Законодательно установленные банковские операции и сделки в РФ

К банковским опрециям относятся : 1)привлечение ден.ср-в физ и юр лиц во вклады ( до востребования и на опр.срок); 2) размещение привлеченных ср-в от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банк.счетов юр и физ лиц; 4) осущ-ие расчетов по поручению физ и юр лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банк.счетам; 5) инкассация ден.ср-в, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ и юр лиц; 6) купля продажа ин.валюты в нал и безнал формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгметаллов; 8) выдача банк. Гарантий; 9) осуществление переводов ср-в по поручению физ лиц без открытия банк.счетов ( за искл.почтовых переводов_. Кред.орг-ция вправе осуществлять след.сделки : 1) выдачу поручительств за 3х лиц, предусматривающих выполнение обязательств в ден.форме; 2) приобретение права требования от 3х лиц исполнения обязательств в ден.форме; 3) доверительное управлении ден.ср-ами и иным имуществом по договору с физ и юр лицом; 4) осуществление операций с драгметаллами и с драгкамнями в соотв. С законодательством РФ; 5) предоставление в аренду физ и юр лицам спец.помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) лизинговые операции; 7) оказание консультационных и информационных услуг.

3.1. Понятие финансов и история их возникновения.Финансы – это эк. категория, отражающая отношения в процессе создания и исп-ния ден. доходов и ден. фондов. Предпосылки возникновения: развитие и расширение товарно-ден. отношений , появление гос-ва ) как участника ден. отношений. Происхождение термина: в 13-15 веках термин «финансы» означал платеж; в 16-19 века этот термин означал процесс, связанный с формированием гос. доходов и их расходованием; с начала 20 века финансов свойственны след признаки: ден. хар-р отношений, односторонний хар-р движения ден. средств, распределительный хар-р отношений, фондовый хар-р отношений (обособившаяся часть ден. средст, имеющих цел. назначение), правовой хар-р отношений

3.2 Социально-экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.Финансы – эк. катеГ отражающая отношения в процессе создания и исп-ния ден. доходов и ден. фондов. Предпосылки возникновения финансов: 1)развитие и расширение товаро-ден. отношений; 2)появление гос-ва (гос.власти) как участника ден. отношения. XIII-XV в.в термин финансы означал «платёж». XVI-XIX в.в-финансы означают «процесс связанный с формированием гос.доходов и их расходывания» Эволюция финансов свидетельствует что им свойственны сл.признаки: 1)ден.хар-р отношений; 2)односторонний хар-р движения ден.ср-в; 3)распределительный хар-р отношений; 4)фондовый хар-р отношений( часть ден. ср-в имеющих как правило целевое назначение); 5)правовой хар-р отношений. (Создание спец.аппарата органов гос.власти и упр-ния.) Финансы выражают сов-сть ден. отношений регулирующиеся гос-ом в целях формирования и исп-ния ден. доходов и фондов для обеспечения разл. эк. и соц. потребностей. Финансы возникают: 1)м/у хозяйств. субъектами (в процессе реализации продукции), 2)внутри хозяйств. субъекта (по поводу получения выручки от реализации продукции, распределение прибыли); 3)м/у хозяйств. субъектами и выше стоящими орг-циями (при создании и исп-нии совместных ден.фондов); 4)между хозяйств. субъектами и гос-ом (формирование доходов бюджетов, внебюдж. фондов); 5)между физ.лицами и гос-ом; 6) м/у отдельными ур-нями гос.власти (межбюдж. отношения); 7)между отдельными физ.лицами (формирование и исп-ние бюджета домохозяйств). Ф-ции финансов: 1.распределительная. Обеспечивает создание осн. доходов общества.Образование децентрализованных фондов. Формирование общегос. фондов, позволяющих обеспечить сл.потребности(1)упр-ние гос-ом; 2)правоохранительная деят-ть; 3)охрана окр. среды; 4)внешне эк. деят-ть; 5)создание вторичных доходов общ-ва.) 2.регулирующая ф-ция. Связана с вмешательством гос-ва в эк. соц. процессы с помощью разл. Фин .инструментов (налоги,цены,цен.бумаги). 3.Конрольная. Предусматривает орг-цию системы контроля за состоянием фин.отношений.

