1. Теоретическая часть: Статистика финансов предприятия

Показатели финансовых результатов предприятий

Финансовая деятельность предприятий всех видов, в том числе и малых, характеризуется рядом важных показателей.

Финансовые ресурсы — это денежные средства предприятия (собственные и привлеченные), находящиеся в его распоряже­нии и предназначенные для выполнения финансовых обяза­тельств и осуществления затрат для производства.

Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты торгово-производствен­ного процесса, является прибыль в форме денежных накоплений, представляющих собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. Прибыль — один из основных источников доходов федерального и местного бюдже­тов, основная цель предпринимательской деятельности. При ста­бильных ценах динамика прибыли отражает изменение эффек­тивности производства. От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия, возможность формирова­ния фондов развития производства и социальной защиты, мате­риального поощрения работников.

Прибылью характеризуется абсолютный эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности предприятий всех видов. При этом используется система показателей прибыли (убытка), существенно различающихся по величине, экономическому содер­жанию, функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Для целей налогообложения определяется расчетный показа­тель валовая прибыль, а на его основе — прибыль, облагаемая на­логом, т. е. облагаемая прибыль. Остающаяся в распоряжении пред­приятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью предприятия.

Балансовая прибыль (убыток) — конечный результат деятель­ности предприятия, отражаемая в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Она рассчитывается суммированием прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов (расходов) от внереализаци­онных операций:

Пб = Пр +Ппр +Пвнер.

где Пб — балансовая прибыль (убыток);

Пр — прибыль от реализации продукции (работ и услуг);

Ппр — прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и другого имущества, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п.;

Пвнер - прибыль (доход) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности других предприятий и др.).

Здесь вполне возможен как положительный результат (+), так и отрицательный (—) даже при благоприятных итогах работы.

Основная, преобладающая часть балансовой прибыли, — это прибыль от реализации готовой продукции, сдачи заказчиком выполненных работ и услуг.

На основе балансовой прибыли определяется валовая при­быль. Валовая прибыль в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Это расчетный показатель, специально определяемый для целей налогообложения.

Чистая прибыль представляет разность между балансовой прибылью и сумой платежей в бюджет из прибыли.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции по опто­вым ценам предприятия (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализа­цию, включаемыми в себестоимость продукции:

Пр =р*q - Z

где р — цена единицы продукции;

Z — затраты на производство единицы продукции;

q — объем продукции.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Поскольку ин­декс инфляции официально не установлен, указанный порядок расчета не применяется, и прибыль от реализации основных фондов определяется как разница между продажной и остаточ­ной стоимостью. При этом первоначальная стоимость имущест­ва не применяется к основным фондам, нематериальным акти­вам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой эко­номической прибылью выглядит следующим образом:

Чистая экономическая = Бухгалтерская Неявные

Прибыль прибыль - издержки

Если издержки превосходят доход, то фирма несет убытки. Си­туация, когда доход равен издержкам (экономическая прибыль равна нулю), вполне удовлетворительна для фирмы, поскольку все ресурсы приносят выгоду, по крайней мере, не меньшую, чем они бы приносили, если бы их использовали наилучшим альтернатив­ным путем.

Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эф­фект хозяйственной деятельности предприятия. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью.

Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность предприятия, рентабельность реализованной про­дукции, рентабельность капитала.

Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:

Показатели финансовых результатов предприятий - student2.ru

где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Показатель рентабельности предприятия характеризует раз­мер прибыли на один рубль стоимости производственных фон­дов (основных и оборотных средств).

Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным.

Повышению рентабельности предприятия способствует уве­личение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и ма­териалов, предупреждения неоправданных расходов, сокраще­ния потерь и простоев, повышения производительности труда.

Рентабельность реализованной продукции детализирует об­щий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение прибыли (Пр), полученной от реализации продукции (работ, ус­луг), к затратам на ее производство:

Показатели финансовых результатов предприятий - student2.ru

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает прирост средств, которые получены в изучаемом периоде в результате эффектив­ности текущих затрат: зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Средний уровень рентабельности продукции можно предста­вить как сумму произведений рентабельности отдельных видов продукции и структуры затрат на реализованную продукцию:

r = rt *dj

где rt — уровень рентабельности отдельных видов продукции; dj — удельный вес затрат на производство и реализацию отдельного вида продукции.

Использование индексного метода анализа позволяет определить меру влияния каждого фактора на изменение суммы прибыли. Абсолютный прирост суммы прибыли в текущем периоде по сравнению с базисным (∆Пр ) обусловлен:

изменением общей рентабельности предприятия:

∆Пр (R) = (R1 - R0)Z0

изменением суммы затрат:

∆Пр (Z) = (Z1 — Z0)R1 ,

где R1,R0 — общая рентабельность предприятия в отчетном и ба­зисном периодах соответственно;

Z1, Z0 — выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) в отчетном и базисном периодах соответственно.

∆Пр = ∆Пр (R) + ∆Пр (Z)

Рентабельность капитала характеризует деловую актив­ность предприятия в финансовом отношении и измеряется по­средством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:

Рен. Кап. = В / К

где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

К — капитал предприятия (основной капитал, материальные обо­ротные средства, нематериальные активы, фонды обращения).

Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в ре­зультате не только ускорения кругооборота имущества предпри­ятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

Нормальным значением для этого коэффициента считается 1:1.

Наши рекомендации