Основные направления развития платежной системы с учетом перехода на международные стандарты

В декабре 1995 года в соответствии с "Программой реформирования банковской системы Республики Казахстан был создан Казахстанский центр межбанковских расчетов (далее КЦМР). Он был создан на базе реорганизованной Алматинской клиринговой палаты (далее АКП), и является государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, т.е. самостоятельным юридическим лицом. Тогда же была принята Концепция Построения Промежуточной Платежной Системы (далее ППС) Республики Казахстан, реализация которой была возложена на КЦМР как оператора платежной системы.

ППС включал в себя следующие основные системы:

1. Система крупных платежей (далее СКП). Система с участием Национального банка РК(далее НБК) и банков второго уровня. Эта система перевода средств в реальном режиме времени, которая позволяла НБК более эффективно проводить денежно-кредитную политику по всей территории Казахстана, а банкам второго уровня оперативно управлять своей ликвидностью и работать на финансовых рынках вне зависимости от территориального расположения. В декабре 2000г. СКП была преобразована в Межбанковскую систему переводов денег (МСПД).

2. Система розничных платежей (далее СРП). Ее задача - обслуживание переводов третьих сторон с обеспечением расчетов в конце дня и проведением взаимозачета встречных платежей.

Высокая оценка платежных систем Казахстана международными финансовыми организациями такими, как Международный валютный фонд, Всемирный Банк и Банк международных расчетов, признание их соответствующими международным принципам и стандартам обеспечила качественно новый этап сотрудничества Национального Банка с данными организациями в рамках дальнейшего совершенствования инфраструктуры платежных систем.

В 2004 году представители Национального Банка в рамках Международной рабочей группы Банка международных расчетов по развитию инфраструктуры платежных систем приняли участие в разработке рекомендаций центральным банкам по дальнейшему совершенствованию действующих платежных систем.

В истекшем году в г. Алматы Национальный Банк совместно с РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов» (КЦМР) провел международный семинар по платежным системам для представителей центральных банков стран СНГ и Балтии. В ходе семинара Всемирный Банк представил новый проект по сотрудничеству и взаимодействию с центральными банками стран СНГ по развитию платежных систем. Проект предполагает осуществление Всемирным Банком оценки платежных систем, функционирующих в странах СНГ, и выработку рекомендаций по их развитию и совершенствованию.

1. Национальным Банком представлены предложения по внесению дополнений в законодательные акты республики в части установления полномочий по осуществлению надзора (контроля) за функционированием платежных систем, а также соблюдением банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, требований нормативных правовых актов Национального Банка в области осуществления платежей и переводов денег.

2. С учетом опыта центральных банков стран Европейского Союза в 2004 году уделено большое внимание организационным вопросам, связанным с возложением функций по осуществлению надзора (контроля) за функционированием платежных систем (в том числе необходимости создания отдельного подразделения).

3. В рамках работы по приближению платежных систем Казахстана к стандартам Европейского Союза в истекшем году совместно с Ассоциацией финансистов Казахстананачата работа по реформированию структуры банковских счетов, присваиваемых банками второго уровня своим клиентам.

4. Основываясь на опыте ведущих центральных банков стран Европы и с учетом предложений банков второго уровня, в клиринговой системе КЦМР внедрен новый платежный инструмент - электронное дебетовое сообщение, отличительной особенностью которого является возможность выставления его к оплате непосредственно банком-получателем денег.

5. Для осуществления обмена информацией на регулярной основе по вопросам платежных систем разработан проект Соглашения о сотрудничестве между подразделением платежных систем Центрального Банка Российской Федерации и подразделением платежных систем Национального Банка Казахстана, который направлен на рассмотрение Центрального Банка Российской Федерации.

6. Повышенное внимание уделяется вопросу развития рынка платежных карточек вКазахстане. В частности, проведена работа, направленная на обеспечение бесперебойного функционирования работы банкоматов и оценки их реального технического состояния. Начата работа по созданию национальной платежной карточки. В пилотном проекте приняли участие АО «Казпочта» совместно с АО «Национальный Процессинговый Центр». Национальная платежная карточка «KazCard» призвана стать эффективным платежным инструментом для осуществления безналичных платежей внутри страны, ориентирована на самые широкие слои населения и направлена на охват рынка мелких платежей в розничной торговле.

7. В рамках стимулирования развития инфраструктуры рынка платежных карточек принято постановление Правительства от 25.06.2004г. №707, в соответствии с которым в Перечень основных средств, ввезенных лизингодателем для передачи в финансовый лизинг по договорам финансового лизинга, импорт которых освобождается от НДС, включено оборудование для обслуживания платежных карточек.

8. В целях расширения безналичных платежей в сфере торговли и услуг принято постановление Правительства от 15.12.2004г. №1328 «Об утверждении категорий торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан».

9. Для совершенствования порядка выплаты заработной платы из государственного бюджета путем перечисления денег на карт-счета работников, открытые в банках, принято постановление Правительства от 12.01.2004г. №30 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 1999 года №1464 "О мерах по совершенствованию порядка выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий и других денежных выплат за счет средств государственного бюджета".

Наши рекомендации