3.3 Понятие и структура финансовой системы. Финансовая система РФ Фин. система – сов-сть форм и методов формирования, распределения и исп-ния ден. доходов и ден. фондов. Фин.система – сов-сть обособленных, но взаимосвязанных м/у собой сфер звеньев фин.отношений на основе кот. формируется и используется централизованные и децентрализованные фонды ден.ср-в. Все фин.отношения принято подразделить на большие группы именуемые сферами, каждый из кот. подразделяются на звенья. В составе РФ фин.системе выделяют: 1)централизованные финансы (ГМФ); 2)децентрализованные финансы(фин.хоз.субъектов). Роль и содержание осн. звеньев фин.системы. Финансы хоз.субъектов - ден.отношения связанные с формированием и исп-нием ден.доходов и децентрализованных фондов отдельных орг-ций, учреждений. В соотв. с гражданским кодексом РФ финансы хоз.субъектов вкл. в себя: 1)финансы ком. орг-ий(.получ прибыли); 2)финансы неком. орг-ций;3)финансы фин. посредников (это ком. орг-ции осуществляют деят-ть по привлечению и перераспределению ср-в др.хоз.субъектов и населения на основе оказания фин. и др.услуг). Посредники формируют фин.рынок кот. вкл. рынок банк. услуг, рынок цен. бумаг, вал. рынок.

3.4 Общее понятие об управлении финансами: содержание, объекты, субъекты и инструменты управления.

Управление – сознательное воздействиеУпр-ние финансами -процесс представляющий собой единство сл. элементов: 1)суб-ов2)объектов 3)инструментов упр-ния. Объектами упр-нияявляются группы фин. отношений, а субъектами – фин. органы упр-ния. фин. Отношения-по поводу уплаты обяз. платежей в бюджеты и внебюдж фонды..Объекты упр-ния финансами можно классифицировать также по звеньям фин. системы РФ. По этому признаку следует выделить след. объекты фин. упр-ния: гос. финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.Субъектами упр-ния финансами явл. законодательные и исп. органы власти и упр-ния в соотв. с компетенцией в фин. сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям фин. системы. текущее упр-ние гос. финансами осуществляют Мин.финансов РФ и его территор. органы. Упр-ние местными финансами осуществляют фин. органы муниципалитетов. В кач-ве инструментов упр-ния финансами выступают планирование, контроль, орг-ция и информационное обеспечение.

3.5. Субъекты управления финансами в РФ, их функции.относятся: субъекты общего упр-ния (высшие органы гос власти), субъекты оперативного упр-ния. К субъектам ощего упр-ния финансами в РФ относятся: 1) Президент регламентирует деят-сть фин. системы, подписывает и обнародует законодательные акты в области фин. деят-ти. 2) Фед. Собрание принимает фин. закон-во и создает НПБ. 3) Пр-во РФ обеспечивает проведение единой ДКП; разрабатывает и представляет Гос.Думе фед. бюджет и обеспечивает его исполнение;предст-ет отчет об исполнении ФБ; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюдж. системы; принимает меры по регулированию рынка цен. бумаг; осуществляет упр-ние гос. долгом РФ; осуществляет вал. регулирование и вал. контроль; руководит валютно-фин. деят-тью в отношениях РФ с ин. странами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. К субъектам оперативного упр-ния финансами в РФ относятся:фин. аппарат органов гос власти и упр-ния; орган кред. системы ; фин. службы. Специальный фин. аппарат органов гос. власти и упр-ния включает в себя: Мин.фин. явл фед. органом исп. власти. В ведении Минфина РФ находятся: ФНС, Фед. служба страх. надзора, Фед. служба фин.-бюдж. надзора, Фед. служба по фин. мониторингу, Фед. казначейство. Полномочия Минфина РФ: *вносит в Пр-во РФ проекты законов, НПА и др документов; * принимает НПА*осуществляет составление проекта ФБ;* осуществляет ведение учета операций по кассовому исполнению фед бюджета, составление и представление в Пр-во РФ отчетности; *осуществляет открытие в ЦБ РФ и кред. орг-ях счетов по учету средств фед бюджета; * осуществляет методологическое рук-во в области бюдж. планирования; * осуществляет упр-ние в установленном порядке гос долгом РФ; * осуществляет выполнение ф-ий эмитента гос ценных бумаг; * орг-ция распределения доходов от уплаты фед налогов и сборов между уровнями бюдж. системы; * орг-ия межбюджетных отношений; * осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии гос финансов; . Фед служба – фед орган исп. власти, осуществляющий след. осн. полномочия: 1) по контролю и надзору в уст. сфере деят-ти; 2) выдача разрешений (лицензий) на осущ-ние опр. вида деят-ти; 3) в пределах своей компетенции издают нормативно-правовые акты.

3.6. Инструменты управления финансами в РФ, их состав и назначение.Упр-ние финансами – процесс целенаправленного воздействия для реализации ф-ий субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деят-ти. Инструменты: 1) Фин. планирование – процесс обоснования на опр. период времени движения фин. ресурсов Методы: балансовый метод, бюджетирование, сметное планирование, программно-целевое финансовое планирование. 2) Фин. закон-во – принятие законодательных актов, постановлений, указов,НПА в области фин. деят-ти. 3) Фин. Прогноз-е – предвидение возможного фин. положения любого участника фин. отношений. 4)Фин. мониторинг – систематическое наблюдение и анализ основных макроэкономических показателей, отражающий эк. и соц. развитие страны. Осуществляется по фин. индикаторам, ВВП, инфляции и т.д. 5) Фин. регулирование – воздействие на фин. отношения при возникновении отклонений от заданных параметров. Методы: прямые (административные), косвенные (рын. воздействия). 6) Фин. контроль – сов-сть мероприятий, проводимых по проверке фин. операций, действия со стороны уполномоченных по проверке фин. деят-ти хозяйствующих субъектов. Методы: проверка, обследование, мониторинг, анализ, надзор, ревизия.

3.7. Финансовый контроль, его содержание, значение и задачи. Организация финансового контроля в РФ.ФК – это сов-сть действий и операций по проверке фин. вопросов деят-ти хозяствующих субъектов, граждан с применением специфических форм и методов его проведения. Необходимость ФК вытекает из особ-ей товарно-ден. пр-ва, кот. не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эф. исп-ния фондов ден. средств и фин. ресурсов. С помощью ФК реш-ся задачи:– обеспечения оптимальных пропорций распределения и перераспределения фин. ресурсов между тер-риями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;– обеспечения своевременности и полноты выполнения фин. обязательств перед бюджетом, внебюдж. фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;– выявления внутрихоз. резервов увеличения фин. ресурсов и повышения эффективности пр-ва;– обеспечения экономного и эф. исп-ния фин. ресурсов и повышения эф-сти фин. вложений. К методам фин. контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор. Фин. контроль гос. орг-ций – это контроль над разработкой, утверждением и исп-нием бюджетов всех ур-ней и внебюдж. фондов, а также контроль над фин. деят-стью гос.предприятий и учреждений, банков и фин. корпораций. Оперативный контроль возложен на след. гос. органы – Счетную палату РФ, Банк России, Минфин РФ, Мин-во РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы фед. органов исп. власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюдж. учреждений повседневно в течение бюдж. года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения фин. норм и нормативов, установленных показателей по формированию и исп-нию бюдж. и внебюдж. фондов ден. средств гос-ва. Тек. контроль опирается на первичные документы оперативного бюджетно-бухгалтерского учета и отчетности

3.8. Виды фин контроля в РФ, их особенностиВ зав-сти от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: гос. фин. контроль и негос. фин. контроль, который включает аудиторский, внутриведомственный, внутрихоз. и общественный контроль. Гос. фин. контроль представляет собой сов-сть действий и операций, осуществляемых органами гос. власти, а также специально созданными ими органами, с исп-нием специфических форм и методов его орг-ции за соблюдением субъектами хозяйствования и органами гос. власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и исп-ния фин. ресурсов гос-ва. Аудиторский контроль представляет собой деят-сть, осуществляемую аудиторскими орг-циями либо аудиторами, по независимой проверке бухучета и фин. (бухгалтерской) отчетности орг-ций и индивидуальных предпринимателей. Внутрихозяйственный контроль осуществляют спец. подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихоз. контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид фин. контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой орг-цией). Общественный контроль - контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными орг-циями и объединениями, т. е. без участия спец. гос. органов. Внутриведомственный контроль - контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных орг-циях осуществляют фед. органы исп. власти, органы исп. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В зав-сти от объекта контроля выделяют такие виды фин. контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

3.9. Методы и формы проведения финансового контроля в РФФормы:1)по регламенту осуществления: *обязательный(внешний) – контроль за фин. д-тью физ. и юр. лиц осущ-ся в основном внешним, независимым контролером ;*инициативный(внутренний) – контроль не вытекает из фин. закон-ва, но явл. неотъемлемой частью упр-ния финансами для достижения тактических и стратегических целей. 2) по срокам проведения: *предварительный - проводится до совершения фин. операций и имеет важное значение для предупреждения фин. нарушений, предусматривает оценку обоснованности фин. программ и прогнозов для предотвращения неэк. и неэф. расходования средств; *текущий – производится в момент совершения ден. сделок, фин. операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финн. дисциплины и своевременности осуществления фин.-ден. расчетов; *последующий - проводимый путем анализа и ревизии отчетной фин. и бухгалтерской документации, предназначен для оценки рез-тов фин. д-ти эк. субъектов. Методы: 1)проверка - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы фин. д-ти и намечаются меры для устранения выявленных нарушений 2)обследование - опр-ние фин. состояния и возможных перспектив развития эк. субъекта 3) Наблюдение (мониторинг) — постоян. контроль со стороны кред. орг-ций за исп-нием выданной ссуды и фин. состоянием предприятия-клиента 4) Анализ фин. д-ти - детальное изучение период. или год. фин.-бух, отчетности с целью общей оценки рез-тов фин. д-ти, оценки фин. состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его исп-ния 5) Надзор - производится контролир. органами за эк. субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид фин. д-ти, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов 6) Ревизия - это полное обследование фин.-хозяйственной д-ти эк. субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эф-сти. Ревизии: по охватываемому периоду д-ти(полные и частичные); по объекту реализуемой д-ти(комплексные и тематические); по способу назначения(плановые и внеплан.); по содержанию (документальные и факт.)

3.10.Финансовая политика: содержание и значение. Современная финансовая политика РФ.Фин. политика гос-ва – это особая форма деят-сти гос-ва, направленная на мобилизацию фин. ресурсов, их рац. распределение и исп-ние для осуществления его ф-ций. Проявляется фин. политика в виде форм и методов мобилизации фин. ресурсов и исп-нии их на разл. потребности гос-ва: развитие эк-ки, соц. защиту населения, потребность в фин. закон-ве, практических действиях в области финансов разных гос. структур. Фин. политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития эк-ки, стимулированию роста эффективности пр-ва, исп-нию местных ресурсов. Фин. политика гос-ва реализуетсяпутем: 1) выработки концепций развития фин. системы гос-ва; 2)составления целевых фин. программ; 3) определения более эф. направлений действия фин. механизма в эк. системе гос-ва. Фин. политика гос-ва как искусство упр-ния финансами гос-ва включает в себя стратегию и тактику. Фин. стратегияопределяет общее направление и способ исп-ния средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку фин. концепций и программ. Фин. тактикавключает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкр. условиях. Фин. тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации. Результативность фин. политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия. Совр. фин. политика явл. составной частью эк. политики РФ, основные цели и задачи кот. разрабатываются и реализуются исп. органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюдж. системы РФ на очередной фин. год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят фин. политику на подведомственной территории с учетом целей и задач фин. политики РФ. Поскольку именно фин. политика на фед. ур-не является определяющей по отношению к политике, проводимой на др. ур-нях упр-ния, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на совр. этапе. Совр. фин. политика нацелена на формирование модели рос. эк-ки, обладающей долгосрочным потенциалом эк. роста, повышение благосостояния населения. Успешная реализация фин. политики непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий эк. развития с целью корректировки тактических направлений фин. политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах фин. механизма.

3.12. Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов, их значение и составГос. и мун. финансы – эк. отношения, возникающие в реальном ден. обороте по поводу формирования, распределения и исп-ния централизованных фондов фин. ресурсов. Включает следующие элементы: 1) Бюджетная система как сов-сть фин. планов органов власти разл. ур-ней и бюджетов внебюдж. фондов. 2) Система гос. и мун. займов (гос. кредит), являющаяся способом мобилизации гос. доходов и обслуживающая дефициты бюдж. системы. В соц.-эк. развитии общества гос. и мун. финансы выполняют ряд ф-ций: 1)планирование - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов; 2)Орг-ция - присутствует бюдж. устройство, бюдж. классификация, единые процедуры бюдж. процесса;3) Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей; 4)Контроля - способность следить за реальным ден. оборотом, участником кот. явл. гос-во, население и предприятие, формирование централизованных фондов ден. средств. Принципы орг-ции гос. и мун. финансов: единство законодательной и норм. базы; открытость и прозрачность; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода; экономичности и рациональности; управляемости фин. потоками на централизованной основе.

3.14. Экономическая сущность страхования. Основные признаки и функции страхованияРазнообразные риски всегда сопутствовали человеч. существованию, нанося эк. ущерб, создавая угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому в процессе своего развития человечество всегда стремилось изучить природу рисков, чтобы уменьшить вероятность и сократить объем потерь. В соотв. с Фед. законом «Об орг-ции страх. дела в РФ» страхование представляет собой отношения по защите имущ. интересов физ. и юр. лиц при наступлении опр. событий (страх. случаев) за счет ден. фондов, формируемых из уплачиваемых ими страх. взносов (страх. премий). Признаки: целевое назначение создаваемых ден. фондов; возвратность средств; вероятностный хар-р отношений. Функции: 1)распределительная (выражается в перераспределении средств м/у участниками создания страх. фонда) 2)контрольная (состоит в орг-ции действий и операций по проверке целевого исп-ния средств страх. фонда).

3.16. Организация страхования в РФ в условиях страхового рынкаСтрах. отношения в РФ в наст. время регулируются: 1)конституцией РФ; 2)Гражданским кодексом РФ; 3)Фед. законом «об орг-ции страх. дела» РФ; 4) Указами Президента РФ, постановлениями Пр-ва по вопросам развития страх-ния; 5) Норм.-правовыми актами фед. служды страх. надзора. Принципы орг-ции страх. д-ти: -демонополизация страх. дела(отказ гос-ва от единоначалия); -страхование явл. сферой ком. д-ти; -привлечение свободных ден. ресурсов в страх. фонды (принцип накопления); -принцип свободы выбора страхователями условий получения страх. защиты. Страхование осущ-ся в условиях страх. рынка(сфера ден. отношений, где объектом купли-продажи выступает специф. услуга, страх. защита, формируется предложение и спрос на нее. Страх. рынок характеризуется составом участников:1) страховщики: гос. Сектор и ком. сектор страх. рынка ; 2)страх. посредники: страх. агенты и страх. брокер (физ. или юр. лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора страх-ния с той или иной компанией); 3)гос. регулирование страх. д-ти: фед. служба страх. надзора (лицензирование страх. д-ти; регистрация страховщиков и страх. брокеров; правила проведения страх. операций; нормат. и метод. документация по вопросам страхования, формы учета БУ и бух. отчетности; контроль и надзор за соблюдением субъектами страх. дела закон-ва, за р-тами фин. д-ти, достоверностью предоставляемой отчетности; совершенствование страх. д-ти).

3.17. Классификация страхования. Формы, отрасли и виды страхованияКлассификация страх-я - система научного деления страховых отношений по формам, отраслям и видам страхования. 1.По основаниям участия все страх. отношения подразделяются на формы: 1)обяз. страх-е. 2)добровольное страх-е 2.По отраслям (объектам) страх-я:1)имущественное; 2)личное; 3)стр-е; ответственности; 4)страх-е эк.(предпринимательских) рисков; 5)соц. страх-е 3.С учётом многообразия страх. интересов каждая отрасль подразделяется на виды страх-я: страх-е имущества от огня; страх-е животных от вынужденного забоя; страх-е транспортных средств от аварий; обяз. мед. страх-е; обяз. соц. страх-е граждан РФ; обяз. страх-е недвижимого имущества; обяз. гос. страх-е личности от риска радиационного ущерба; добровольное мед. страх-е; страх-е на случай смерти и потери трудоспособности; ОСАГО; соц. страх-е граждан; страх-е вал. рисков; страх-е рисков неплатежа; страх-е профес. отв-сти деят-ти нотариуса, занимающегося частной практикой; страх-е профес. отв-сти аудиторов и т.д.

3.19. Финансовый рынок: его содержание и структураФин. рынок – это рынок, на кот. осущ-ся перераспределение временно свободных ден. средств между разл субъектами эк-ки путем совершения сделок с фин. активами. Фин. рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кред., фондового, страх., вал.. На рынке цен. бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как цен. бумаги, путем их купли-продажи или осущ-ия др. гражданско-правовых сделок. На кред. рынке кред. орг-ии привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. На вал. рынке осущ-ся операции с вал. ценностями. К вал. ценностям относятся: иностранная валюта и цен. бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Фин. рынок и особенно рынок цен. бумаг, или фонд. рынок, явл. не только средством перераспределения фин. ресурсов в хозяйстве, но они в своей сов-ти составляют очень важный индикатор состояния всей фин. системы и эк-ки в целом.

3.20. Рынок ценных бумаг: понятие и значениеРынок цен. бумаг – это сов-ть эконом. отношений, возникающих между разл. эконом. субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска и обращения цен. бумаг. Рынок цен. бумаг (фондовый рынок) подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке размещаются новые выпуски цен. бумаг, эмитентом которых явл. корпорации, правительство и муниципальные органы. Вторичный рынок - это рынок, на кот. обращаются ранее эмитированные на первично рынке цен. бумаги. Он не увеличивает ст-ти привлеченных фин. ресурсов, но создает механизм ликвидности, формирует доверие к инвестору и спрос на цен. бумаги. Предназначен для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования фин. ресурсов в соотв. с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Задачей рынка цен. бумаг явл. обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Посредниками на рынке цен. бумаг явл. брокеры, инвестиционные дилеры и маклеры. Рынок цен. бумаг связан с тем, что в рыночной эк-ке ее участники вступают между собой в разнообразные отношения по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом оформляются посредством цен. бумаг. Цен. бумага – это документ, удостоверяющий имущественные права участников рыночных сделок. Сущ-ние цен. бумаг тесно связано с трансформацией сбережений в инвестиции. Цен. бумаги могут также опосредовать товарное обращение.

3.21. Функции и место рынка ценных бумаг в системе рынковРынок цен. бумаг выполняет ряд фун-ий, кот. можно разделить на две группы: 1) общерыночные фун-ии, присущие любому рынку; 2) специфические фун-ии, кот. отличают его от остальных рынков. К общерыночным относятся: – коммерческая фун-ия, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке; – ценовая функция, при помощи кот. обеспечивается процесс формирования рын. цен, их постоянное движение и т. д.; – информационная фун-ия, на основе кот. рынок производит и доводит до своих участников инф-ию об объектах торговли; – регулирующая фун-ия, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов упр-ия и контроля. К специфическим можно отнести:– перераспред. ф-цию, обеспечивающую перелив ден. ср-в между отраслями и сферами деят-ти и финансирование дефицита бюджета; – функцию страх-я ценовых и финна. рисков, или хеджирования, которое осущ-ся на основе нового класса производных цен. бумаг: фьючерсных и опционных контрактов. Рынок цен. бумаг – это сложная структура, имеющая много хар-к, а потому его можно рассматривать с разных сторон. К рынкам, на кот. можно накопить или получить капитал относится рынок цен. бумаг, наравне с рынком банк. капиталов, вал. рынком, рынком страх. и пенсионных фондов. Иными словами, рынком, на кот. преобладают фин. отношения, называется фин. рынком, а в его состав входят ден. рынок и рынок капиталов. Под ден. рынком понимается рынок краткосрочных кред. операций (до одного года) и в свою очередь подразделяется на учетный рынок, межбанк. рынок и вал. рынок. На учетном рынке осн. объектами купли-продажи явл. казначейские и ком. векселя и др. краткосрочные цен. бумаги, межбанк. рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (исп-ние временно свободных ден. средств) сроками от одного дня до пяти лет, вал. же рынок обслуживает международный платежный оборот. Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных цен. бумаг и рынок средне- и долгосрочных банк. кредитов. Рынок цен. бумаг также явл. рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала. Так как сущ-ют разл. виды рынков для инвестирования рынку цен. бумаг приходится выдерживать жесткую конкуренцию, на кот. влияет ряд факторов: ур-нь доходности рынка, ур-нь риска, ур-нь налогообложения и др.

3.23. Понятие и свойства ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.Цен. бумага – это особая форма сущ-ния капитала, кот. заменяет его реал. формы, выражает имущественные отношения, может самостоятельно обращаться на рынке как товар и приносить доход. Цен. бумага имеет ряд св-в: – перераспределяет ден. ср-ва между отраслями эк-ки, тер-риями и странами, группами и слоями населения, эконом. субъектами и гос-вом и т. п.; – предоставляет опр. доп. права ее владельцам, помимо права на капитал; – обеспечивает получ-е дохода на капитал и (или) возврат самого капитала. Цен. бумага обладает рядом св-в, кот. сближают ее с деньгами. Гл. св-во – это возможность обмена на деньги в разл. формах. Разл-ют именные, предъявительские и ордерные цен. бумаги. Предъявительская цен. бумага имеет сущ-ные преимущества перед именной, так как процесс перехода прав на капитал совершается сразу же путем перехода цен.бумаги от ее владельца к покупателю. Именная цен. бумага, в отл. от предъявительской, обладает 2мя важными св-ми: 1) ее владелец всегда известен; 2) все операции с этой бумагой доступны для контроля и налогообложения со стороны гос-ва, так как подлежат регистрации. Поэтому в развитом рынке имеется тенденция к ув-нию выпуска именных бумаг, т.к в этом заинтересованы, с одной стороны, эмитенты, ибо это позволяет осущ-ть передачу прав собственности, а с другой – гос-во, т.к оно расширяет свою налогооблагаемую базу. В зав-ти от формы имущ. отношений, выражаемых цен. бумагой, разл-ют долевые и долговые цен. бумаги. Сущ-щие в совр. мир. практике цен. бумаги делятся на 2 больших класса: 1) основные – имеют имущ. права на какой-либо актив (акции, облигации, векселя, закладные); 2) производные – выпускаются на базе осн. цен. бумаг или в связи с изменением цены лежащего в основе данной цен. бумаги биржевого актива (варранты, депозитарные расписки, фьючерсные контракты, опционы и др.).

3.24. Характеристика основных видов ценных бумагОсн. видами цен. бумаг с точки зрения их эк. сущности явл-ся: акция - единичный вклад в уставный капитал АО с вытекающими из этого правами; облигация - единичное долговое обяз-во на возврат вложенной ден. суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты опр. дохода; банк. сертификат - свободно обращающееся св-во о депозитном (сбер.) вкладе в банк с обяз-вом последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок; вексель - письменное ден. обяз-во должника о возврате долга, форма и обращение кот. регулируются спец. закон-вом - вексельным правом; чек - письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указ. в нем сумму денег; коносамент - документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение; варрант - а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение опр. срока времени по уст. цене; опцион - договор, в соотв. с кот. одна из сторон имеет право, но не обяз-во, в теч. опр. срока продать (купить) у др. стороны соотв. актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право опр. суммы денег, называемой премией; фьючерсный контракт – станд. бирж. договор купли-продажи бирж. актива через опр. срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.

3.25 Участники рынка ценных бумаг в РФ, их состав и роль в функционировании рынка.Участники РЦБ — это физ. лица или орг-ии, кот. продают либо покупают цен. бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Сущ-ют сл. осн. группы участников: 1) продавцы (эмитенты); 2) профес. посредники (брокеры и дилеры); 3) покупатели (инвесторы); 4) орг-ии, обеспечивающие функционирование РЦБ (биржа, РТС, банки, депозитарии, регистраторы, расчетно-клиринговые организации, рекламно-рейтинговое агентство); 5) органы регулирования и контроля. 1) Эмитенты- это юр. лица, органы гос. власти, осущ-щие выпуск цен. бумаг и несущие от своего имени обязательства перед владельцами цен. бумаг по осущ-нию прав, закрепленных ими. 2) Профес. посредники: а) брокер — это профес. посредник, осущ-щий сделки за счет клиента на основании договора поручения или договора комиссии; б) дилер — это профес. посредник, осущ-щий сделки за свой счет и от своего имени с целью получ. прибыли в виде маржи. 3)Инвесторы – это любые юр. или физ. лица, осущ-щие вложения ср-в в цен. бумаги за свой счет и в своих интересах (владельцы цен. бумаг). Сущ-ют след. группы покупателей: • в зав-сти от статуса: а) институциональные инвесторы — юр. лица, осущ-щие вложение ден. ср-в в цен. бумаги; б) индивидуальные инвесторы — физ. лица, осущ-щие вложение ден. ср-в в цен. бумаги; • в зав-сти от цели инвестирования: а) портфельные инвесторы — инвесторы, осущ-щие формирование и упр-ние портфелем цен. бумаг; б) стратегические инвесторы — инвесторы, осущ-щие управление долей собственности в виде цен. бумаг; • в зав-сти от степени риска: а) робкие инвесторы — инвесторы, осущ-щие вложение ден. ср-в в цен. бумаги с целью их сохранности; б) агрессивные инвесторы — инвесторы, осущ-щие 60—65% спекулятивных сделок с акциями.

Наши рекомендации